НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».
план-конспект занятия по развитию речи

Смирнова Ирина Николаевна

НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».

ТемаСоставление рассказа на тему «Домашнее животное».

Составила: Семакина Т.Е

Программные задачи:

1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

2. Учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы.

3. Учить выделять во фразах слова со звуками ч* и щ*, находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

Материалыпредметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички,  листы бумаги, карандаши.

Ход деятельности:

1. Сюрпризный момент.

2. Упражнение «Назови животного на фотографии»

3. Расскажи о своем питомце.

4. Физкультминутка.

5. Составим шуточное стихотворение.

6. Игра «Четвертый лишний»

7. Игра «Чей детеныш»

8.Интеграция: рисование любимого питомца.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята , я сегодня утром шла на работу и мне почтальон передал письмо, давайте посмотрим от кого же это за письмо.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Ребята, это же письмо от дяди Федора. Давайте его прочитаем.

Дети: Давайте.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, мои дорогие друзья, пишу вам письмо из нашего Простоквашино. У нас все хорошо, живем мы дружно, все вместе: Я, дядя Федор, кот Матроскин, Шарик, наша корова Мурка и ее теленок Гаврюша. Матроскин вместе с Шариком были на рынке и купили нам еще животных. Вот только беда, мы не знаем, что это за животные? Пожалуйста, помогите нам разобраться»

Воспитатель: Вот такая беда у дяди Федора! Ребята, поможем ему разобраться, каких животных купили Матроскин и Шарик?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: А в конверте у нас фотографии, я буду вам показывать, а вы будете говорить, что это за животное.

Воспитатель показывает поочереди фотографии животных, а дети их называют.

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли разобраться дяде Федору. А как одним словом можно назвать всех этих животных. А сейчас давайте поговорим о животных, которые живут у нас дома. Вот у меня есть кошка Мурка, она серенькая и пушистая. У неё очень мягкие лапки и длинные усы. Она любит кушать колбасу. А еще она забавная и очень любит играть с бантиком. Я очень люблю свою кошку Мурку и часто с ней играю. Подумайте, про кого вам хочется рассказать. Расскажите так, чтобы мы представили себе вашего питомца: какой он, как играет, как вы ухаживаете за ним, за что вы его любите. Расскажите о нем самое интересное.

После каждого рассказа воспитатель предлагает: «Спросите у Егора (Машии и др.) то, что вы еще хотели бы узнать о его питомце». После двух рассказов проводится их оценка. Заслушиваются четыре-пять рассказов.

Проводится физкультминутка.

Воспитатель: Вы интересно рассказывали о разных животных. Мне понравился рассказ о котенке. Давайте поиграем в котят.

Покажите, как спят котята. Дети выполняют

Теперь они проснулись. соответствующие движения

Потянулись.

Выгнули спинки.

Умыли лапкой мордочки.

Полакали молоко.

Стали играть, допрыгивать до ленточки.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение о свинках.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

Дети отвечают.

Воспитатель: Носят свинки ботинки?

Дети отвечают.

Воспитатель: А может быть, свинки носят чулки (носки, тапочки, рукавички?

Дети отвечают.

Воспитатель: Мы с вами тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а тот, на кого я укажу, продолжит. Чтобы помочь вам сочинять, я буду показывать картинки-подсказки.

Даем вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы увидели сорок

Без… ботинок и … чулок

И щенков без… носков,

И синичек без… тапочек и … рукавичек.

Воспитатель: Веселые шутки у нас получились?

Дети отвечают.

ВоспитательОтгадайте загадку:

Всё идут, всё идут,

Только с места не сойдут. (часы)

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, часы. Сколько частей в этом слове?

Дети отвечают.

Воспитатель: Повторите слово часы и послушайте, какой звук в нем слышится, ч* или щ*?

Ответы нескольких детей.

Воспитатель: Послушайте стихотворение и скажите, какие звуки чаще всего в нем слышатся.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

Грызли щетку в уголке

Два щенка – щека к щеке.

Дети отвечают.

После повторного чтения воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком ч*, а потом – со звуком щ*.

Физминутка .Котик

 

Котик лапкой умывается, (гладят щёки)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (трут ладонью носик)
Вымыл ротик, (проводят пальцем по губам)
Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо, затем другое)
Вытер сухо. (потёрли ушки)
Котик лапкой умывается, (поглаживают грудь)
К детям в гости собирается.

 

Воспитатель: Теперь послушайте и запомните шутки- чистоговорки.

Ча-ча-ча – была Таня у врача;

Ща-ща-ща – поймал Вова леща.

