Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Транспорт»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: формировать навыки связной речи у детей.

Задачи:

Образовательные:

Ø  обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях;

Ø  учить отвечать на вопросы полными предложениями; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании сложных слов, родственных слов, приставочных глаголов; развивать связную речь; совершенствовать фонематический слух.

Развивающие:

Ø  развивать зрительное и слуховое внимание; логическое мышление; пространственную ориентацию; координацию речи с движением; мелкую моторику.

Воспитательные:

Ø  формировать навыки сотрудничества, активности, чувства коллективизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r._transport.docx68.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Конспект НОД   по развитию речи в старшей группе

Тема: «Транспорт»

Подготовила:

Воспитатель

Сарандаева Анастасия Николаевна                                        

2021 г.

Конспект НОД   по развитию речи в старшей группе

Тема: «Транспорт»

Цель: формировать навыки связной речи у детей.

Задачи:

Образовательные: 

  • обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях;
  • учить отвечать на вопросы полными предложениями; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании сложных слов, родственных слов, приставочных глаголов; развивать связную речь; совершенствовать фонематический слух.

Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание; логическое мышление; пространственную ориентацию; координацию речи с движением; мелкую моторику.

Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, активности, чувства коллективизма

Словарная работа: подорожник, придорожное, надземный, воздушный транспорт.

Предварительная работа: рассматривание картинок о транспорте, повторение видов транспорта, профессий, связанных с транспортом; составление описательного рассказа о различных видах транспорта. 

Методы и приёмы: словесный, наглядный, игровой

Материал: предметные картинки, игровое поле для игры «Путешествие машины», рисунок светофора, большая игрушечная машина.

Ход НОД

Приветствие «Чуткие руки»

Воспитатель:
Что за чудо – чудеса,
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лечить.
Чуткие руки умеют дружить.
А теперь крепко пожмите руки друг другу, почувствуйте тепло рук ваших соседей.

Сообщение темы занятия:

Воспитатель: Расскажите, как вы добрались сегодня в детский сад? (ответы детей) Я тоже приехала в детский сад на маршрутке. На чём ещё можно добраться до нужного нам места? Как сказать одним словом, на чём мы добирались в детский сад? 
Дети: На транспорте.

Воспитатель: Давайте вспомним, какой мы знаем транспорт.

Речь с движением «Транспорт»
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем транспорт называть (шаги на месте),
По земле пассажиров возят (хлопать в ладоши)
Машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль),
Самолёт идёт на взлёт (поднять руки в стороны, покачивать ими, как самолёт крыльями).
Корабль по морю плывёт (соединить ладошки, изображая нос корабля, слегка «покачиваться не волнах»)

Игра «Семейка слов»
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Шагаешь-впереди бежит,
Оглянешься-домой бежит 
Дети: Дорога.

Воспитатель:  с мячом Давайте образуем слова одной семейки к слову «дорога». Как можно назвать маленькую дорогу?
Дети: Дорожка.
Воспитатель:Как можно ласково назвать дорогу?
Дети: Дороженька.
Воспитатель:Как называют растение, которое растет рядом с дорогой?
Дети: Подорожник.
Воспитатель:А как называют движение по дороге? Какое оно?
Дети: Дорожное.
Воспитатель:Как назвать кафе, стоящее у дороги?
Дети: Придорожное.

Воспитатель: Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки. Давайте их вместе назовём: дорога, дорожка, дороженька, подорожник, дорожное, придорожное.
Воспитатель: Приглашаю вас отправиться в интересный мир транспорта. Поехали!

Упражнение «Шоферы»
Едем, едем на машине (имитация движения рулем),
Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)
Скорости переключаем («рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя),
Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладонь ко лбу).
Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони
раскрывают)
,
Вправо, влево - чистота (наклоняют руки вправо, влево)!
Волосы ерошит ветер (над головой шевелят пальцами).
Мы – шоферы хоть куда (разводят руки в стороны)!

Воспитатель:Какие виды транспорта по типу передвижения вы знаете? 
Дети: Воздушный, наземный, водный. 
Воспитатель:Почему транспорт называется воздушным?
Дети: Потому что летает в воздухе, высоко в небе. 
Воспитатель:Почему транспорт называется водным?
Дети: Потому что он перемещается по воде.
Воспитатель:Почему транспорт называется наземным?
Дети: Потому что он едет по земле. 
Воспитатель:Давайте рассмотрим транспортные средства на картинках и ещё раз повторим, к какому виду транспорта он относится (уточнить: подземный, железнодорожный, водный, воздушный, специальный, гужевой).

