Методическая разработка интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Вот так Африка!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Интеграция образовательных областей:
«социально-коммуникативное развитие» - способствовать развитию свободного общения взрослого с детьми, активизировать речевую деятельность, развивать навыки сотрудничества, самостоятельно решать поставленную задачу;
«познание» - способствовать обогащению знаний, развитие органов зрения, слуха, обоняния;
«речевое развитие» - пополнить словарный запас, совершенствовать правильное произношение звуков, развитие интереса к поэзии;
«здоровье» - развивать умение правильно дышать, заботиться о зрении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вот так Африка! | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка
интегрированного занятия
по развитию речи в старшей группе
на тему «Вот так Африка!»
Разработала: Леонова Т.А.
п. Чаканиха, 2016
Методическая разработка
интегрированного занятия
по развитию речи в старшей группе
на тему «Вот так Африка!»
Методологические приемы:
- Словесные: беседа, диалог, поощрения, художественное слово, пояснение, объяснение, вопросы.
- Наглядные: рассматривание иллюстраций.
- Практические: физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, помощь, игровые упражнения.
- Поисковые: опытно-экспериментальная работа с картой, с глобусом.
Цель занятия: развивать речевую активность в процессе игры-путешествия, расширять знания о мире.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять и корректировать правильное произношение звуков (ш,ч);
- совершенствовать умение определять количество слогов в слове;
- учиться находить ударный слог;
- совершенствовать правильное употребление прилагательных в речи;
- уточнить представления детей о животных жарких стран;
- учить подбирать синонимы к слову; существительные к определению;
- активизировать глаголы и прилагательные.
Воспитательные:
- воспитывать доброту и отзывчивость, умение помочь в трудную минуту, заботливое отношение к животным;
- развивать социальные навыки: умение работать группой, договариваться, учитывать мнение партнера;
- развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
- воспитывать любознательность.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, развивать память, речь, творческие способности;
- обогащение и уточнение словаря: бескозырка, «морские волки», джунгли, саванна, пустыня, попугайничать.
Интеграция образовательных областей:
«социально-коммуникативное развитие» - способствовать развитию свободного общения взрослого с детьми, активизировать речевую деятельность, развивать навыки сотрудничества, самостоятельно решать поставленную задачу;
«познание» - способствовать обогащению знаний, развитие органов зрения, слуха, обоняния;
«речевое развитие» - пополнить словарный запас, совершенствовать правильное произношение звуков, развитие интереса к поэзии;
«здоровье» - развивать умение правильно дышать, заботиться о зрении.
Форма занятия: занятие-путешествие
Основные термины, понятия: глобус, Африка, моряки и т.д.
Оборудование:
- Географическая карта полушарий;
- Набор игрушек африканских животных;
- Фотоиллюстрации с изображением Африки;
- Д/ игра «Сложи картинку»;
- Аудиозапись «Морской прибой»;
- Мягкие модули-блоки для конструирования корабля;
- Тесто для лепки, дока для лепки;
- Экзотические фрукты.
Предварительная работа
Для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно прочитать детям, например: сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»; детские энциклопедии, например, «Животный мир».
Занятия: развитие речи «Там, где нет зимы»; ознакомление с художественной литературой «Сказка Р. Киплинга «Слоненок», лепка «Обезьянка на пальмах»; аппликация «Заморский натюрморт», конструирование «Попугай»; рисование «Жил-был лев».
План занятия:
Часть 1. Организация детей -5 мин.
Часть 2. Основная часть занятия - 20 мин.
Часть 3. Окончание занятия - 5 мин.
Ход занятия
Часть 1. Организация детей.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте дружно всех поприветствуем и согреем своими улыбками (садятся на стулья).
1. Работа с глобусом.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Что это? (глобус)
- А что такое глобус?
