Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт. Звук [с]».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: знакомство детей с понятием "транспорт", звуком [с].
Задачи
Образовательные:
- развивать связную речь детей, операции обобщения, классификации, конкретизации;
- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, грамматического строя речи;
- продолжать развитию речемыслительной деятельности, выразительности речи, вниманию, памяти, умению обосновывать свои суждения, обобщению.
- продолжать закреплять согласование речи с движениями;
- расширять кругозор и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о транспорте.
Развивающие:
- развивать навыки связной речи;
- развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.
Воспитывающие:
- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;
- воспитывать дисциплинированность и усидчивость;
воспитывать умение работать в коллективе.
Связная речь: учить правильно называть наиболее характерные признаки понятия "транспорт", строить законченные предложения.
Словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии "транспорт".
Звуковая культура речи: закрепить представления о значении терминов "слово", "звук", учить самостоятельно подбирать слово со звуком [с].
Словарная работа. Обогащение: звук [с].
Материал: игрушки, наглядность, иллюстрации по теме "Транспорт"; картинки с изображением звуковичков [с], [а], [у], язычка; самолетики на палочках для дыхательной гимнастики.
Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса. Знакомство с видами транспорта на занятиях ФЦКМ. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi._transport.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 общеразвивающего вида с деятельностью по познавательно-речевому развитию детей
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД
по развитию речи в средней группе
Тема: «Транспорт. Звук [с]»
Воспитатель: Кравцова Е.А.
Санкт-Петербург
09.02.2021
Цель: знакомство детей с понятием "транспорт", звуком [с].
Задачи
Образовательные:
- развивать связную речь детей, операции обобщения, классификации, конкретизации;
- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, грамматического строя речи;
- продолжать развитию речемыслительной деятельности, выразительности речи, вниманию, памяти, умению обосновывать свои суждения, обобщению.
- продолжать закреплять согласование речи с движениями;
- расширять кругозор и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о транспорте.
Развивающие:
- развивать навыки связной речи;
- развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.
Воспитывающие:
- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;
- воспитывать дисциплинированность и усидчивость;
воспитывать умение работать в коллективе.
Связная речь: учить правильно называть наиболее характерные признаки понятия "транспорт", строить законченные предложения.
Словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии "транспорт".
Звуковая культура речи: закрепить представления о значении терминов "слово", "звук", учить самостоятельно подбирать слово со звуком [с].
Словарная работа. Обогащение: звук [с].
Материал: игрушки, наглядность, иллюстрации по теме "Транспорт"; картинки с изображением звуковичков [с], [а], [у], язычка; самолетики на палочках для дыхательной гимнастики.
Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса. Знакомство с видами транспорта на занятиях ФЦКМ. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.
Ход занятия
Дети рассаживаются на ковер полукругом.
Воспитатель: Дети, вы любите когда к нам приходят гости?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, они уже здесь. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Дети: Звуковичок!
Воспитатель: Ребята, кто такие Звуковички?
Дети: Волшебные гномики, которые поют разные звуки.
Воспитатель: Верно. Но перед тем как начать петь, Звуковичок всегда заходит в гости к своему другу.
Он на работе,
Когда мы говорим;
А отдыхаем,
Когда мы молчим. Кто это?
Дети: Это наш язык. (На фланелеграфе вывешивается изображение Язычка)
Воспитатель: Верно, ребята. Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.)
«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
«Хоботок». Вытянуть сомкнутые губы вперед и удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
Дети повторяют артикуляционную гимнастику за воспитателем.
Воспитатель: И вот наконец-то мы готовы спеть песенку Звуковичка [с].
Артикуляция звука [с].
Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя. Голосовые складки разомкнуты.
Дети повторяют за воспитателем.
Звуковичок пришел не с пустыми руками. Он принес нам подарок. Конверт. Что же там? Загадки! Ребята, вы любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем.
Дети: Да!
Воспитатель:
1. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина.)
2. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю…
Отправляюсь я в полет,
Что же это? (Вертолет.)
3. На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный, скорый. (Катер.)
(Воспитатель показывает детям плакат "Транспорт")
Воспитатель: Посмотрите на эти картинки, как можно назвать одним словом то, что на них изображено?
Дети: Одним словом всё это можно назвать транспорт.
Воспитатель: Транспортное средство − техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. Молодцы! Ребята, а зачем людям транспорт?
Дети: Транспорт придумали люди для облегчения своего труда. Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов.
Воспитатель: Каким бывает транспорт?
- Что такое пассажирский транспорт?
- Это транспорт, который перевозит пассажиров.
- Назовите виды пассажирского транспорта.
- Автобус, трамвай, легковые машины, поезд, электричка, велосипед, мотоцикл, троллейбус маршрутное такси, метро, самолет, поезд, корабль и т. д.).
