Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Транспорт»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формировать навыки связной речи у детей.
Задачи:
Образовательные:
Ø обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях;
Ø учить отвечать на вопросы полными предложениями; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании сложных слов, родственных слов, приставочных глаголов; развивать связную речь; совершенствовать фонематический слух.
Развивающие:
Ø развивать зрительное и слуховое внимание; логическое мышление; пространственную ориентацию; координацию речи с движением; мелкую моторику.
Воспитательные:
Ø формировать навыки сотрудничества, активности, чувства коллективизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.r._transport.docx | 68.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Транспорт»
Подготовила:
Воспитатель
Сарандаева Анастасия Николаевна
2021 г.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Транспорт»
Цель: формировать навыки связной речи у детей.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях;
- учить отвечать на вопросы полными предложениями; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании сложных слов, родственных слов, приставочных глаголов; развивать связную речь; совершенствовать фонематический слух.
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание; логическое мышление; пространственную ориентацию; координацию речи с движением; мелкую моторику.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, активности, чувства коллективизма
Словарная работа: подорожник, придорожное, надземный, воздушный транспорт.
Предварительная работа: рассматривание картинок о транспорте, повторение видов транспорта, профессий, связанных с транспортом; составление описательного рассказа о различных видах транспорта.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, игровой
Материал: предметные картинки, игровое поле для игры «Путешествие машины», рисунок светофора, большая игрушечная машина.
Ход НОД
Приветствие «Чуткие руки»
Воспитатель:
Что за чудо – чудеса,
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лечить.
Чуткие руки умеют дружить.
А теперь крепко пожмите руки друг другу, почувствуйте тепло рук ваших соседей.
Сообщение темы занятия:
Воспитатель: Расскажите, как вы добрались сегодня в детский сад? (ответы детей) Я тоже приехала в детский сад на маршрутке. На чём ещё можно добраться до нужного нам места? Как сказать одним словом, на чём мы добирались в детский сад?
Дети: На транспорте.
Воспитатель: Давайте вспомним, какой мы знаем транспорт.
Речь с движением «Транспорт»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем транспорт называть (шаги на месте),
По земле пассажиров возят (хлопать в ладоши)
Машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль),
Самолёт идёт на взлёт (поднять руки в стороны, покачивать ими, как самолёт крыльями).
Корабль по морю плывёт (соединить ладошки, изображая нос корабля, слегка «покачиваться не волнах»)
Игра «Семейка слов»
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Шагаешь-впереди бежит,
Оглянешься-домой бежит
Дети: Дорога.
Воспитатель: с мячом Давайте образуем слова одной семейки к слову «дорога». Как можно назвать маленькую дорогу?
Дети: Дорожка.
Воспитатель:Как можно ласково назвать дорогу?
Дети: Дороженька.
Воспитатель:Как называют растение, которое растет рядом с дорогой?
Дети: Подорожник.
Воспитатель:А как называют движение по дороге? Какое оно?
Дети: Дорожное.
Воспитатель:Как назвать кафе, стоящее у дороги?
Дети: Придорожное.
Воспитатель: Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки. Давайте их вместе назовём: дорога, дорожка, дороженька, подорожник, дорожное, придорожное.
Воспитатель: Приглашаю вас отправиться в интересный мир транспорта. Поехали!
Упражнение «Шоферы»
Едем, едем на машине (имитация движения рулем),
Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)
Скорости переключаем («рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя),
Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладонь ко лбу).
Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони
раскрывают),
Вправо, влево - чистота (наклоняют руки вправо, влево)!
Волосы ерошит ветер (над головой шевелят пальцами).
Мы – шоферы хоть куда (разводят руки в стороны)!
Воспитатель:Какие виды транспорта по типу передвижения вы знаете?
Дети: Воздушный, наземный, водный.
Воспитатель:Почему транспорт называется воздушным?
Дети: Потому что летает в воздухе, высоко в небе.
Воспитатель:Почему транспорт называется водным?
Дети: Потому что он перемещается по воде.
Воспитатель:Почему транспорт называется наземным?
Дети: Потому что он едет по земле.
Воспитатель:Давайте рассмотрим транспортные средства на картинках и ещё раз повторим, к какому виду транспорта он относится (уточнить: подземный, железнодорожный, водный, воздушный, специальный, гужевой).