ВоспитательДавайте выучим скороговорку:

«В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.»

Воспитатель просит её сначала всем вместе, затем индивидуально с разной силой голоса (тихо, шепотом, громко)

Дети отвечают.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (на слух).

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

-Баран, белка, собака, кошка.

-Лиса, собака, корова, лошадь.

-Коза, волк, овца, свинья.

-Конь, козёл, корова, медведь.

-Ёж, корова, собака, лошадь.

-Телёнок, ягнёнок, козлёнок, лисёнок.

-Молодцы, справились с заданием!

 

Игра Игра «Чей детеныш»

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет…(жеребёнка).

Свинья ищет…(поросёнка).

Собака ищет…(щенка).

Кошка ищет…(котёнка).

Коза ищет…(козлёнка).

Овца ищет…(ягнёнка).

Лисица ищет…(лисёнка).

Зайчиха ищет…(зайчонка).

Волчица ищет…(волчонка).

Ежиха ищет…(ежонка).

Медведица ищет…(медвежонка).

Белка ищет…(бельчонка).

Воспитатель: Закончите фразу, чтобы получилось складно: я поехал на машине… у меня порвалась шина. Побежал за стрекозой… тут же встретился с козой. Я разбил сегодня чашку… и сорвал в лесу ромашку. Зацепился я за сук… а под ним сидел барсук. Под столом лежала кошка… рядом с ней стоит лукошко.

Воспитатель: Ребята, скажите вам понравилось как мы сегодня играли?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним кому и как мы сегодня помогли?

Дети отвечают.

Воспитатель: А про кого вы сегодня рассказывали?

Дети отвечают.

Воспитатель: А давайте вспомним и нарисуем наших любимых питомцев. Каждый рисует своего домашнего животного.

Дети рисуют своих питомцев.

Воспитатель: Спасибо всем за внимание и участие, на этом наше занятие подошло к концу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».

ТемаСоставление рассказа на тему «Домашнее животное».

Составила: Семакина Т.Е

Программные задачи:

1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

2. Учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы.

3. Учить выделять во фразах слова со звуками ч* и щ*, находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

Материалы: предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички,  листы бумаги, карандаши.

Ход деятельности:

1. Сюрпризный момент.

2. Упражнение «Назови животного на фотографии»

3. Расскажи о своем питомце.

4. Физкультминутка.

5. Составим шуточное стихотворение.

6. Игра «Четвертый лишний»

7. Игра «Чей детеныш»

8.Интеграция: рисование любимого питомца.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята , я сегодня утром шла на работу и мне почтальон передал письмо, давайте посмотрим от кого же это за письмо.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Ребята, это же письмо от дяди Федора. Давайте его прочитаем.

Дети: Давайте.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, мои дорогие друзья, пишу вам письмо из нашего Простоквашино. У нас все хорошо, живем мы дружно, все вместе: Я, дядя Федор, кот Матроскин, Шарик, наша корова Мурка и ее теленок Гаврюша. Матроскин вместе с Шариком были на рынке и купили нам еще животных. Вот только беда, мы не знаем, что это за животные? Пожалуйста, помогите нам разобраться»

Воспитатель: Вот такая беда у дяди Федора! Ребята, поможем ему разобраться, каких животных купили Матроскин и Шарик?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: А в конверте у нас фотографии, я буду вам показывать, а вы будете говорить, что это за животное.

Воспитатель показывает поочереди фотографии животных, а дети их называют.

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли разобраться дяде Федору. А как одним словом можно назвать всех этих животных. А сейчас давайте поговорим о животных, которые живут у нас дома. Вот у меня есть кошка Мурка, она серенькая и пушистая. У неё очень мягкие лапки и длинные усы. Она любит кушать колбасу. А еще она забавная и очень любит играть с бантиком. Я очень люблю свою кошку Мурку и часто с ней играю. Подумайте, про кого вам хочется рассказать. Расскажите так, чтобы мы представили себе вашего питомца: какой он, как играет, как вы ухаживаете за ним, за что вы его любите. Расскажите о нем самое интересное.

После каждого рассказа воспитатель предлагает: «Спросите у Егора (Машии и др.) то, что вы еще хотели бы узнать о его питомце». После двух рассказов проводится их оценка. Заслушиваются четыре-пять рассказов.

Проводится физкультминутка.

Воспитатель: Вы интересно рассказывали о разных животных. Мне понравился рассказ о котенке. Давайте поиграем в котят.

