Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква "М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект содержит алгоритм проведения занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«ЗВУК И БУКВА «М»
Подготовительная группа
Цели:
- уточнение знаний о звуках [М], [М'];
- упражнять детей в выделении звуков [М], [М'] в словах и определении позиций звуков в словах;
- знакомство с буквами М, м;
- учить читать обратные и прямые слоги;
- продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
- развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.
Ход занятия:
I Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?
(Медвежонок ). Это девочка, зовут её Мила.
Воспитатель: Медвежонок Мила очень хочет сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?
Воспитатель: Тогда, проходите, занимайте свои места. И Мила присядет рядом с вами. А мы начинаем наше занятие.
II. Повторение изученного материала:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?( Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.)
Воспитатель: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
Дети: А, О, У, Ы, Э, Л.
Воспитатель: Они какие?
Дети: А, О, У, Ы, Э – гласные, Л –согласный.
Воспитатель: Как они произносятся? Все ли одинаково? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображена схема слова. Из каких звуков оно состоит? ( Из гласных.)
Воспитатель: Сколько их? ( Два.) Подберите короткие слова для этой схемы.(Ау! Уа! Иа!)
III. Усвоение нового материала:
1. Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
(показывается машина – игрушка)
Воспитатель: Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый … (Мячик.)
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (Машина, мяч.)
Воспитатель: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина- [М]. Мммяч-[М']
Воспитатель: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
2. Уточнение артикуляции звука.
Воспитатель: Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).
А теперь звук [М'] (хором, индивидуально)
Воспитатель: Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
Воспитатель: А воздух выходит свободно? (Нет.) Что ему мешает? (Губы.)
3. Характеристика звуков.
Воспитатель: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? (Согласными.)
Воспитатель: Значит, звуки [М] и [М'] какие? (Согласные.) А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?
Значит звуки [М] и [М'] какие? (Звонкие.)
Воспитатель: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим.) А мягкие? (Зеленым.)
Воспитатель: Вот посмотрите на наших Звуковичков. У синего Звуковичка какая картинка? (Машина.) Какой первый звук в этом слове? ( [М]) А так как машина у синего Звуковичка, значит звук [М] какой? (Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.)
Воспитатель: А у зеленого Звуковичка, что нарисовано на картинке? (Мяч.)
Какой первый звук? ( [М']) Он какой : твердый или мягкий? (Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.)
Воспитатель: Итак, давайте подведём итог. Звуки [М] и [М'] какие? (Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.)
4) Игры на развитие фонематического слуха
Воспитатель: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю карточку, если мягкий – зелёную.
( Мак, мороз, метла, мёд, молоко.)
Воспитатель: А теперь вы назовите овощи со звуками М или Мь.(Морковь, помидор.)
Воспитатель: Назовите фрукты и ягоды с этими звуками. (Смородина, мандарин, малина, лимон.)
Воспитатель: Я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет?»
Вы должны определить место звука в слове: в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(Дети берут карточки и цветные квадратики)
Воспитатель: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза.
Физкультминутка.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)
Девочки и мальчики То по кругу побегут,
Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.
Ручками хлопают, И давай опять скакать.
Ножками топают. Ну никак их не унять!
6. Знакомство с буквами М м .
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и Мь. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква.)
Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Воспитатель: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? Сколько в ней элементов? Сложите её из палочек. А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
Воспитатель: Посмотрите на ленту букв. Как здесь написана буква М? (В сине-зелёном квадрате, т.к. она может быть твердой и мягкой, со значком «колокольчик», т.к. М – всегда звонкая).
Воспитатель: А теперь поработаем с вами в тетрадях (Работа в рабочей тетради «От А до Я» Е.В.Колесниковой. )
VI. Итог. Обобщение.
Воспитатель: Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Они какие? Какой буквой эти звуки обозначаются?
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...
Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.
Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...
Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л
Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»
Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки, буквы С-Ш
Конспект занятия по обучению грамоте на различение звуко и букв С-Ш....