Игра «Поставь картинку»
Воспитатель:Посмотрите на символы наземного, водного и воздушного транспорта. Как они изображены? (ответы детей) Возьмите любую картинку с изображением транспортного средства и поставьте её к соответствующему символу.
Игра «Слушай внимательно»
Воспитатель:
Дети, у вас внимательные ушки? Послушайте мои хитрые вопросы.
Машина «дружит» с автобусом или глобусом?
Самолет «дружит» с ракетой или газетой?
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?
Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?
Игра «Угадай звуки»
(компьютерная игра: угадать звуки транспорта)
Игра «Скажи по-другому» - с мячом
Воспитатель: Есть транспорт, который не перевозит грузы и пассажиров, но зато очень помогает людям. Назовите такие машины одним словом:
Убирает снег - снегоуборочная машина , машина сама сваливает груз - самосвал , молоко возит - молоковоз , лес возит - лесовоз, бетон мешает – бетомешалка, бензин возит - бензовоз, мусор возит - мусоровоз, сам летает - самолет, сам катает - …, асфальт укладывает - … , трубы укладывает – трубоукладчик, ходит на пару – пароход, воду возит - водовоз, Лёд колет – ледокол
сам летит – самолёт
сам катится – самокат
бензин возит – бензовоз
везде ходит – вездеход
на земле – наземный
под землёй – подземный
железная дорога – железнодорожный
быстро ходит – быстроходный
лёгкие крылья – легкокрылый
бензин, колонка – бензоколонка
мешает бетон – бетономешалка
возит молоко – молоковоз
Игра "Назови и покажи"
Воспитатель: Посмотрите на нашу красивую машину и скажите, из каких частей она состоит (дети вместе с воспитателем называют части машины и показывают движения, изображая детали машины).
Капот – руки вперед.
Кузов – руки назад.
Кабина – крыша над головой.
Двери – руки согнуты в локтях.
Мотор – вращать кулачками, произносить звук: «РРРРРР»
Фары – сжимать и разжимать кулачки.
Руль – крутить перед собой.
Кресло – присесть, руки на колени.
Педаль – поднимать и опускать правую стопу.
Колеса – «рисовать» круг указательным пальцем, произносить звук: «ШШШШШ»
Игра «Светофор»
Воспитатель:
Вот круги – три разных цвета, вам игра знакома эта?
Если красный покажу – всех похлопать попрошу,
Если желтый покажу – всех потопать попрошу,
Ну, а если зелёный цвет – всем: «Ура!» кричать в ответ.
Воспитатель: На зеленый свет можно переходить дорогу. Но в любом ли месте мы можем ее перейти?
Дети: Нет!
Воспитатель: Мы можем перейти ее, когда увидим знак…
Ребёнок:
Всем знакомые полоски –
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет …
Дети: Пешеходный переход!
Игра «Путешествие машины»
Логопед: Посмотрите на картинку. Предлагаю вам составить небольшой рассказ о путешествии машины. (Дети составляют рассказ, используя приставочные глаголы: машина выехала из гаража, поехала по дороге, объехала лужу, въехала на мост, поехала по мосту, переехала речку, съехала с моста, объехала ёлочку и поехала по дороге дальше)
Игра «Расставь машины»
Воспитатель: Дети, поможем расставить разные транспортные средства на выставке транспорта? У нас есть только три ряда: верхний, средний и нижний. На трёх полках расставим машины: пожарная машина стоит первая в среднем ряду, самолёт стоит в конце (последний) нижнего ряда, лодка стоит в середине в верхнем ряду, т.д.
Воспитатель: Все машины расставлены. Что где стоит? (за, перед, между).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт, его виды»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема "Транспорт"
Конспект НОД по развитию речи в средней группе . Тема "Транспорт"...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе тема: «Транспорт»
Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях ...
Конспект по развитию речи в старше группе тема "Транспорт"
Тема "Транспорт"...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт. Звук [с]».
Цель: знакомство детей с понятием "транспорт", звуком [с].ЗадачиОбразовательные:развивать связную речь детей, операции обобщения, классификации, конкретизации;совершенствовать навыки словооб...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт, его виды»
План – конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт, его виды» Программное содержание: Закрепить у детей понятие «транспорт»...