Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Смешляндию» (взаимосвязь воспитателя и учителя – дефектолога в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ)
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Смешляндию» для детей с ОНР 1 года обучения разработан на основе специальной программы Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.В. Чиркина «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» и методических рекомендаций по коррекции звукопроизношения. Занятие включает в себя использование ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад» № 4
Конспект НОД по развитию речи с использованием ИКТ
в группе с ОНР 1 года обучения
Путешествие в страну Смешляндию
«Дифференциация звуков С – Ш».
Выполнили:
Воспитатель
Маркова
Ирина Николаевна
Учитель – дефектолог
Пенькова
Ирина Семеновна
Владимир, 2014 г.
Конспект НОД по развитию речи с использованием ИКТ
Путешествие в страну Смешляндия
«Дифференциация звуков С – Ш».
Форма проведения: путешествие
Категория детей: дети 5 – 6 лет, старшая группа для детей с ОНР
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические
Оборудование: интерактивная доска, схема – слова, карточки с буквами, бусины для артикуляции, платки.
Цель: Дифференциация звуков С и Ш в словах, во фразах и в предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей правильно употреблять в словах, во фразах и в предложениях звуки С – Ш
- Расширять словарный запас
- Формировать навыки звуко – буквенного анализа и синтеза
Коррекционно – развивающие:
- Продолжать развивать навыки правильного произношения звуки С и Ш в словах, во фразах и в предложениях с использованием наглядного моделирования
- Развивать навыки фонематического анализа путем определения места звука в слове
- Развивать логическое мышление
- Развивать общую и мелкую моторику, оценивать координационные навыки
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику рук через выполнение упражнений использованием ИКТ и пальчиковых игр.
- Развитие фонематического восприятия
Воспитательные:
- Формировать навыки самоконтроля у детей за правильным произношением звуков С и Ш.
- Воспитывать стремление преодолевать трудности
- Воспитывать умение работать в детском коллективе
- 2 -
Структура НОД
Структура | Содержание | Время |
| Минута релаксации Круг желаний (создание психоэмоционнального настроя) Актуализация знаний |
|
| Путешествие по станциям:
(выполнение артикуляционной гимнастики с бусинами)
(определение место звука в слове)
(выполнение пальчиковой гимнастики с носовым платком)
|
|
| Выполнение зрительных упражнений | 5 мин. |
| Поиск смешариков Подведение итогов занятия | 5 мин. |
Итого 30 - 35 мин |
- 3 -
Ход НОД:
- Организационный момент
Учитель –дефектолог: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады видеть Вас.
Занятие сегодня необычное, мы поговорим о звуках.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть
(дети стоят в кругу)
Минута релаксации (аудиозапись музыки «Солнечный круг»)
Круг желаний
Дети прислушаются к музыке (аудиозапись музыки «Песенка Красной шапочки»
Появляется веселая девочка по имени Саша.
Воспитатель (Девочка Саша): Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте дети! Ой, а вы не подскажите, куда это я попала. Как здесь много детишек. Все такие красивые и веселые
Дети: В детский сад.
Воспитатель (Девочка Саша): в детский сад... Скажите, пожалуйста, а чем же вы занимаетесь в детском саду?
Дети: Играем, рисуем и т.д.
Учитель - дефектолог: Девочка, а ты даже нам не представилась. Как тебя зовут?
Воспитатель (Девочка Саша): Мое имя написано на этой табличке, но она как вы видите перевернутая.
(Воспитатель обращает внимание детей на перевернутый бейджик).
Попробуйте отгадать мое имя. Вот вам небольшая подсказка – в моем имени есть звук С и Ш.
Дети: Саша
Воспитатель (Девочка Саша): Молодцы, ребята
Учитель – дефектолог: Скажите, где должен находиться язычок при произнесении звука С?
Дети: внизу
- 4 -
Воспитатель: Давайте все вместе посвистим, как чайник «С – С – С»
Учитель – дефектолог : Где находиться язычок, когда мы произносим звук Ш
Дети: Вверху
Воспитатель: Давайте дружно пошипим, как змейки «Ш – Ш – Ш»
Молодцы, ребята!
Ребята, а вы любите путешествовать?
Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в волшебную страну Смешляндия.
Чтобы отгадать, кто живет в этой стране, слушайте загадку:
В мультфильме каждый видел их
Веселых, грустных и смешных
Героев не узнать нельзя
Мы любим их совсем не зря
Круглые как шарики,
Конечно же…. СМЕШАРИКИ
Посмотрите – ка на доску. Вы правильно отгадали, вот они и появились.
(приложение 1, слайд № 2)
Но попасть в эту страну может тот, кто хорошо и старательно занимается, отвечает на вопросы полным ответом.
Готовы отправиться в путешествие? Как вы думаете, на каком транспорте мы можем отправиться в страну Смешляндия
(Ответы детей)
Учитель - дефектолог: Назовите, транспорт, в котором есть звуки С или Ш?
Дети: самолет, автобус, троллейбус и т.д.
- Основная часть
Воспитатель: Путешествовать мы будем на воздушном шаре. А вот и наш воздушный шар. Занимайте посадочные места. Наш воздушный шар взлетает в воздух.
