Конспект занятия по обучению грамоте"Звук ы.Буква ы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Размаева Любовь Васильевна

Для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch_gr._zvuk_y_bukva_y.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

ООО «Семь Гномов»

Конспект НОД

по обучению грамоте  

Тема: «Звук Ы, Буква Ы»

Провела: Размаева Л.В.

 Группа «Розочка»

                                                  г.Нефтеюганск 2021

Цель:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

 Задачи:

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

 Ход занятия:

-Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить.

Не вертеться, не шалить.

-Какой сегодня день недели?

- А какое  занятие у нас по вторникам?

- Чем мы занимаемся на занятиях по обучению грамоте? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки)

- А для чего мы учим звуки и  буквы? (для того, чтобы научиться читать и писать).

- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

1. - Мы сегодня с вами вспомним один очень интересный звук и его образ –букву. Поищем этот звук в словах.

-Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, какой звук мы будем сегодня повторять:

Звук – невидимка спрятался в часы,

А его братишка – дедушке в усы.

Дети называют звук [ы].

Пароход плывет: ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ (далеко-тихо, близко-громко)

   2. Артикуляция звука

-губы и зубы приоткрыты, не напряжены,

воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,

голосовые связки вибрируют.  

3.Характеристика звука.

        - Звук [ы] – гласный, поется, живет в красном домике. Почему?

        Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

4.Игра «Поймаем звук»

 Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!

 (стоя)

-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

  • [У] [О] [И]  [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

В слогах:

  • МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

В словах:

  • сыр, мыло,  куст, дым, лук, индюк, пыль, утка

- Я хочу рассказать вам секрет.  Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой,  становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.

 -А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего вместе с воспитателем делают вывод).

- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.

        5.Образование существительных множественного числа.

        - Звук [ы] – очень зажиточный звук.

        - Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

        - У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

        - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

        - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

        - Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

Физкультминутка.

        6.Знакомство с буквой

       - С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

       - Я вам покажу знак, которым обозначается звук   – это буква ы (показ буквы).

        - Эта буква всегда маленького роста.

        8. Анализ образа буквы

        Воспитатель с детьми рассматривает букву. После чего букву заселяют в «домик»

ы – буква сытая, несет брюшко набитое.

-Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).

- А палочки одинаковые или разные?

 -  Напишите букву в воздухе пальчиком.

Пальчиковая гимнастика

Практическая часть . Работа с карточками в тетради. Педагог оказывает помощь.        

Подведение итога занятия.

       - Ребята, с каким звуком мы познакомились?          

       - Каким цветом будем обозначать звук [Ы]?

       - Какой это звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква К" в старшей группе детей с ЗПР...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки и буквы А, У, И». старшая группа

Продолжать учить соотносить буквы А, У, И с соответствующими звуками, выделять гласные звуки из начала слова; конструировать буквы.- развивать зрительное восприятие, тактильн...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»Цели:Образовательные:- познакомить с механизмом образования звука И;- познакомить ребят с многозначными словами.Развивающие:-развива...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква "М"

Конспект содержит алгоритм проведения занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки и буквы К и Х.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Дифференциация звуков и букв К -  Х....