Конспект занятия по обучению грамоте"Звук ы.Буква ы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ООО «Семь Гномов»
Конспект НОД
по обучению грамоте
Тема: «Звук Ы, Буква Ы»
Провела: Размаева Л.В.
Группа «Розочка»
г.Нефтеюганск 2021
Цель:
Уточнить артикуляцию звука [ы];
Задачи:
Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
Познакомить детей с образом буквы ы;
Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Ход занятия:
-Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить.
Не вертеться, не шалить.
-Какой сегодня день недели?
- А какое занятие у нас по вторникам?
- Чем мы занимаемся на занятиях по обучению грамоте? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки)
- А для чего мы учим звуки и буквы? (для того, чтобы научиться читать и писать).
- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
1. - Мы сегодня с вами вспомним один очень интересный звук и его образ –букву. Поищем этот звук в словах.
-Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, какой звук мы будем сегодня повторять:
Звук – невидимка спрятался в часы,
А его братишка – дедушке в усы.
Дети называют звук [ы].
Пароход плывет: ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ (далеко-тихо, близко-громко)
2. Артикуляция звука
-губы и зубы приоткрыты, не напряжены,
воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,
голосовые связки вибрируют.
3.Характеристика звука.
- Звук [ы] – гласный, поется, живет в красном домике. Почему?
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
4.Игра «Поймаем звук»
Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!
(стоя)
-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:
- [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]
В слогах:
- МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ
В словах:
- сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка
- Я хочу рассказать вам секрет. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.
-А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего вместе с воспитателем делают вывод).
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.
5.Образование существительных множественного числа.
- Звук [ы] – очень зажиточный звук.
- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
Физкультминутка.
6.Знакомство с буквой
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
- Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
- Эта буква всегда маленького роста.
8. Анализ образа буквы
Воспитатель с детьми рассматривает букву. После чего букву заселяют в «домик»
ы – буква сытая, несет брюшко набитое.
-Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные?
- Напишите букву в воздухе пальчиком.
Пальчиковая гимнастика
Практическая часть . Работа с карточками в тетради. Педагог оказывает помощь.
Подведение итога занятия.
- Ребята, с каким звуком мы познакомились?
- Каким цветом будем обозначать звук [Ы]?
- Какой это звук?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".
Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква К"
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква К" в старшей группе детей с ЗПР...
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки и буквы А, У, И». старшая группа
Продолжать учить соотносить буквы А, У, И с соответствующими звуками, выделять гласные звуки из начала слова; конструировать буквы.- развивать зрительное восприятие, тактильн...
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»Цели:Образовательные:- познакомить с механизмом образования звука И;- познакомить ребят с многозначными словами.Развивающие:-развива...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква "М"
Конспект содержит алгоритм проведения занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки и буквы К и Х.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Дифференциация звуков и букв К - Х....