Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт. Звук [с]».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цель: знакомство детей с понятием "транспорт", звуком [с].

Задачи

Образовательные:

  • развивать связную речь детей, операции обобщения, классификации, конкретизации;
  • совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, грамматического строя речи;
  • продолжать развитию речемыслительной деятельности, выразительности речи, вниманию, памяти, умению обосновывать свои суждения, обобщению.
  • продолжать закреплять согласование речи с движениями;
  • расширять кругозор и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о транспорте.

Развивающие:

  • развивать навыки связной речи;
  • развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.

 Воспитывающие:

  • воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;
  • воспитывать дисциплинированность и усидчивость;

воспитывать умение работать в коллективе.

Связная речь: учить правильно называть наиболее характерные признаки понятия "транспорт", строить законченные предложения.

Словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии "транспорт".

Звуковая культура речи: закрепить представления о значении терминов "слово", "звук", учить самостоятельно подбирать слово со звуком [с].

Словарная работа. Обогащение: звук [с].

Материал: игрушки, наглядность, иллюстрации по теме "Транспорт"; картинки с изображением звуковичков [с], [а], [у], язычка; самолетики на палочках для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса. Знакомство с видами транспорта на занятиях ФЦКМ. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._transport.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 общеразвивающего вида с деятельностью по познавательно-речевому развитию детей
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

по развитию речи в средней группе

Тема: «Транспорт. Звук [с]»

Воспитатель: Кравцова Е.А.

Санкт-Петербург

09.02.2021

Цель: знакомство детей с понятием "транспорт", звуком [с].

Задачи

Образовательные:

  • развивать связную речь детей, операции обобщения, классификации, конкретизации;
  • совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, грамматического строя речи;
  • продолжать развитию речемыслительной деятельности, выразительности речи, вниманию, памяти, умению обосновывать свои суждения, обобщению.
  • продолжать закреплять согласование речи с движениями;
  • расширять кругозор и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о транспорте.

Развивающие: 

  • развивать навыки связной речи;
  • развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.

 Воспитывающие:

  • воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;
  • воспитывать дисциплинированность и усидчивость;

воспитывать умение работать в коллективе. 

Связная речь: учить правильно называть наиболее характерные признаки понятия "транспорт", строить законченные предложения.

Словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии "транспорт".

Звуковая культура речи: закрепить представления о значении терминов "слово", "звук", учить самостоятельно подбирать слово со звуком [с].

Словарная работа. Обогащение: звук [с].

Материал: игрушки, наглядность, иллюстрации по теме "Транспорт"; картинки с изображением звуковичков [с], [а], [у], язычка; самолетики на палочках для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса. Знакомство с видами транспорта на занятиях ФЦКМ. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.

Ход занятия

        Дети рассаживаются на ковер полукругом.

Воспитатель: Дети, вы любите когда к нам приходят гости?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, они уже здесь. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Звуковичок!

Воспитатель: Ребята, кто такие Звуковички?

Дети: Волшебные гномики, которые поют разные звуки.

Воспитатель: Верно. Но перед тем как начать петь, Звуковичок всегда заходит в гости к своему другу.

Он на работе,

Когда мы говорим;

А отдыхаем,

Когда мы молчим. Кто это?

Дети: Это наш язык. (На фланелеграфе вывешивается изображение Язычка)

Воспитатель: Верно, ребята. Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.)

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

«Хоботок». Вытянуть сомкнутые губы вперед и удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

Дети повторяют артикуляционную гимнастику за воспитателем.

Воспитатель: И вот наконец-то мы готовы спеть песенку     Звуковичка [с].

Артикуляция звука [с].

Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя. Голосовые складки разомкнуты.

Дети повторяют за воспитателем.

Звуковичок пришел не с пустыми руками. Он принес нам подарок. Конверт. Что же там? Загадки! Ребята, вы любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем.

Дети: Да!

Воспитатель: 

1. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (Машина.)

2. Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю…

Отправляюсь я в полет,

Что же это? (Вертолет.)

3. На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворный, скорый. (Катер.)

(Воспитатель показывает детям плакат "Транспорт")

Воспитатель: Посмотрите на эти картинки, как можно назвать одним словом то, что на них изображено?

Дети: Одним словом всё это можно назвать транспорт.

Воспитатель: Транспортное средство − техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. Молодцы! Ребята, а зачем людям транспорт?

Дети: Транспорт придумали люди для облегчения своего труда. Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов.

Воспитатель: Каким бывает транспорт?

- Что такое пассажирский транспорт?

- Это транспорт, который перевозит пассажиров.

- Назовите виды пассажирского транспорта.

