Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка – зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Cистематизировать знания детей о признаках зимы, о зимних забавах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №10 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение «Детский сад № 35»
Конспект НОД
по познавательному развитию в старшей группе
«Зимушка – зима»
Выполнила:
Сайфуллина Р.Ш.
2019г.
Цель: систематизировать знания детей о признаках зимы, о зимних забавах.
Задачи:
- продолжать развивать связную речь детей;
- упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде, числе, падеже;
- расширять представления детей о разнообразии игр и развлечений зимой (катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика, игры в снежки).
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения;
- закреплять умение воспринимать образ зимы в музыке, рисунках;
- обогащать речь детей существительными, прилагательными;
- продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным ответом, строить сложные предложения.
- Совершенствовать умение рисовать кистью, красками.
Развивающие:
• развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание;
• развивать мышление, память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
• развивать эстетическое восприятие красоты природы;
- развивать творчество;
• расширять и обогащать знания детей о зимних изменениях в природе;
• способствовать формированию интереса детей к природе;
• выполнять имитационные движения в соответствие с текстом, развивать мелкую моторику
• воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе;
• доставить детям радость и удовлетворение от занятия.
Вид детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная, музыкальная.
Предварительная работа:
• наблюдения за признаками зимы;
•наблюдение на прогулке за структурой снежинок с помощью лупы
• чтение книг и стихотворений о зиме.
Материалы и оборудование: презентация «Морозные узоры», музыка Чайковского «Зима», иллюстрации о зиме, снежный комочек-игрушка, бумажные снежинки, картон цветной, кисточка, краски, ванночки с водой на каждого.
Ход занятия:
- Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я Розалия Шявкятовна, а ты кто? Назови свое имя ласково (Анечка, Лерочка….)
- Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
И, конечно, не спешим!
- Как мы будем говорить сегодня на занятии, а так же всегда и везде? Присаживайтесь на стульчики и послушайте стихотворение:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Как вы думаете, какому времени года посвящено это стихотворение? Правильно, зиме.
Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Давайте вспомним и назовем зимние месяцы.
- Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки, я угадала? А я люблю их рассказывать.
Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос. Тогда вы обязательно увидите сказку зимы. (звучит музыка, дети слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами).(П.И.Чайковский «Зима»)
- Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама Волшебница Зима. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Пушистый снег тихо падает, кружиться и ложиться на землю, все покрыто снежным одеялом. Блестит и переливается. Как здесь красиво! Зима – кружевница весь лес нарядила!
(Музыка затихает/)
- Откройте глаза и скажите, пожалуйста, вы сумели увидеть зимнюю сказку?
- Какую зиму вы представили? (Холодную, морозную, снежную, суровую, лютую, студеную)
А теперь, назовите признаки зимы, что бывает зимой? (в помощь детям опорные картинки)
- Зимой холодно и морозно.
- Солнце светит, но не греет.
- День зимой короткий, а ночь длинная.
- Зимой идет снег.
- Земля, кусты, деревья покрыты снегом.
- Речки покрыты льдом.
- Часто дуют холодные ветры.
- Метут метели.
- Люди одеты тепло, в зимние одежды.
- Зимующие птицы держатся ближе к домам людей, они ищут тепло и корм.
- Зимой можно кататься на санках, коньках, лыжах. Играть в хоккей, лепить снеговиков.
- Я назову зимние слова ,а вы должны будете подобрать к ним слова.
- Про что можно сказать Морозный (день, вечер, узор)
- Снежная (погода, зима, горка, буря)
- Холодное (утро, мороженое)
- Ледяные (горки, реки, сосульки, фигуры)
- Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало! Покажите Давайте встанем в круг и погреемся:
Физминутка «Зимушка-зима»
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
- Согрелись? Присаживайтесь .
- А сейчас скажите, зима – красивое время года? Давайте посмотрим накартину.
- Давайте присядем на стульчики. Посмотрите, какая красота на этой полянке, снежинки падают. Как называется это явление? (Снегопад).
