Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Байковский детский сад»
Методическая разработка конспекта занятия
по развитию речи в старшей группе
Тема: «Сказка в гости к нам приходит»
Воспитатель:
Хмелева Марина Александровна
Байково
2020
1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
2.Задачи:
Образовательные:
-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- продолжать учить определять тип и вид сказки;
- продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;
-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;
-учить подбирать слова- антонимы, определяющие героев.
Развивающие:
-развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности птицы;
- развивать дикцию и фонематическое восприятие;
- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
3.Тип занятия.
Занятие на повторение пройденного материала
4.Форма занятия.
Интегрированное занятие
5.Продолжительность.
30 минут
6.Участники.
Старшая группа
7.Возраст обучающихся.
5-6 лет
8. Оборудование и материалы.
1. Презентация "Мир сказок",
2.Картинки с эпизодами из сказок: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица.
3. Музыкальное сопровождение.
9.Предварительная подготовка.
Чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры - драматизации по сказкам.
10.Методы и приёмы работы с детьми.
Информационно-рецептивный, словесный, мотивационный, игровой.
11.Структура занятия.
Этап занятия | Содержание | Время |
Водная часть | 1.Разминка «Доброе утро!» 2.Беседа с детьми, на какие типы групп делятся сказки 3. Дидактическая игра «Угадай и назови» | 5 минут. |
Основная часть |
| 20 минут. |
Заключительная часть |
| 5минут. |
12. Ход занятия.
Вводная часть
Под весёлую музыку дети входят в зал, встают в полукруг, взявшись за руки.
Разминка «Доброе утро!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди».
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас, сколько сказочных героев, и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?
Дети: Необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
Воспитатель: А на какие типы групп делятся сказки?
Дети: Народные и авторские.
Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?
Дети: авторские сказки, написанные автором.
Воспитатель: А что такое народные сказки?
Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать.
Воспитатель: Да, сказочные истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные. Ребята, мы с вами на занятии познакомимся с видами русских народных сказок: волшебными, бытовыми и детскими сказками о животных.
Основная часть.
Презентация «Мир сказок»
Воспитатель: Первый вид, который мы с вами рассмотрим - это сказки о животных, они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я загадаю вам загадки, а вы отгадывайте, а на слайде будет правильный ответ. Ну что начнем?
Дидактическая игра: «Угадай и назови»
- Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый, в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
( «Волк и семеро козлят»)
2. Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
(«Кот, лиса и петух»)
3. Что за гостья в дом пришла,
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(«Три медведя»)
4. Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — ...
(«Теремок»)
5. Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и серый волк»)
- На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
(«Журавль и цапля»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети: Животные и птицы.
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Какие вы еще знаете сказки?
Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко».
Хотите пройти по следам колобка?
Физкультминутка «Колобок»
Кто там катится в дали,
Без тропинок, без дорог? (руки козырьком к глазам, повороты туловища влево - вправо.)
Ты зачем на край земли
Разбежался, Колобок? (Наклоны вперёд, руки на поясе.)
Колобок, Колобок,
Ну, куда же ты, дружок?
Ну, какой тебе прок
Убегать за порог? (Хлопки в ладоши.)
- Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Не попался на зубок,
Вот какой я Колобок! (Приседания.)
На пригорок, на горбок,
Через поле и лесок
Полечу я Колобок
Жаль, что я не голубок! (Прыжки на месте.)
Снова мчался Колобок,
Улыбался Колобок.
С кем встречался Колобок.
Похвалялся Колобок. (Бег на месте.)
Он и волку и лисе
Всё хвалился и хвалился… (Присели.)
Ну, а дальше знают все
До чего он докатился! (Резко встали, руки вверх.)
Воспитатель: Ребята, а в сказках лиса какая? а волк? медведь? заяц?
Дети: Лиса - хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица.
Волк глупый и жадный. Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Только кот и петух выступают в роли положительных героев.
Воспитатель: А ещё есть бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных.
Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам посоревноваться. Это буде игра на время. Вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки. Кто быстрее справится, тот сможет угадать свою сказку, та команда и победит. Раз, два, три - игру начни!!!
Дети собирают пазл- сказку.
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить,
Дружно, смело и умело,
С вами мы взялись за дело!
Воспитатель Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
Воспитатель: О каких сказках мы ещё не говорили?
Дети: О волшебных сказках
Воспитатель: Правильно. А кто знает, почему волшебные?
Дети: В этих сказках волшебство
Воспитатель: Так давайте проверим волшебство на сказке «По щучьему велению»
Воспитатель: Вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка -подсказка.
(По желанию дети подходят и рассказывают по иллюстрациям.)
Воспитатель: Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.
Наши глаза устали, хотят отдохнуть
Гимнастика для глаз: «Теремок»
Терем-терем-теремок (движение глазами вправо-влево)
Он не низок, не высок (движение глазами вверх-вниз)
На верху петух сидит
Кукареку он кричит. (моргают глазами)
Ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?
В волшебных сказках в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.
Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?
Дети: Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.
Воспитатель: Ребята, чему сказки учат? Правильно, смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терёшечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.
Проблемная ситуация.
- «А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».
- «А если бы Терёшечка не был таким находчивым, то….».
Заключительная часть.
Вот мы и побывали с вами в стране сказок.
Рефлексия:
-Ребята, с какими видами сказок мы сегодня познакомились?
-Чему учат сказки?
-На каких героев сказок вы хотели бы быть похожими?
-Интересно вам было путешествовать по сказкам?
-А что было самое интересное?
-А в чем-то вы испытывали затруднения?
Воспитатель:
Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.
12. Литература
1. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений,(средняя, старшая, подготовительная группы).-М.:ВАКО,2005.-176с.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2016.-144с.
3. Интернет ресурсы:
http://yandex.ru/clck/jsredir/
4. О.С Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет. М, Т.Ц. «Сфера»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"
Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду. В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Моя любимая игрушка"
Цель. Обучение детей составлять рассказы на темы из личного опыта....
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Веселый огород».
Воспитание экологической культуры детей через знакомство с дарами природы и их пользой.Расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, месте их произрастания;Формировать н...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].Задачи:Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить предста...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»
1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные: -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...
Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"
Представленный в методической разработке материал позволит обобщить знания детей по теме: "Раняя весна", обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...