- 5 -
Учитель - дифектолог: 1станция «Гимнастическая»
(приложение 1, слайд № 3)
Мы прибыли на станцию «гимнастическая» и научим Бараша выполнять гимнастику с бусинами (выполнение гимнастики с бусинами)
Воспитатель (Девочка Саша):
2 станция «Загадок» (приложение 1, слайд № 4)
Мы снова отправляемся в путь, впереди нас ждет станция «Загадок». Посмотрите, кто нас встречает.
Крош, для вас подготовил загадки. Кто отгадку знает, тот руку поднимает. Внимательно слушайте (приложение 1,слайд 5,6,7,8,9)
С хозяином дружит,
Дом сторожит, живет под крылечком,
Хвостик колечком.
(Собака)
У неё большая грива,
Есть копыта, есть и хвост.
Скачет быстро и красиво -
Просто глаз не оторвешь.
(Лошадь)
Мохнатенькая, усатенькая,
молоко пьет, песенки поет.
(Кошка)
Толстовата, неуклюжа,
Любит грязь и любит лужи,
Любит спать и любит хрюкать,
Пятачком в грязи похлюпать?
(Свинья)
Живет в норке,
Грызет корки,
Короткие ножки,
Боится кошки
(Мышка)
- 6 -
Учитель - дефектолог:
3 Станция «Звуковая» (приложение 1, слайд № 10 – 16)
Определение места звука в слове
Воспитатель: станция «Ловкие пальчики» (приложение 1, слайд № 17)
Давайте научим смешариков выполнять пальчиковую гимнастику с платочками
(выполнение пальчиковой гимнастики с носовым платком)
«У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота»
Учитель - дефектолог:
Работа с карточками: Нюша показывает картинки дети, в которых есть звук С или Ш, дети поднимают поднимают соответствующую карточку.
(приложение 1, слайд № 18 - 24)
Воспитатель : Ребята, давайте поможем Лосяше разобрать вещи. На стол поставим предметы, в которых есть звук С, а в шкаф – предметы со звуком Ш.
Учитель - дефектолог вызывает детей к доске и обговаривает правильно ли они распределили предметы (приложение 1, слайд № 25)
Учитель - дефектолог: Определение слова по начальным буквам.
Поможем Копатычу отгадать зашифрованное слово и составить с ним предложение (приложение 1, слайд № 26, 27 )
Воспитатель : Выходите к доске, встали в линейку. Смотрите на доску и следите за солнышком и за бабочкой глазками. Головой не крутите.
Молодцы, все старательно выполняли упражнение.
(выполнение зрительной гимнастики) Приложение 2 «Гимнастика для глаз»
- 7 –
- Заключительная часть
Воспитатель (ДевочкаСаша): Пока мы выполняли зрительную гимнастику наши смешарики куда – то разбежались. Давайте попробуем их найти, а поможет нам в этом музыка. Если музыка будет тихая играть, значит их нет рядом, если громкая – значит они где – то поблизости и надо внимательно смотреть во все стороны. Договорились. Пойдемте искать смешариков.
Ребята, смотрите у одного из смешариков для вас подарки. Они очень рады, что вы их научили выполнять гимнастику для язычков и для пальчиков и дарят вам подарки.
Учитель - дефектолог:
Вот и подошло к концу наше путешествие
Ребята, вам понравилось путешествие? В какой стране мы побывали? Кто живет в этой стране? Что вам больше всего понравилось? С какими звуками мы путешествовали?
Молодцы, все старались.
До свидания!
- 8 -
Библиография
- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.В. Чиркина «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» М.: Просвещение,2010.
- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР» Программно – методические рекомендации. М.: Дрофа, 2009.
- Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие» М.: 2012.
- О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий» М.: Сфера, 2010.
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»
- Я.Л. Юдина, И.С. Захарова «Сборник логопедических упражнений» М.: Вако, 2010.
- Н.В. Нищева «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедическом детском саду с ОНР»
- 9 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-378225-1389455189.jpg)
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну здоровья» для детей второй младшей группы.
Тема: «Путешествие в страну здоровья»Методика дошкольного образования: Речевое развитие, Здоровье, Физическое воспитание, Безопасность.Программное содержание: Закрепить представлен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-888245-1516647097.jpg)
Конспект НОД по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/05/picture-308947-1380970235.jpg)
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по стране Знаний» для детей подготовительной группы
Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детй подготовительной группы.Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие детей; совершенствовать слуховое восприятие...
Методическая разработка по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов (сказкотерапия)
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/17/picture-1421654-1663427223.jpg)
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Красивой Речи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Красивой Речи»для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/07/picture-1048707-1533639642.jpg)
Конспект занятия по развитию речи " Путешествие в Страну сказок" ( для детей средней группы).
В ходе занятия ребята получают письмо от медвежонка Топтышки из сказочного леса, который просит ребят нарисовать ему рисунки своих любимых сказок. Ребята выполняют задания, отгадывают загадки, собираю...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/13/picture-1379884-1707842314.png)
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Красивой Речи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Красивой Речи»для детей старшего дошкольного возраста...