- Как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут? (Они укрыты снегом/) Давайте и мы елочку укроем снегом, чтобы она не замерзла. Я буду вам читать стихотворение, а вы добавлять слова связанные со словом СНЕГ. С каждым словом надо укрыть елочку снежинкой.
Тихо, тихо, как во сне падает на землю……. (снег)
С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки)
На поселки, на лужок выпал беленький …(снежок)
Вот веселье для ребят, все сильнее .. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик)
Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью …снежной.
Снежный ком – на снежный ком, всё украсили …снежком.
Рядом – снежная фигурка, это девочка …снегурка.
- Вот и укрыли мы елочку снегом. Давайте вспомним, какими снежными словами мы её укрывали (снег, снежки, снегопад, снежинки). Ребята, а слова Снег, Снежок, Снегопад, Снеговик это какие слова? (Родственные)
- А в лесу только деревья и кусты растут или кто - то там живет?
- А теперь скажите, какие животные живут в лесу?
- Если заяц спрячется за елку, чьи уши будут торчать из-за елки? (заячьи). А чей хвост виднеется за елкой, если там лиса? (лисий). А вот белка проскакала. Чьи это следы? (беличьи). А здесь волк пробежал и оставил свои следы. Чьи это следы? (волчьи).
- Нравится вам, ребята взима? И мне тоже очень нравится.
- Что мы можем сказать про зиму, какое это время года? (Веселое, интересное, радостное/)
4.Проводится игра «Один, много». Воспитатель бросает снежок, дети ловят и называют слова во мн. числе. Зима – зимы, снежинка, сосулька -…, сугроб -…, льдинка -.. , метель -..., вьюга -.., синичка -.., кормушка -.., ветер...горка
Ребята, мы с вами много наблюдали за зимними явлениями природы, говорили о зимних приметах. Давайте их вспомним. Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают:
- Зима морозная – лето жаркое.
- Много снега – много хлеба.
- Белая земля – зеленое лето.
-Иней на деревьях, значит быть морозу.
-Мы с вами много загадок загадывали.
- Ребята, отгадайте загадку.
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
- А еще мороз умеет рисовать узоры . у него нет красок и альбома , поэтому он рисует на окнах (показ картин с узорами)
Веточки еловые.
Снежинки белые, чудесные, одна краше другой.
А веточки деревьев спят в ледяных узорах.
Ромашки чудесные, как настоящие.
А это звездочки переливаются, как будто с ночного неба спустились.
Цветы диковинные распустились, невиданной красы.
Перышки легкие, воздушные.
А такое окошко можно увидеть зимней ночью. Мороз постарался и нарисовал свой сказочный лес, ночное зимнее небо.
Морозные узоры напоминают нам волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы.
В таких садах можно увидеть все что угодно, что позволяет вам ваша фантазия.
- Предлагаю нарисовать вам красивые морозные узоры. Вы будете мастерами и мастерицами. Придумаете свой узор. Только инструментами вам будут служить кисть и краска.
(Показ вариативных образцов.
Воспитатель предлагает приступить к работе. Обращает внимание детей на то, что следует рисовать узор концом кисточки.
После того, как дети закончили рисовать, проводится выставка рисунков.)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Какие красивые узоры у вас получились, да все разные. Вы мне сказали, что кружево похоже на морозные узоры. Я предлагаю украсить наше окно вашими узорами. И у нас получится морозной окошко. Правда, красиво.
Что вам больше всего понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимушка-зима»
Обобщить знания о зиме как о времени года....
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ЗИМУШКА-ЗИМА
Конспект занятия с элементами здоровьесберегающих технологий....
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимушка-зима»
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимушка-зима»Цель: обобщить знания о зиме как о времени годаЗадачи: 1.Закрепить знание детей о зиме, зимних явлен...
Самоанализ НОД по области "Познавательное развитие" в старшей группе "Зимушка-зима".
Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Зимушка-зима"...
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе: «Зимушка зима – в гости к нам пришла»
Цель: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы, отражать полученные впечатления в речи и п...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: обобщить знания о зиме как о времени годаПрограммные задачи:1.Закрепить знание детей о зиме, зимних...