Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Веселый огород».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Ивановна Конькова

Воспитание экологической культуры детей через знакомство с дарами природы и их пользой.

Расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, месте их произрастания;

Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Веселый огород».

Цель: воспитание экологической культуры детей через знакомство с дарами природы и их пользой.

Задачи: уточнить и расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, месте их произрастания;

Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Материал и оборудование: Муляжи овощей, фруктов и ягод, яркие мешочки; грамзапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; картинки с изображением фруктов и овощей, фломастеры; модель трёхэтажного дома; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.

Ход занятия

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Дружно за руки возьмемся

И почувствуем тепло.

Повернемся, улыбнемся,

Словно солнышко пришло.

Ребята, посмотрите друг на друга; какие у вас добрые, красивые лица; улыбнитесь друг другу, поприветствуйте.

А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы

Дидактическая игра «Что принесла кукла Катя?».

Приходит кукла с сумкой, здоровается. Дети смотрят в сумку.

Что там? Мешочки. Каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды,) Что в мешочках? (Дети называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе (например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

– Что вы разложили на столе?

– Где они растут?

– Сколько всего предметов здесь лежит?

– Сколько овощей?

– Сколько фруктов?

– Сколько ягод?

– Что лежит посередине?

– Что лежит первым?

– Что лежит между капустой и грушей?

Игра “Да – нет”

– Ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: “да”, “нет”. Например, “Это круглое?” “Оно сладкое?” “Это лежит в центре?”

– Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.

Игра “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:

 слива, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, лук;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову

фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;

ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

Сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?». Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

Дети: Кабачок, свекла, клубника, тыква, груша.

Воспитатель: Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку.  Вы должны будете сказать, чего не стало.

Воспитатель: убирает одну из картинок.

Проблема.

– Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?

Варианты детских ответов:

1. дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;

2. бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;

  1. отодвинуть будку вместе с собакой;
  2. сбить яблоко длинной палкой;
  3. подружиться с собакой.
  4. подружиться с хозяином;
  5. отвлечь собаку косточкой.

– Какое решение вам понравилось больше? Почему?

– Молодцы, решили проблему!

Игра “Что потом?”

– Я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:

яблоко – испекут пирог с яблоками;

клубника – сварят варенье;

огурец – сделают салат;

помидор – закатают в банку;

капуста – засолят;

виноград – высушат для изюма;

апельсин – отожмут сок;

арбуз – съедят;

смородина – сделают желе и т.д.

Психогимнастика  “Превращения”

– Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)

– Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

(Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)

– Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!

Игра “Скажи наоборот”

– Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные.)

– Вы грустные, ребята? (Весёлые.)

– Вы ленивые? (Трудолюбивые.)

– Вы трусливые? (Смелые.)

– Вы злые? (Добрые.)

– Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы “Дом Дружбы” Помогите мне, пожалуйста, его заселить.

Продуктивная деятельность детей.

– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью фломастеров, превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков.

– Давайте поселим их в нашем “Доме Дружбы”. На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.

– Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём!

Физкультминутка «В саду»

Мы сегодня в сад пойдем,

Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)

Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке,

Виноград и апельсины.

Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).

Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)

На носочки поднимись (встают на цыпочки)

И до ветки дотянись (поднимают руки вверх)

Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню)

Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками).

 Ребята, мы на славу с вами потрудились теперь, ребята пора и сок попить.

 

 Вы любите сок?

 Дидактическая игра «Назови сок»

Сок из апельсина – апельсиновый сок

 Сок из свеклы – свекольный сок

Сок из слив – сливовый сок

Сок из огурца – огуречный

Сок из помидора – томатный сок

Сок из яблока – яблочный сок

Сок из груши – грушевый сок

Сок из винограда – виноградный сок

Сок из моркови – морковный сок

Сок из вишни – вишнёвый сок.

Сейчас мы с вами будем поварятами и сварим вкусный компот, но наши кастрюли пусты.

«Сад – огород» (распределить фрукты и овощи отдельно по корзинкам. Дети аргументируют свои ответы)

- я положу яблоко в эту корзинку (сад, потому что это фрукт

-я положу огурец в эту корзинку (огород, потому что это овощ…

 Игра продолжается до тех пор, пока все овощи и фрукты не будут собраны в кастрюли

Педагог: Что мы сделали? 

Дети Мы разложили овощи и фрукты по кастрюлям.

 (моделирование маленькими человечками)

“Сварим вкусный компот”

  Для того, чтобы у нас получился вкусный компот, нам в этом помогут маленькие человечки. (Воспитатель делит детей на 3 группы: “твёрдые человечки”, “жидкие” и “газообразные”, а на головы детей одевает шапочки-различия)

– Сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твёрдые человечки, сделайте кастрюлю. (Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.)

– Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они? (Выходят дети, в шапочках фруктов и ягод)

– Сейчас зальём фрукты кипящей водой и добавим сахарный песок. Вода какая? А сахар?

– Как ведут себя человечки кипящей воды? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие “жидких человечков” воды, берут за руки “твердых человечков” сахарного песка и слегка покачиваются.)

– Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?

– Да, дети, это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, “газообразные человечки”!

– А почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным?

– Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твердых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя как твердые и жидкие человечки. (Дети вертятся вокруг себя.)

– Вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий)

– Угощайтесь на здоровье! (Предлагает детям чашки с фруктово-ягодным компотом.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».

Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что   развивает и обогащает ...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"

Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду.  В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...

Методическая разработка интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Вот так Африка!"

Интеграция образовательных областей:«социально-коммуникативное развитие» - способствовать развитию свободного общения взрослого с детьми, активизировать речевую деятельность, развивать навыки сотрудни...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].Задачи:Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить предста...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»

1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные:   -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"

Представленный  в методической разработке материал позволит обобщить  знания детей по теме: "Раняя весна",  обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...