- Автобус, трамвай, легковые машины, поезд, электричка, велосипед, мотоцикл, троллейбус маршрутное такси, метро, самолет, поезд, корабль и т. д.).

- Что такое грузовой транспорт?

- Это транспорт, который перевозит грузы.

- Назовите виды грузового транспорта.

- Самосвал, грузовые машины, поезд, самолеты, корабли, баржи и т. д.)

- Что такое специальный транспорт?

- Это транспорт, который выполняет специальные перевозки.

- Каким бывает пассажирский, грузовой и специальный транспорт?

- Наземный, подземный, воздушный и водный.

Воспитатель:

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

Наземный транспорт.

- Ребята, какой вы знаете наземный транспорт?

- Машина, поезд, электричка, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай.

- Почему этот транспорт называется наземный?

- Потому что этот транспорт ходит по земле.

- Из каких частей состоит наземный транспорт?

- Кабина, салон, окна, двери, колёса, педали, мотор.

- Как называют человека, который управляет машиной?

- Машиной управляет водитель.

Физкультминутка "Автобус" Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет,

Что такое? (Самолёт.)

Воздушный транспорт.

- Почему транспорт называется воздушный?

- Транспорт называется воздушный, потому что он летает по воздуху.

- Кто управляет воздушным транспортом?

- Воздушным транспортом управляет штурманы и лётчики (пилоты).

- Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт?

- Самолёт, вертолёт.

- Где приземляется воздушный транспорт?

- Воздушный транспорт приземляется в аэропорту, на аэродроме, а вертолёты могут приземляться на специальных площадках, потому что ему не нужна разгоночная полоса.

- Из каких частей состоит воздушный транспорт?

- Кабина, пропеллер, шасси, крылья, хвост, фюзеляж, иллюминатор.

Дыхательная гимнастика.

Ребята, давайте запустим в небо самолет!

"Самолёт"

Смотрите, я вижу как наш самолет летит! Что находится под ним? Давайте скажем? (Что? Что делает? Где? Самолет летит над (под, перед, за, между) облаками.)

Пальчиковая гимнастика.

Я построю самолёт,

Шлем надену, и в полёт.

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны,

Над морями  и лесами ,

Над горами и полями,

Облечу весь шар земной,

А потом вернусь домой.

Воспитатель:

По морям и по волнам

Его водит капитан.

Он не плавает, а ходит,

Якорь свой бросая в воду. (Корабль.)

Водный транспорт.

- Какой водный транспорт вы знаете?

- Корабль, катер, лодка, пароход, баржа.

- Как называется место, куда приплывают корабли?

- Порт. Причал.

- Из каких частей состоит водный транспорт?

- У водного транспорта есть якорь, дно, палуба, корма, нос, мачта, каюта.

- А где можно встретить водный транспорт?

- В море, на реке, в океане, на пруду, на озере.

"Закончи предложение"

Лодка маленькая, а корабль ... большой.

Лодка короткая, а корабль ... длинный.

Лодка легкая, а корабль ... тяжелый.

Воспитатель: Ребята, смотрите Звуковичок [c] нас ждёт, давайте посмотрим, что он приготовил для нас. (дети садятся на стульчики)

"Есть ли звук в названии данного транспорта?" Если в названии транспорта мы услышим звук [с], то надо приклеить Звуковичка под этой картинкой.

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте ПОЕЗД. Вы услышали звук [с]? Нет. АВТОБУС. Да.

"Звуковички [а], [у]" (если успеем)

Воспитатель: К нам в гости зашли Звуковички [а], [у]. Давайте послушаем песенку, которую они поют вместе со Звуковичком [с].

"Один - много"

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру "Один-много". У меня один автобус. У меня много автобусов.

Воспитатель: Ребята, а теперь пора возвращаться в нашу группу.

Едет, едет паровоз,

Прицепил вагон, повез.

С-с-с...

(Все вместе сели на ковер.)

Воспитатель: Ребята, подберите тень к каждому виду транспорта.

(По очереди.)

Ребята, какая картинка лишняя? Почему? Молодцы!

Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил  к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии тебе Настя (Олег, Вика…).

Дети: К нам на занятие сегодня приходили Звуковичок и Язычок. Мы изучали разные виды транспорта. (Ответы детей)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять. Вот мы в садике опять. А сейчас вы можете построить город. По его дорогам поедут машины. Над городом будут летать самолеты. По рекам города будут ходить корабли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт, его виды»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема "Транспорт"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе . Тема "Транспорт"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт, его виды»

План – конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Транспорт,  его виды»  Программное содержание: Закрепить у детей понятие «транспорт»...