Методическая разработка интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Вот так Африка!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Леонова Татьяна Анатольевна

Интеграция образовательных областей:

«социально-коммуникативное развитие» - способствовать развитию свободного общения взрослого с детьми, активизировать речевую деятельность, развивать навыки сотрудничества, самостоятельно решать поставленную задачу;

«познание» - способствовать обогащению знаний, развитие органов зрения, слуха, обоняния;

«речевое развитие» - пополнить словарный запас, совершенствовать правильное произношение звуков, развитие интереса к поэзии;

«здоровье» - развивать умение правильно дышать, заботиться о зрении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вот так Африка!86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

интегрированного занятия

по развитию речи в старшей группе

на тему «Вот так Африка!»

Разработала: Леонова Т.А.

п. Чаканиха, 2016


Методическая разработка

интегрированного занятия

по развитию речи в старшей группе

на тему «Вот так Африка!»

Методологические приемы:

  • Словесные: беседа, диалог, поощрения, художественное слово, пояснение, объяснение, вопросы.
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций.
  • Практические: физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, помощь, игровые упражнения.
  • Поисковые: опытно-экспериментальная работа с картой, с глобусом.

Цель занятия: развивать речевую активность в процессе игры-путешествия, расширять знания о мире.

Задачи:

Обучающие:

  • закреплять и корректировать правильное произношение звуков (ш,ч);
  • совершенствовать умение определять количество слогов в слове;
  • учиться находить ударный слог;
  • совершенствовать правильное употребление прилагательных в речи;
  • уточнить представления детей о животных жарких стран;
  • учить подбирать синонимы к слову; существительные к определению;
  • активизировать глаголы и прилагательные.

Воспитательные:

  • воспитывать доброту и отзывчивость, умение помочь в трудную минуту, заботливое отношение к животным;
  • развивать социальные навыки: умение работать группой, договариваться, учитывать мнение партнера;
  • развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
  • воспитывать любознательность.

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  • создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, развивать память, речь, творческие способности;
  • обогащение и уточнение словаря: бескозырка, «морские волки», джунгли, саванна, пустыня, попугайничать.

Интеграция образовательных областей:

«социально-коммуникативное развитие» - способствовать развитию свободного общения взрослого с детьми, активизировать речевую деятельность, развивать навыки сотрудничества, самостоятельно решать поставленную задачу;

«познание» - способствовать обогащению знаний, развитие органов зрения, слуха, обоняния;

«речевое развитие» - пополнить словарный запас, совершенствовать правильное произношение звуков, развитие интереса к поэзии;

«здоровье» - развивать умение правильно дышать, заботиться о зрении.

Форма занятия: занятие-путешествие

Основные термины, понятия: глобус, Африка, моряки и т.д.

Оборудование:

  • Географическая карта полушарий;
  • Набор игрушек африканских животных;
  • Фотоиллюстрации с изображением Африки;
  • Д/ игра «Сложи картинку»;
  • Аудиозапись «Морской прибой»;
  • Мягкие модули-блоки для конструирования корабля;
  • Тесто для лепки, дока для лепки;
  • Экзотические фрукты.

Предварительная работа

Для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно прочитать детям, например: сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»; детские энциклопедии, например, «Животный мир».

Занятия: развитие речи «Там, где нет зимы»; ознакомление с художественной литературой «Сказка Р. Киплинга «Слоненок», лепка «Обезьянка на пальмах»; аппликация «Заморский натюрморт», конструирование «Попугай»; рисование «Жил-был лев».

План занятия:

Часть 1. Организация детей -5 мин.

Часть 2. Основная часть занятия - 20 мин.

Часть 3. Окончание занятия - 5 мин.

Ход занятия

Часть 1. Организация детей.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте дружно всех поприветствуем и согреем своими улыбками (садятся на стулья).

1. Работа с глобусом.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Что это? (глобус)

- А что такое глобус?

- Каким цветом изображают леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом)

- Что обозначено голубыми и синими красками? (Голубыми и синими красками изображают реки, моря, океаны)

- А пустыни? (Пустыни – желтым)

- А знаете ли вы, сколько материков на нашей планете? (6) А на каком мы с вами живем?

- Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие. А куда бы нам отправиться?

2 Кукольный театр (раздаётся писк за ширмой)

- Ой. Кто там? (обезьяна)

- Ребята, она сказала, что её зовут Чита, она забыла, где её дом и просит вас помочь. У обезьянки есть рисунок, но его надо сложить правильно, и тогда мы узнаем, где она жила.

Игра «Собери картинку» (под музыку1)

Воспитатель:

- Только отправимся мы на другой материк. Надеюсь, вы его узнаете, если соберете картинку, которая у вас на столе в конверте. Подойдите сюда.

- Рассмотрите картинку. Что за материк на ней изображен? (На картинке природа Африки)

- Отправимся в Африку?

- Покажите этот материк на карте.

3 Конструирование корабли (мягкие модули)

- Нам придется плыть на корабле. Но сначала нам надо его построить. (вместе строят из мягких модулей) (под музыку 2)

- Ребята, как называются люди, которые плавают по морям? (моряки)

- Сейчас мы превратимся в моряков. Оденьте бескозырку и отправимся в плаванье. А я знаю чудесное стихотворение, называется оно «Морские волки».

Физминутка:

- Повторяйте движения вместе со мной (под музыку 3)

Ходят волны кругом вот такие,

Вот такие большие, как дом! (руки вверх)

Мы, бесстрашные волки морские,

Смело в бурное море плывем (руки как плывешь)

Якоря мы подымем – вот так!(наклоны)

Паруса мы поставим – вот так!(руки вверх)

Веселее, моряк!

Веселее, моряк!