- Каким цветом изображают леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом)
- Что обозначено голубыми и синими красками? (Голубыми и синими красками изображают реки, моря, океаны)
- А пустыни? (Пустыни – желтым)
- А знаете ли вы, сколько материков на нашей планете? (6) А на каком мы с вами живем?
- Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие. А куда бы нам отправиться?
2 Кукольный театр (раздаётся писк за ширмой)
- Ой. Кто там? (обезьяна)
- Ребята, она сказала, что её зовут Чита, она забыла, где её дом и просит вас помочь. У обезьянки есть рисунок, но его надо сложить правильно, и тогда мы узнаем, где она жила.
Игра «Собери картинку» (под музыку1)
Воспитатель:
- Только отправимся мы на другой материк. Надеюсь, вы его узнаете, если соберете картинку, которая у вас на столе в конверте. Подойдите сюда.
- Рассмотрите картинку. Что за материк на ней изображен? (На картинке природа Африки)
- Отправимся в Африку?
- Покажите этот материк на карте.
3 Конструирование корабли (мягкие модули)
- Нам придется плыть на корабле. Но сначала нам надо его построить. (вместе строят из мягких модулей) (под музыку 2)
- Ребята, как называются люди, которые плавают по морям? (моряки)
- Сейчас мы превратимся в моряков. Оденьте бескозырку и отправимся в плаванье. А я знаю чудесное стихотворение, называется оно «Морские волки».
Физминутка:
- Повторяйте движения вместе со мной (под музыку 3)
Ходят волны кругом вот такие,
Вот такие большие, как дом! (руки вверх)
Мы, бесстрашные волки морские,
Смело в бурное море плывем (руки как плывешь)
Якоря мы подымем – вот так!(наклоны)
Паруса мы поставим – вот так!(руки вверх)
Веселее, моряк!
Веселее, моряк!
Делай так, делай так и вот так!(шагать на месте)
Поплывем мы в далекие страны,
Где блестящие звезды видны,
Где на ветках висят обезьяны
И гуляют большие слоны.
- Молодцы!
- Как вы думаете, кто такие морские волки?
- Какими словами их можно охарактеризовать? Какие это моряки? (Смелые, бесстрашные, отважные, мужественные, храбрые) А корабль у нас есть? Тогда в путь «морские волки».
- Скажем вместе:
-ра-ра-ра
В путешествие пора.
-ре-ре-ре
Поплывём на корабле.
Часть 2. Основная часть занятия.
1. На корабле (словообразовательный анализ)
Воспитатель:
- Дети, наш корабль называется «Победа».
- Разделите это слово на слоги. Сколько их? Найдем ударный.
- А как называются люди, которые носят такую одежду? (моряки)
- Какой необычный головной убор. Вы знаете, как он называется? (Бескозырка)
- А почему такое название? (Без козырька)
Чтение стихотворения:
Бескозырка и тельняшка
И на лентах якоря
На ремне большая пряжка
Моряку даны не зря!
- Уточним курс по карте. Покажите Африку. В путь!
Дыхательная гимнастика:
- Ребята, какой морской воздух свежий и чистый!
Так и хочется его побольше вдохнуть. Давайте подышим вместе, встаньте ровно:
1,2,3,4,5 – все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Коррекция произношения звука -ш- ( музыка 4).
- Садитесь на коврик, и послушаем шум моря. Закройте глаза, и представьте, как наш кораблик весело плывет по волнам. Произнесём вместе звук моря (ш-ш-ш).
Игра «На что похоже»
- Море синее как что? (как василёк)
- Море большое как что?
- Море прозрачное как что?
- Море солёное как что?
Работа со слайдами на доске:
- Моряки, доставайте свои бинокли. Впереди Африка.(показ слайда 1)
- Кого вы видите на суше? (слайд 2) (Высказывания детей).
- Что они делают? (ответы)
- Молодцы, а теперь отгадайте загадку:
Любит сладкие бананы,
Любит длинные лианы,
Любит повисеть на ветке,
Говорят, что наши предки.
