Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для старшей –подготовительной группы Тема: «Весна пришла».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
методическая разработка .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_konspekta_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи
для старшей –подготовительной группы
Тема: «Весна пришла».
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература».
«Коммуникация»
Задачи:
- Обобщать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
- Закреплять умение подбирать антонимы.
- Развивать слуховую и зрительную память.
- Активизировать словарь детей по данной теме за счет слов (март, апрель, май, проталины, капель, первоцветы и т. д.)
«Познание»
Задачи:
- Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
- Способствовать формированию интереса детей к природе.
«Художественная литература»
Задачи:
- Разучить с детьми стихотворение «Весна- красна», используя для лучшего запоминания мнемотаблицу.
- Развивать речеслуховую память.
Предварительная работа:
- Наблюдение за погодой во время прогулки.
- Чтение сказок и рассказов: «Ручей»Н. Сладков, «Весна»Г. Скребицкий, стихотворение «Весна» А. Плещеев; разгадывание загадок о весне.
- Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Перелет птиц».
- Разучивание загадок, пословиц, поговорок о весне.
Оборудование и материалы: мультимедийные изображения «Весенние месяцы» и «Первоцветы»; письмо от зайца, мнемотаблица,
Атрибуты: конверт.
Ход образовательной деятельности: (дети становятся в круг)
В: Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
В: Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится
Что это?
Д. Улыбка
В: Замечательно! Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
В: Ребята, давайте подарим улыбки нашим гостям.
В: Ребята, а сейчас я вам хочу загадать загадку (как вариант: загадывать загадки могут дети):
- Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко ласкает,
Кто это время года знает?
Дети: Весна.
- Если снег повсюду тает,
День становиться длинней,
Если все зеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла … (Весна)
В: Речь сегодня пойдет о весне…
(Стук в дверь, приносят письмо. Как вариант: на телефон приходит смс сообщение. Или письмо приходит на электронную почту).
В: Нам письмо! Интересно от кого оно? Давайте посмотрим!
(в конверте письмо и фото беленького зайца; или видео-обращение зайца)
З: Здравствуйте, дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла весна или все еще зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую или рано ещё? С уважением, заяц!
В: Ребята, как вы думаете, почему заяц ИМЕННО к вам обратился с этой просьбой?
Д: Мы знаем обо всех приметах весны и можем зайцу рассказать!
В: Ну что ж, давайте вспомним о приметах…..
БЕСЕДА:
В: Ребята, после какого времени года наступает весна?
Д: После зимы.
В: Расскажите о признаках наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:
-Днём стало пригревать солнце;
-Стало теплее, день стал длиннее;
-Снег потемнел и стал таять;
-Появляются первые проталины;
-Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны;
-Начинают бежать ручьи;
-Возвращаются перелётные птицы.
В: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Д: Нет.
В: Давайте про это расскажем. Поиграем в игру: «скажи наоборот».
Д/и «Скажи наоборот»
Зимой снег белый, а весной (серый),
Зимой снег чистый, а весной (грязный),
Зимой дни холодные, а весной (теплые),
Зимой дни короткие, а весной (длинные),
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое),
Зимой небо серое, а весной (голубое),
Зимой ветер холодный, а весной (теплый),
Зимой солнце низкое, а весной (высокое),
Зимой похолодало, а весной (потеплело).
В: А сейчас давайте вспомним, сколько месяцев у весны и какие изменения происходят в каждом месяце.
Д: (загадку загадывает подготовленный ребенок):
Прошла зима, и каждый рад,
Спешит весна и месяц… (март).
Д: Март-протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи (Показать соответствующую картинку на слайде), (пословицы, поговорки, стихи о марте)
В: За мартом другой месяц стучится в дверь.
Д: В ночь мороз, с утра капель,
Значит на дворе… (апрель).
В: Кто расскажет нам об апреле?
Д: Апрель – водолей, снегогон, потому что быстро, разливаясь ручьями, тает снег.