Делай так, делай так и вот так!(шагать на месте)

Поплывем мы в далекие страны,

Где блестящие звезды видны,

Где на ветках висят обезьяны

И гуляют большие слоны.

- Молодцы!

- Как вы думаете, кто такие морские волки?

- Какими словами их можно охарактеризовать? Какие это моряки? (Смелые, бесстрашные, отважные, мужественные, храбрые) А корабль у нас есть? Тогда в путь «морские волки».

- Скажем вместе:

-ра-ра-ра

В путешествие пора.

-ре-ре-ре

Поплывём на корабле.

Часть 2. Основная часть занятия.

1. На корабле (словообразовательный анализ)

Воспитатель:

- Дети, наш корабль называется «Победа».

- Разделите это слово на слоги. Сколько их? Найдем ударный.

- А как называются люди, которые носят такую одежду? (моряки)

- Какой необычный головной убор. Вы знаете, как он называется? (Бескозырка)

- А почему такое название? (Без козырька)

Чтение стихотворения:

Бескозырка и тельняшка

И на лентах якоря

На ремне большая пряжка

Моряку даны не зря!

- Уточним курс по карте. Покажите Африку. В путь!

Дыхательная гимнастика:

- Ребята, какой морской воздух свежий и чистый!

Так и хочется его побольше вдохнуть. Давайте подышим вместе, встаньте ровно:

1,2,3,4,5 – все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Коррекция произношения звука -ш- ( музыка 4).

- Садитесь на коврик, и послушаем шум моря. Закройте глаза, и представьте, как наш кораблик весело плывет по волнам. Произнесём вместе звук моря (ш-ш-ш).

Игра «На что похоже»

- Море синее как что? (как василёк)

- Море большое как что?

- Море прозрачное как что?

- Море солёное как что?

Работа со слайдами на доске:

- Моряки, доставайте свои бинокли. Впереди Африка.(показ слайда 1)

- Кого вы видите на суше? (слайд 2) (Высказывания детей).

- Что они делают? (ответы)

- Молодцы, а теперь отгадайте загадку:

Любит сладкие бананы,

Любит длинные лианы,

Любит повисеть на ветке,

Говорят, что наши предки.

- Правильно, это обезьяна.

Посмотрите на нашу Читу.

Физминутка для глаз:

На обезьянку я смотрю,

Влево глазки я веду,

Вправо глазки я веду,

Вверх смотрю и вниз смотрю,

Сильно глазки закрываю

И тихонько открываю,

Вдаль на Читу я смотрю:

«Здравствуй, Чита»,- говорю.

- Что это? Подойдите. Африканские звери приготовили нам сюрприз! (Идем вокруг стола, в корзине фрукты)

- Назовите эти фрукты.

- В нашей стране они не растут, как же тогда их можно назвать? (Экзотические)

- Составьте предложение с названием одного фрукта. (Кокосы растут на пальме)

- Скажем спасибо за угощение.

-Садитесь на стулья.

2. Игра «Назови слово»

- Мы устали в пути. Поиграем, отдохнем. Садитесь. Что у меня в руках? (Апельсин)

- Я буду бросать его, и называть признак, а вы должны назвать африканское животное, которое обладает этим признаком.

Забавная (обезьянка), свирепый (лев), зубастый (крокодил), длинный (удав), опасный (носорог), огромный (слон). Предлагаю разделить на слоги.

- А теперь животное, а вы - его признак.

3. Загадывание загадки. Работа над произношением и выделением звука-ч-

- Отгадайте ещё загадку:

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Попугай) (показ слайда 3)

- Посмотрите на экран, опишите какой он. (ответы)

- Попугай любит попугайничать. Как вы понимаете, что значит попугайничать? (Повторять за кем-то)

- А вы умеете попугайничать? Тогда послушайте мою чистоговорку и попробуйте повторить.

Черепаха не скучая

Час сидит за чашкой чая.

(Проговаривают чистоговорку)

- Какой звук чаще других повторяется? (ч)

- Какой он? (согласный, всегда мягкий)

4. Словообразование «Животные и их детеныши» (показ слайда 4)

- Посмотрите на этого слона. Это взрослое животное или детеныш. (Это детеныш).

- Как его назовем?

- Я буду называть вам взрослое животное, а вы детеныша.

Лев – львенок;

Бегемот – бегемотик;

Жираф – жирафенок;

Страус – страусенок;

Черепаха – черепашонок;

Зебра – жеребенок;

Гепард – котенок.

Часть 3. Окончание занятия.

1. Лепка из солёного теста

- Ребята, нас зовет обезьянка. Она голодная и хочет есть.

- Вы знаете, что она любит? Давайте сделаем для неё бананы. (Изготовление банана).

- Когда они высохнут, Чита полакомится.

- Вернемся на корабль. – произнесем вместе:

- ра-ра-ра

Возвращаться нам пора.

- Вот мы и дома. Скорее садитесь на свои места. Смотрите, для вас угощение от Читы - настоящие бананы, мы их скушаем позже. Давайте вспомним: Где мы были? Что видели? Кому помогли? (ответы детей)

- Молодцы!!! Какие новые слова узнали?

- Мы совершили чудесное путешествие! На память я хочу вам подарить по картинке с силуэтом животного, вечером вы сможете ее раскрасить и вспомнить о самом жарком материке Африка.

Список использованной литературы

- сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»;

- детские энциклопедии, например, «Животный мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"

Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду.  В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...

Методическая разработка открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква «Ц»»

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с буквами и звуками.Познакомить с согласным твердым согласным звуком «Ц»...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Веселый огород».

Воспитание экологической культуры детей через знакомство с дарами природы и их пользой.Расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, месте их произрастания;Формировать н...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].Задачи:Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить предста...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»

1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные:   -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...