Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Веселый огород».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Воспитание экологической культуры детей через знакомство с дарами природы и их пользой.
Расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, месте их произрастания;
Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.
Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.
Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).
Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.
Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.
Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.
Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_na_temuveselyy_ogorod.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Веселый огород».
Цель: воспитание экологической культуры детей через знакомство с дарами природы и их пользой.
Задачи: уточнить и расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, месте их произрастания;
Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.
Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.
Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).
Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.
Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.
Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.
Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
Материал и оборудование: Муляжи овощей, фруктов и ягод, яркие мешочки; грамзапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; картинки с изображением фруктов и овощей, фломастеры; модель трёхэтажного дома; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.
Ход занятия
– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)
Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся,
Словно солнышко пришло.
Ребята, посмотрите друг на друга; какие у вас добрые, красивые лица; улыбнитесь друг другу, поприветствуйте.
А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы
Дидактическая игра «Что принесла кукла Катя?».
Приходит кукла с сумкой, здоровается. Дети смотрят в сумку.
Что там? Мешочки. Каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды,) Что в мешочках? (Дети называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе (например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)
– Что вы разложили на столе?
– Где они растут?
– Сколько всего предметов здесь лежит?
– Сколько овощей?
– Сколько фруктов?
– Сколько ягод?
– Что лежит посередине?
– Что лежит первым?
– Что лежит между капустой и грушей?
Игра “Да – нет”
– Ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: “да”, “нет”. Например, “Это круглое?” “Оно сладкое?” “Это лежит в центре?”
– Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.
Игра “Четвёртый лишний”
– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:
слива, груша, помидор, персик;
яблоко, помидор, картофель, огурец;
огурец, капуста, арбуз, лук;
клубника, малина, арбуз, капуста.
Игра на переключение внимания.
– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову
фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;
овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;
ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.
Сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?». Посмотрите на картинки. Что на них изображено?
Дети: Кабачок, свекла, клубника, тыква, груша.
Воспитатель: Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.
Воспитатель: убирает одну из картинок.
Проблема.
– Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?
Варианты детских ответов:
1. дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;
2. бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;
- отодвинуть будку вместе с собакой;
- сбить яблоко длинной палкой;
- подружиться с собакой.
- подружиться с хозяином;
- отвлечь собаку косточкой.
– Какое решение вам понравилось больше? Почему?
– Молодцы, решили проблему!
Игра “Что потом?”
– Я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:
яблоко – испекут пирог с яблоками;
клубника – сварят варенье;
огурец – сделают салат;
помидор – закатают в банку;
капуста – засолят;
виноград – высушат для изюма;
апельсин – отожмут сок;
арбуз – съедят;
смородина – сделают желе и т.д.
Психогимнастика “Превращения”
– Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)
– Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.
(Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)
– Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!
Игра “Скажи наоборот”
– Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные.)
– Вы грустные, ребята? (Весёлые.)
– Вы ленивые? (Трудолюбивые.)
– Вы трусливые? (Смелые.)
– Вы злые? (Добрые.)
– Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы “Дом Дружбы” Помогите мне, пожалуйста, его заселить.
Продуктивная деятельность детей.
– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью фломастеров, превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков.
– Давайте поселим их в нашем “Доме Дружбы”. На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.
– Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём!
Физкультминутка «В саду»
Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)
Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке,
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).
Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)
На носочки поднимись (встают на цыпочки)
И до ветки дотянись (поднимают руки вверх)
Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню)
Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками).
Ребята, мы на славу с вами потрудились теперь, ребята пора и сок попить.
Вы любите сок?
Дидактическая игра «Назови сок»
Сок из апельсина – апельсиновый сок
Сок из свеклы – свекольный сок
Сок из слив – сливовый сок
Сок из огурца – огуречный
Сок из помидора – томатный сок
Сок из яблока – яблочный сок
Сок из груши – грушевый сок
Сок из винограда – виноградный сок
Сок из моркови – морковный сок
Сок из вишни – вишнёвый сок.
Сейчас мы с вами будем поварятами и сварим вкусный компот, но наши кастрюли пусты.
«Сад – огород» (распределить фрукты и овощи отдельно по корзинкам. Дети аргументируют свои ответы)
- я положу яблоко в эту корзинку (сад, потому что это фрукт
-я положу огурец в эту корзинку (огород, потому что это овощ…
Игра продолжается до тех пор, пока все овощи и фрукты не будут собраны в кастрюли
Педагог: Что мы сделали?
Дети Мы разложили овощи и фрукты по кастрюлям.
(моделирование маленькими человечками)
“Сварим вкусный компот”
Для того, чтобы у нас получился вкусный компот, нам в этом помогут маленькие человечки. (Воспитатель делит детей на 3 группы: “твёрдые человечки”, “жидкие” и “газообразные”, а на головы детей одевает шапочки-различия)
– Сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твёрдые человечки, сделайте кастрюлю. (Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.)
– Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они? (Выходят дети, в шапочках фруктов и ягод)
– Сейчас зальём фрукты кипящей водой и добавим сахарный песок. Вода какая? А сахар?
– Как ведут себя человечки кипящей воды? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие “жидких человечков” воды, берут за руки “твердых человечков” сахарного песка и слегка покачиваются.)
– Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?
– Да, дети, это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, “газообразные человечки”!
– А почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным?
– Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твердых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя как твердые и жидкие человечки. (Дети вертятся вокруг себя.)
– Вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий)
– Угощайтесь на здоровье! (Предлагает детям чашки с фруктово-ягодным компотом.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».
Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что развивает и обогащает ...
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"
Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду. В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...
Методическая разработка интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Вот так Африка!"
Интеграция образовательных областей:«социально-коммуникативное развитие» - способствовать развитию свободного общения взрослого с детьми, активизировать речевую деятельность, развивать навыки сотрудни...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Моя любимая игрушка"
Цель. Обучение детей составлять рассказы на темы из личного опыта....
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].Задачи:Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить предста...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»
1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные: -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...
Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"
Представленный в методической разработке материал позволит обобщить знания детей по теме: "Раняя весна", обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...