«Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников» мастер-класс для педагогов
материал
Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlja_pedagogov_rol_didakticheskoj_igr.doc | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка»
«Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников»
Содержание:
Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного развития детей. И чем раньше будет начата работа по усвоению родного языка, тем более продуктивным будет воспитание ребенка, тем более полноценно он будет пользоваться им в дальнейшем. Чем лучше ребенок владеет родным языком, тем легче ему общаться с окружающими людьми. Посредством речи реализуется основная функция языка – коммуникативная.
Развитие речи детей проходит через интегрированные занятия, на которых ребенок занимается различными видами деятельности. Но только с помощью специальных занятий можно добиться устойчивого развивающего эффекта.
Таким видом деятельности являются занятия по развитию речи, на которых осуществляется развитие навыков умения построения связанных предложений и рассказов. На них дети учатся выделять основную мысль высказывания и раскрывать тему.
Основными принципами развивающих игр являются переход от игры к занятию, постепенное усложнение задач игры, и тем самым обучающих задач, соединение воспитательных и обучающих воздействий. Основными обучающими средствами при этом я выделяю игровые приемы и дидактические игры.
1 этап в работе по развитию речи можно выделить самое главное умение, которое дети должны освоить в дошкольном детстве – умение описывать происходящее.
Работу можно начать с метода совместных высказываний, где используется такой игровой прием, как описание сюжетной картинки. Вместе с детьми я начинала описывать сюжетную картинку, например, из сказки «Маша и медведь», помогая им наводящими вопросами: что вы видите на этой картинке? куда отправилась Маша? что она увидела? и т.д.
В процессе обучения построения предложений я предлагала детям схему высказывания. Говорила начало предложения и предлагала его закончить. Например, «В лесу Маша увидела… Она вошла… Там были…». Этот прием направлен на то, чтобы помочь ребенку построить высказывание, когда взрослый начинает высказывание, а ребенок его заканчивает.
Далее я усложняла работу, добавляя количество сюжетных картинок (не более трех). Здесь ребенок уже мог построить маленький рассказ, выделяя в нем начало, середину и конец.
Так же в работе по развитию речи я использовала дидактические игры, например, «Чудесный мешочек». Дети отвечали на вопрос «Что это» опуская руку в мешочек с заранее вложенной в него игрушкой. Первой руку опускала я, описывая то, что в нем находится, например, «В мешочке находится что-то круглое, гладкое, небольшое, твердое – мячик». Вынимала его, давая детям удостовериться, что это именно он. Можно так же использовать такие игры, как «Узнай по описанию», «Что это» и т.д.
Огромной популярностью у детей пользовались сюжетно-ролевые игры, в которых дети могли «вжиться» в роль своего героя. Здесь я использовала такие игры как «Дочки-матери», «Больничка», «Магазин игрушек» и др.
На втором этапе работы по развитию речи дошкольников я усложнила все виды игр и игровых приемов, т.е. если это был рассказ по сюжетным картинкам, то я использовала либо начало, либо конец рассказа, тем самым давая детям почву для творчества.
В сюжетно-ролевых играх я уже не являлась действующим лицом, а лишь сторонним наблюдателем, лишь изредка вмешиваясь в ход игры, для того чтобы предложить детям новые формы или новых героев, тем самым расширяя число играющих.
В игре «Узнай по описанию» одному из играющих завязывались глаза, и он пытался угадать предмет с закрытыми глазами, а тот, кто его описывал, не мог называть его названия.
В результате моих занятий словарный запас детей значительно увеличился, она стала более связанной. Дети могут логично и последовательно излагать свои мысли. У многих детей стало получаться сочинять сказки, при этом используя свойственные жанру средства выразительности его воспитанников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Влияние дидактической игры на развитие речи младших дошкольников»
Консультация знакомит с дидактическими играми для младших дошкольников, способствующими развитию речи....
"Роль дидактических игр в развитии речи младших дошкольников"
Статья может быть полезна студентам педагогических вузов, воспитателям и родителям....
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
Консультация для педагогов ДОУ "Роль дидактической игры в развитии речи детей".
laquo;Нам необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра былане только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала быобщему развитию ребенка, служилаформированию ег...
Инновационная технология «Синквейн» как средство развития речи старших дошкольников (мастер-класс для педагогов)
Целью мастер-класса является обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
“Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников”
От уровня речевого развития ребенка, зависит его успешность в любом виде деятельности. Мы -воспитатели, должны способствовать развитию речи у детей....
Консультация для педагогов ДОУ «Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников»
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств разви...