Покажите, как спят котята. Дети выполняют

Теперь они проснулись. соответствующие движения

Потянулись.

Выгнули спинки.

Умыли лапкой мордочки.

Полакали молоко.

Стали играть, допрыгивать до ленточки.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение о свинках.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

Дети отвечают.

Воспитатель: Носят свинки ботинки?

Дети отвечают.

Воспитатель: А может быть, свинки носят чулки (носки, тапочки, рукавички?

Дети отвечают.

Воспитатель: Мы с вами тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а тот, на кого я укажу, продолжит. Чтобы помочь вам сочинять, я буду показывать картинки-подсказки.

Даем вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы увидели сорок

Без… ботинок и … чулок

И щенков без… носков,

И синичек без… тапочек и … рукавичек.

Воспитатель: Веселые шутки у нас получились?

Дети отвечают.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Всё идут, всё идут,

Только с места не сойдут. (часы)

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, часы. Сколько частей в этом слове?

Дети отвечают.

Воспитатель: Повторите слово часы и послушайте, какой звук в нем слышится, ч* или щ*?

Ответы нескольких детей.

Воспитатель: Послушайте стихотворение и скажите, какие звуки чаще всего в нем слышатся.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

Грызли щетку в уголке

Два щенка – щека к щеке.

Дети отвечают.

После повторного чтения воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком ч*, а потом – со звуком щ*.

Физминутка .Котик

Котик лапкой умывается, (гладят щёки)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (трут ладонью носик)
Вымыл ротик, (проводят пальцем по губам)
Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо, затем другое)
Вытер сухо. (потёрли ушки)
Котик лапкой умывается, (поглаживают грудь)
К детям в гости собирается.

Воспитатель: Теперь послушайте и запомните шутки- чистоговорки.

Ча-ча-ча – была Таня у врача;

Ща-ща-ща – поймал Вова леща.

Воспитатель: Давайте выучим скороговорку:

«В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.»

Воспитатель просит её сначала всем вместе, затем индивидуально с разной силой голоса (тихо, шепотом, громко)

Дети отвечают.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (на слух).

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

-Баран, белка, собака, кошка.

-Лиса, собака, корова, лошадь.

-Коза, волк, овца, свинья.

-Конь, козёл, корова, медведь.

-Ёж, корова, собака, лошадь.

-Телёнок, ягнёнок, козлёнок, лисёнок.

-Молодцы, справились с заданием!

Игра Игра «Чей детеныш»

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет…(жеребёнка).

Свинья ищет…(поросёнка).

Собака ищет…(щенка).

Кошка ищет…(котёнка).

Коза ищет…(козлёнка).

Овца ищет…(ягнёнка).

Лисица ищет…(лисёнка).

Зайчиха ищет…(зайчонка).

Волчица ищет…(волчонка).

Ежиха ищет…(ежонка).

Медведица ищет…(медвежонка).

Белка ищет…(бельчонка).

Воспитатель: Закончите фразу, чтобы получилось складно: я поехал на машине… у меня порвалась шина. Побежал за стрекозой… тут же встретился с козой. Я разбил сегодня чашку… и сорвал в лесу ромашку. Зацепился я за сук… а под ним сидел барсук. Под столом лежала кошка… рядом с ней стоит лукошко.

Воспитатель: Ребята, скажите вам понравилось как мы сегодня играли?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним кому и как мы сегодня помогли?

Дети отвечают.

Воспитатель: А про кого вы сегодня рассказывали?

Дети отвечают.

Воспитатель: А давайте вспомним и нарисуем наших любимых питомцев. Каждый рисует своего домашнего животного.

Дети рисуют своих питомцев.

Воспитатель: Спасибо всем за внимание и участие, на этом наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детей с ОНР по теме: «Азбука маленького пешехода»

Учить составлять рассказы по картинно - графическому плану. Учить синтактической стороне речи. закрепить знание детей о правилах дорожного движения....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с использованием ИКТ на тему: "Путешествие в Весну"

конспект для детей старшей группы составлен как путешествие по остановкам....

Конспект ОИС по речевому развитию в подготовительной группе с использованием образовательных технологий Тема: «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Программное содержание:- обучение  детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;- обучение  отвечать на вопросы воспитате...

Конспект НОД по развитию речи на тему "Составление рассказа по картинам "Домашние животные"

Конспект НОД по развитию речи на тему "Составление рассказа по картинам "Домашние животные"...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с использованием ИКТ на тему: «Путешествие в весну»

Цель:  Формирование понятия о временной системе.Задачи:1. Обобщить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе, уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках, в...