Конспект НОД по развитию речи старшая группа. "Зимушка- зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_zima.docx111.44 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект НОД по развитию речи  в старшей  группе
                         
на тему «Зимушка-зима»

Воспитатель: Аджиева Камила Мавлединовна. 

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Образовательные области: Познавательное, речевое, социально – коммуникативное и физическое развитие

Основная образовательная область: речевое развитие.

Интегрированная образовательная область: познание.

Интегрированные задачи:

обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя мнемотаблицы, упражнять детей в образовании существительных в родительном падеже единственном и множественном числе, упражнять в согласовании существительного с глаголом, с числительным, упражнять в составлении простого распространенного предложения.

развивающие: развивать навык словообразования,

воспитательные: прививать любовь к поэтическому слову, воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарная работа: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок, зимующие птицы, мнемотаблица.
Оборудование: сундучок с заданиями; снежок; снежинки, использование ИКТ.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках.

        

                      Вводная часть

Воспитатель: Встаём  с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг- берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг- берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг- качаем руками.

Мы стоим рука в руке,

Можем маленькими быть-приседаем,

Можем мы большими быть-встаём,

Но один никто не будет.

Воспитатель: к нам сегодня еще пришли гости, что нужно сказать?

 Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня, когда я пришла утром на работу, у нас на почте обнаружила сундучок.

Воспитатель показывает сундучок.

Воспитатель:  - чтобы открыть сундучок нужно произнести слова. Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!. Повторяем вместе с детьми.

 Ребята, вы хотите узнать от кого эта посылка? (да)

Для этого вам нужно отгадать загадку:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день снежинки кружат,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. ( Зима)

Воспитатель: - Да это же письмо от Зимушки-Зимы! Сейчас я вам его прочту:

«Здравствуйте, ребята! Я – Зимушка-зима, прислала вам письмо-снежинку. Я знаю, вы очень любите играть, и я хочу с вами тоже поиграть. У меня для вас есть несколько заданий. А если у вас получится все их выполнить, то я не буду в этом году сердитой и колючей, а буду белой и пушистой и принесу вам хорошую снежную погоду для прогулок и веселья!

Ну что, ребята, поиграем с зимушкой-зимой?.

1. Беседа о зиме.

Воспитатель: Вот сейчас мы с вами поиграем - я буду бросать вам снежок  и задавать вопросы, а вы ловите и отвечайте. 

- скажи, пожалуйста, какое сейчас время года? 
Ребенок: Время года зима.  (слайд 1)
Воспитатель: А как же называются зимние месяцы?

Ребенок: Декабрь, январь, февраль. (Слайд 2)
Воспитатель: Какая у нас зима? 

Ребенок: Снежная, холодная, морозная; 
Воспитатель: Что бывает зимой? 

Ребенок: Метел, ветер, река замерзла; 

 Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой он? 

Ребенок: Пушистый, мягкий, укрыл всю землю;
Воспитатель: Молодцы, хорошо описали зиму!

Дети садятся на стульчики перед экраном.
2.  Слушание рассказа «Гостья зима» и беседа. 

Воспитатель: Следующий сюрприз достану из сундучка. Разворачиваю  сверток, а там рассказ. Я прочитаю вам рассказ «Гостья зима», а вы внимательно его слушайте. Потом я буду вам задавать вопросы по этому рассказу.

Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Погода холодная, дует ветер, морозная. Солнце светит, но не греет. Дни короче, а ночи длиннее. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки. И праздник, который бывает только зимой Новый год.

Первичное восприятие рассказанного воспитателем: 

Воспитатель:  Кто пришел к нам в гости?

Ребенок: Зима!

Воспитатель: Чем зима накрыла землю?

Ребенок:  Землю накрыло белым покрывалом.

Воспитатель: Какая погода зимой?

Ребенок:  Дует ветер, трещит мороз.

Воспитатель: Какие подарки принесла зима?

Ребенок: Зима принесла снегопады, сугробы, метели.

Воспитатель: Для чего людям нужны эти подарки?

Ребенок: Они  нужны, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках.

Воспитатель: В какие зимние игры можно играть зимой? 

Ребенок: Можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. 

3.  Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

Воспитатель: Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно слушайте и подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, нам помогут в этом рисунки - подсказки. (Слайд 4)

http://player.myshared.ru/9/909788/slides/slide_9.jpg

Итак, слушаем внимательно и следить за подсказками.

Воспитатель читает рассказ, указывая по элементам мнемотаблицы

Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок (упражнения – «Часики», «Расческа», «Футбол»). (Слайд 3)

Воспитатель: Ребята, кто желает пересказать рассказ?

 (Пересказывают 2-3 человека)

Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.

 Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.  

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.  

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

4 Отгадывание  загадок. Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки». Если вы верно отгадаете загадку на экране появиться ответ.

1.Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)
 (Слайд 5)

2.Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
 (Слайд 6)

3.Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.) (Слайд 7)

4.Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)
 (Слайд 8)

5.С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)
 (Слайд 9).

Воспитатель: Посмотрите ребята, снежинки попали и на ваши столы, возьмите и сдуйте с варежки снежок, повторяем 2-3 раза

6.  Игра «Доскажи словечко»

 Воспитатель: Снова загляну в волшебный сундучок  и достану следующее задание. А здесь игра  «Доскажи словечко», давайте встанем в круг и поиграем. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова,
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»).

С какой буквы начинаются эти слова? ( с буквы с)

- Следующее задание находится там, где мячи и мячики. Это игра: «Назови ласково то, что любит Зима».

Дети идут искать задание в уголке физкультуры.

Ребята, я буду кидать вам мяч, называя слово, а вы мне будете его возвращать называя это слово ласково, например: зима – зимушка.

Холод - холодок

Мороз - морозец

Снег - снежок

Лёд - ледок

Ветер - ветерок

Шапка - шапочка

Шарф - шарфик

Валенки - валеночки

Санки - саночки

Шуба - шубка

Снеговик - снеговичок

Льдина – льдинка.

Итог занятия 

Воспитатель: 

- Вспомните ребята, какие задания из волшебного сундучка мы выполняли? - -Какое задание у вас вызвало затруднение?

-Как вы думаете кто сегодня был более активным?

-Чей рассказ о зиме вам понравился больше всего?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали, старались. А волшебный сундучок мы заберем с собой, нас там ждет сладкий сюрприз.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по речевому развитию  в старшей группе «Зимушка-зима»...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимушка-Зима».

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимушка-Зима»....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка – зима»

Cистематизировать знания детей о признаках зимы, о зимних забавах....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе " Зимушка-зима!"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе тема: «Зимушка-Зима»Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи:Обучающие:Учить подбирать прилагательные к сущес...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с пейзажной живописью. Задачи:Обучающие: Закреплять знания детей о пейзажной картине;Обогащать речь эмоционально-эстетическ...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект  НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: обобщить знания о зиме как о времени годаПрограммные задачи:1.Закрепить знание детей о зиме, зимних...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

КонспектНепосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старшей группе«Зимушка-зима»...