- Правильно, это обезьяна.
Посмотрите на нашу Читу.
Физминутка для глаз:
На обезьянку я смотрю,
Влево глазки я веду,
Вправо глазки я веду,
Вверх смотрю и вниз смотрю,
Сильно глазки закрываю
И тихонько открываю,
Вдаль на Читу я смотрю:
«Здравствуй, Чита»,- говорю.
- Что это? Подойдите. Африканские звери приготовили нам сюрприз! (Идем вокруг стола, в корзине фрукты)
- Назовите эти фрукты.
- В нашей стране они не растут, как же тогда их можно назвать? (Экзотические)
- Составьте предложение с названием одного фрукта. (Кокосы растут на пальме)
- Скажем спасибо за угощение.
-Садитесь на стулья.
2. Игра «Назови слово»
- Мы устали в пути. Поиграем, отдохнем. Садитесь. Что у меня в руках? (Апельсин)
- Я буду бросать его, и называть признак, а вы должны назвать африканское животное, которое обладает этим признаком.
Забавная (обезьянка), свирепый (лев), зубастый (крокодил), длинный (удав), опасный (носорог), огромный (слон). Предлагаю разделить на слоги.
- А теперь животное, а вы - его признак.
3. Загадывание загадки. Работа над произношением и выделением звука-ч-
- Отгадайте ещё загадку:
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Попугай) (показ слайда 3)
- Посмотрите на экран, опишите какой он. (ответы)
- Попугай любит попугайничать. Как вы понимаете, что значит попугайничать? (Повторять за кем-то)
- А вы умеете попугайничать? Тогда послушайте мою чистоговорку и попробуйте повторить.
Черепаха не скучая
Час сидит за чашкой чая.
(Проговаривают чистоговорку)
- Какой звук чаще других повторяется? (ч)
- Какой он? (согласный, всегда мягкий)
4. Словообразование «Животные и их детеныши» (показ слайда 4)
- Посмотрите на этого слона. Это взрослое животное или детеныш. (Это детеныш).
- Как его назовем?
- Я буду называть вам взрослое животное, а вы детеныша.
Лев – львенок;
Бегемот – бегемотик;
Жираф – жирафенок;
Страус – страусенок;
Черепаха – черепашонок;
Зебра – жеребенок;
Гепард – котенок.
Часть 3. Окончание занятия.
1. Лепка из солёного теста
- Ребята, нас зовет обезьянка. Она голодная и хочет есть.
- Вы знаете, что она любит? Давайте сделаем для неё бананы. (Изготовление банана).
- Когда они высохнут, Чита полакомится.
- Вернемся на корабль. – произнесем вместе:
- ра-ра-ра
Возвращаться нам пора.
- Вот мы и дома. Скорее садитесь на свои места. Смотрите, для вас угощение от Читы - настоящие бананы, мы их скушаем позже. Давайте вспомним: Где мы были? Что видели? Кому помогли? (ответы детей)
- Молодцы!!! Какие новые слова узнали?
- Мы совершили чудесное путешествие! На память я хочу вам подарить по картинке с силуэтом животного, вечером вы сможете ее раскрасить и вспомнить о самом жарком материке Африка.
Список использованной литературы
- сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»;
- детские энциклопедии, например, «Животный мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"
Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду. В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...
Методическая разработка открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква «Ц»»
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с буквами и звуками.Познакомить с согласным твердым согласным звуком «Ц»...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Моя любимая игрушка"
Цель. Обучение детей составлять рассказы на темы из личного опыта....
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Веселый огород».
Воспитание экологической культуры детей через знакомство с дарами природы и их пользой.Расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, месте их произрастания;Формировать н...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].Задачи:Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить предста...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»
1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные: -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...
Методическая разработка интегрированного занятия по развитию речи в средней группе ЗПР с элементами театрализации.
Цель: формирование связанной речи у детей....