- Что такое грузовой транспорт?
- Это транспорт, который перевозит грузы.
- Назовите виды грузового транспорта.
- Самосвал, грузовые машины, поезд, самолеты, корабли, баржи и т. д.)
- Что такое специальный транспорт?
- Это транспорт, который выполняет специальные перевозки.
- Каким бывает пассажирский, грузовой и специальный транспорт?
- Наземный, подземный, воздушный и водный.
Воспитатель:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
Наземный транспорт.
- Ребята, какой вы знаете наземный транспорт?
- Машина, поезд, электричка, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай.
- Почему этот транспорт называется наземный?
- Потому что этот транспорт ходит по земле.
- Из каких частей состоит наземный транспорт?
- Кабина, салон, окна, двери, колёса, педали, мотор.
- Как называют человека, который управляет машиной?
- Машиной управляет водитель.
Физкультминутка "Автобус" Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель:
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет,
Что такое? (Самолёт.)
Воздушный транспорт.
- Почему транспорт называется воздушный?
- Транспорт называется воздушный, потому что он летает по воздуху.
- Кто управляет воздушным транспортом?
- Воздушным транспортом управляет штурманы и лётчики (пилоты).
- Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт?
- Самолёт, вертолёт.
- Где приземляется воздушный транспорт?
- Воздушный транспорт приземляется в аэропорту, на аэродроме, а вертолёты могут приземляться на специальных площадках, потому что ему не нужна разгоночная полоса.
- Из каких частей состоит воздушный транспорт?
- Кабина, пропеллер, шасси, крылья, хвост, фюзеляж, иллюминатор.
Дыхательная гимнастика.
Ребята, давайте запустим в небо самолет!
"Самолёт"
Смотрите, я вижу как наш самолет летит! Что находится под ним? Давайте скажем? (Что? Что делает? Где? Самолет летит над (под, перед, за, между) облаками.)
Пальчиковая гимнастика.
Я построю самолёт,
Шлем надену, и в полёт.
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
Над морями и лесами ,
Над горами и полями,
Облечу весь шар земной,
А потом вернусь домой.
Воспитатель:
По морям и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит,
Якорь свой бросая в воду. (Корабль.)
Водный транспорт.
- Какой водный транспорт вы знаете?
- Корабль, катер, лодка, пароход, баржа.
- Как называется место, куда приплывают корабли?
- Порт. Причал.
- Из каких частей состоит водный транспорт?
- У водного транспорта есть якорь, дно, палуба, корма, нос, мачта, каюта.
- А где можно встретить водный транспорт?
- В море, на реке, в океане, на пруду, на озере.
"Закончи предложение"
Лодка маленькая, а корабль ... большой.
Лодка короткая, а корабль ... длинный.
Лодка легкая, а корабль ... тяжелый.
Воспитатель: Ребята, смотрите Звуковичок [c] нас ждёт, давайте посмотрим, что он приготовил для нас. (дети садятся на стульчики)
"Есть ли звук в названии данного транспорта?" Если в названии транспорта мы услышим звук [с], то надо приклеить Звуковичка под этой картинкой.
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте ПОЕЗД. Вы услышали звук [с]? Нет. АВТОБУС. Да.
"Звуковички [а], [у]" (если успеем)
Воспитатель: К нам в гости зашли Звуковички [а], [у]. Давайте послушаем песенку, которую они поют вместе со Звуковичком [с].
"Один - много"
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру "Один-много". У меня один автобус. У меня много автобусов.
Воспитатель: Ребята, а теперь пора возвращаться в нашу группу.
Едет, едет паровоз,
Прицепил вагон, повез.
С-с-с...
(Все вместе сели на ковер.)
Воспитатель: Ребята, подберите тень к каждому виду транспорта.
(По очереди.)
Ребята, какая картинка лишняя? Почему? Молодцы!
Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии тебе Настя (Олег, Вика…).
Дети: К нам на занятие сегодня приходили Звуковичок и Язычок. Мы изучали разные виды транспорта. (Ответы детей)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять. Вот мы в садике опять. А сейчас вы можете построить город. По его дорогам поедут машины. Над городом будут летать самолеты. По рекам города будут ходить корабли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт, его виды»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема "Транспорт"
Конспект НОД по развитию речи в средней группе . Тема "Транспорт"...
Конспект занятия по развитию речи для средней группы. Тема: «Гласный звук а».
Ознакомление детей с гласным звуком "а"....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»
Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт, его виды»
План – конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт, его виды» Программное содержание: Закрепить у детей понятие «транспорт»...
Конспект Организационно-Образовательной Деятельности по обучению детей правилам дорожного движения по развитию речи в средней группе. Тема «Транспорт. Виды транспорта. Дорожные знаки»
Цель: дать представление детям о понятии транспорт, видах транспорта, о дорожных знаках....