Ну-ка приглядитесь к веточкам, на них маленькие комочки. Это почки. Из них скоро появятся первые листочки. Кое – где на открытых участках уже появилась первая травка. (показать соответствующую картинку на слайде)
В: И третий месяц вспоминай,
И называется он… (май).
Д: Май – цветень, травень, потому что всюду появляется трава, и тянутся к солнцу молодые листья, расцветают деревья и кустарники (показать соответствующую картинку на слайде)
В: Ребята вам рассказали о месяцах, а сейчас я предлагаю угадать месяц по фотографии: (ПОКАЗАТЬ СЛАЙДЫ)
Д/И «Отгадай месяц».
Физ. минутка.
Солнышко, солнышко, Золотое донышко, (Идут по кругу)
Побежал в саду ручей, (Бегут, взявшись за руки)
Прилетели сто грачей, (Машут руками)
А сугробы тают, тают, (Приседают)
А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх).
В: Конечно же, весной распускаются первые весенние цветы. А как называют первые весенние цветы?
Д: Первые весенние цветы называют первоцветами.
В. А сейчас внимание на экран! Посмотрите на поляну и ответьте на вопрос:
– Какие первоцветы вы видите на весенней поляне? (составление полных предложений)
Дети: – Я на весенней поляне вижу подснежники;
– Я на весенней поляне вижу ландыши;
– Я на весенней поляне вижу медуницу;
– Я на весенней поляне вижу прострел (сон-траву);
– Я на весенней поляне вижу мать-и- мачеху.
В: Вот видите, сколько весенних примет мы вспомнили. У меня на столе лежат карточки. Давайте с вами соберем ответное письмо для зайца. Не забыли о чем он просил вас? Выберите каждый по одной карточке и положите на стол, где письмо (выбирают)
В: Ребята, почему именно эти карточки вы выбрали?
Д: Потому что на них изображены приметы весны.
В: А сейчас проходите на стульчики, усаживайтесь поудобнее, у меня кое-что для вас есть…. Послушайте стихотворение «Весна – красна».
Ты, весна, весна – красна, Что с собою принесла?
– Принесла я для лугов Покрывало из цветов.
– Принесла для елки Новые иголки.
– Для осин и для берез Свежих листьев воз.
В: Какое настроение вызвало у вас стихотворение? (ответы)
– О ком говорится в стихотворении? (ответы)
– Для кого весна принесла подарки? (ответы)
– Что принесла для лугов? Для елки? Для осин и для берез?
В: Я еще раз прочту вам стихотворение, а вы можете мысленно прочитать это стихотворение вместе со мной и вот вам подсказка (мнемотаблица) (повторное чтение стихотворения).
В: Кто хочет со мной прочитать стихотворение по таблице? (я читаю первую строчку, ребенок вторую, другой ребенок третью…) 2-3 раза
В: Может быть кто-то хочет сам полностью прочитать стихотворение? (2-3ребенка)
В: Ребята, как вы думаете, зайцу было бы приятно послушать это стихотворение? (да)
– Я предлагаю в свободное время записать это стихотворение и отправить зайцу в подарок в нашем ответном письме…. Согласны?… Как думаете, какое настроение будет у зайца, когда он получит письмо? (ответы)
Рефлексия.
В: А у вас, ребята, какое настроение? (ответы)
– А почему? (а я знаю почему: потому что мы назвали приметы весны, выучили стихотворение о весне, помогли зайцу).
В: Если на душе светло и радостно- возьмите солнышко, если грустно – тучку и прикрепите на доску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».
Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что развивает и обогащает ...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Весна пришла, весне дорогу"
Закрепление знаний о характерных признаках весны, о поведении животных, птиц. Проговаривание скороговорок,стихов,отгадывание загадок....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Весна пришла"
Конспект для развития речи детей ....
Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной группы на тему: "Хлеб"
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная к школе группа) на тему "Хлеб"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема. «Зима пришла».
Речевое развитие на тему "Зима"...
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...
Конспект занятий по развитию речи в подготовительной группе. Тема: " Весна "
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ...