Развитие речи у дошкольников.Мастер класс для воспитателей.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Николаевна Явкина

Как помочь редёнку заговарить; пальчиковые игры, су-джок, кинезиология и т. д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Красноярский   МБДОУ « Детский сад «Искорка»

 

Мастер-класс для воспитателей на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

средней группы

 Явкина Татьяна Николаевна.

Январь 2021 года.

Оглавление.

Вступление воспитателя……………………………………………..………..….3

Цель мастер-класса………………………………………….…………….………3

Задачи…………………………………………………………………….………..4

«Актуальность темы мастер-класса»…………………………………..……….4

  1. Методы развития речи……………………………………………...……...5
  2. Методы развития мелкой моторики…………………………………..…..8
  3. Использование художественной литературы для развития речи……...11

Итог………………………………………………………………………….……13        


Вступление воспитателя.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов. Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Развитие речи детей дошкольного возраста».

- Я надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса. А сейчас я попрошу у вас помощи для выполнения упражнений.

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм). 

Задачи.

1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут служить слова Елены Щукиной:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

 

«Актуальность  мастер-класса».

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста  и ведущим видом деятельности?  Предлагайте свои версии. (ответы слушателей).

- Конечно же - это игра, т.к. у нас с вами  профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.


1. Методы развития речи.

И начнем мы с метода совместных  рассказываний, где можно использовать такие игровые приемы как«Я начну, а ты продолжи»«Закончи предложение». Попробуем?

Практическая часть:

1) «Я начну, а ты продолжи»

- Пошел первый…. (воспитатель предлагает придумать несколько вариантов ответов)

- Утром дети …

- Девочка Маша играет… .

- Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

2) Игровые упражнения «Рифмы».

К названным словам, подобрать рифмы:

ребята - котята;

картина - корзина;

вскачь - мяч,

птицы - спицы.

3) «Доскажи словечко».

- Посмотрите-ка, ребята, Ведь играют тут. (котята).

- Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели -это. (мяч).

- Очень чисто вымыт пол. На него поставим. (стол).

Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.

4) Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

• Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)

- Молодцы, у вас все получилось.

5) Следующее игровое упражнений «Почемучки».

- Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».

- И так, начнем.

Игра «Почемучки».

- Почему улетают птицы?

-  Почему зимой нельзя купаться?

-  Почему засыхают цветы?

-  Почему весной тает снег?

- Почему летом не носят шубы?

- Почему люди берут зонты?

 - Почему пришел врач?

- Почему деревья мокрые?

- Почему мяч катится?

- Почему ребята не едят яблоки?

Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.


2. Методы развития мелкой моторики.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками:

- Но прежде, чем начать игру, я предлагаю вам ответить на вопрос: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают(ответы слушателей) .

- Да, вы абсолютно правы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

- Сейчас я попытаюсь показать вам, как это работает и надеюсь, что вам понравится выполнять незатейливые упражнения, а затем и привнести их в свою работу.

Развитию мелкой моторики способствует также и Су-джок терапия. Су джок – в переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. Для детей по методу Су-Джок терапии используются специальные шарики, кольца, игры и упражнения.

  1. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(Катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев).

  1. Следующий метод называется кинезиология.

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.

Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

«Если пальчики грустят»

- Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут –

Их обидел  кто-то значит.

(трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем.

(«моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем,

(поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)

Гладить ласково начнем.

(гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

(скрестить  пальцы, ладони  прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

(каждый палец зажимаем в кулачке.).

- Справились все, спасибо, отлично. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.


3. Использование художественной литературы для развития речи.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Так, с целью развития связной речи, можно использовать такой игровой прием, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Всем вам известна сказка колобок. Я сейчас дам образец сказки от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит«Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д. таким образом, рассказываем сказку до конца.

- Я предлагаю вам   собрать картинку из сказки.

- Из какой сказки у вас картинка?

-Надеюсь, данные сказки вы знаете. Даю вам 2 минуты на выполнение задания.

*Задание №1.

«Рукавичка» от лица рукавички

* Задание №2.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

- Молодцы, у вас все получилось.

РЕФЛЕКСИЯ

Уважаемые коллеги!  Прошу  Вас высказать свое мнение  по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?


Итог

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.

И в заключение я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд».

Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

— Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник (саньясин) не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вам не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперёд, покорять любые вершины. Пусть на пути к успеху Вам всегда светит счастливая звезда!

Благодарю за активное участие. Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с фольклором на занятии развитии речи» Тема: «Весна, весна, поди сюда» Воспитатель 1 категории Мельниченко Людмила Владимировна МКДОУ г Тайшет Иркутской обл.

«Ознакомление с фольклором на занятии развитии речи»Тема: «Весна, весна, поди сюда» Программные задачи:Воспитательные:- Воспитывать интерес к русскому фольклору.- Создать у детей эмоциональный н...

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Смешляндию» (взаимосвязь воспитателя и учителя – дефектолога в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ)

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Смешляндию» для детей с ОНР 1 года обучения разработан на основе специальной программы Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.В. Чиркина  «Прогр...

«Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников» мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка»...

Урок развития речи «Дикие животные» (1 класс)

Конспект урока для слабослышащих детей 1 класса...

Инновационная технология «Синквейн» как средство развития речи старших дошкольников (мастер-класс для педагогов)

Целью мастер-класса является обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников». для педагогов Канского района. Воспитатель: Понькина Ольга Владимировна

Цель:Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.Совершенствова...