Игра «Поставь картинку»
Воспитатель:Посмотрите на символы наземного, водного и воздушного транспорта. Как они изображены? (ответы детей) Возьмите любую картинку с изображением транспортного средства и поставьте её к соответствующему символу.


Игра «Слушай внимательно»

Воспитатель: 

Дети, у вас внимательные ушки? Послушайте мои хитрые вопросы.
Машина «дружит» с автобусом или глобусом?
Самолет «дружит» с ракетой или газетой?
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?
Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

Игра «Угадай звуки»
(компьютерная игра: угадать звуки транспорта)

Игра «Скажи по-другому» - с мячом
Воспитатель: Есть транспорт, который не перевозит грузы и пассажиров, но зато очень помогает людям. Назовите такие машины одним словом:
Убирает снег - снегоуборочная машина , машина сама сваливает груз - самосвал , молоко возит - молоковоз , лес возит - лесовоз, бетон мешает – бетомешалка, бензин возит - бензовоз, мусор возит - мусоровоз, сам летает - самолет, сам катает - …, асфальт укладывает - … , трубы укладывает – трубоукладчик, ходит на пару – пароход, воду возит  - водовоз, Лёд колет – ледокол
сам летит – самолёт
сам катится – самокат
бензин возит – бензовоз
везде ходит – вездеход
на земле – наземный
под землёй – подземный
железная дорога – железнодорожный
быстро ходит – быстроходный
лёгкие крылья – легкокрылый
бензин, колонка – бензоколонка
мешает бетон – бетономешалка
возит молоко – молоковоз


Игра "Назови и покажи"
Воспитатель: Посмотрите на нашу красивую машину и скажите, из каких частей она состоит (дети вместе с воспитателем называют части машины и показывают движения, изображая детали машины).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80278_babb22633ee003f999290e7fd351e0d4.jpg.jpg


Капот – руки вперед.
Кузов – руки назад.
Кабина – крыша над головой.
Двери – руки согнуты в локтях.
Мотор – вращать кулачками, произносить звук: «РРРРРР»
Фары – сжимать и разжимать кулачки.
Руль – крутить перед собой.
Кресло – присесть, руки на колени.
Педаль – поднимать и опускать правую стопу.
Колеса – «рисовать» круг указательным пальцем, произносить звук: «ШШШШШ»

Игра «Светофор»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80278_bb53946c6804fe64f50ea07d913d55c1.jpg.jpg


Воспитатель: 
Вот круги – три разных цвета, вам игра знакома эта? 
Если красный покажу – всех похлопать попрошу, 
Если желтый покажу – всех потопать попрошу,
Ну, а если зелёный цвет – всем: «Ура!» кричать в ответ.
Воспитатель: На зеленый свет можно переходить дорогу. Но в любом ли месте мы можем ее перейти?
Дети: Нет!
Воспитатель: Мы можем перейти ее, когда увидим знак…
Ребёнок: 
Всем знакомые полоски –
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет …
Дети: Пешеходный переход!

Игра «Путешествие машины»
Логопед: Посмотрите на картинку. Предлагаю вам составить небольшой рассказ о путешествии машины. (Дети составляют рассказ, используя приставочные глаголы: машина выехала из гаража, поехала по дороге, объехала лужу, въехала на мост, поехала по мосту, переехала речку, съехала с моста, объехала ёлочку и поехала по дороге дальше)


Игра «Расставь машины»
Воспитатель: Дети, поможем расставить разные транспортные средства на выставке транспорта? У нас есть только три ряда: верхний, средний и нижний. На трёх полках расставим машины: пожарная машина стоит первая в среднем ряду, самолёт стоит в конце (последний) нижнего ряда, лодка стоит в середине в верхнем ряду, т.д.
Воспитатель: Все машины расставлены. Что где стоит? (за, перед, между).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт, его виды»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема "Транспорт"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе . Тема "Транспорт"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе тема: «Транспорт»

Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт. Звук [с]».

Цель: знакомство детей с понятием "транспорт", звуком [с].ЗадачиОбразовательные:развивать связную речь детей, операции обобщения, классификации, конкретизации;совершенствовать навыки словооб...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт, его виды»

План – конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт,  его виды»  Программное содержание: Закрепить у детей понятие «транспорт»...