Конспект НОД по обучению рассказыванию «Зимушка- зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Носонова Галина Олеговна

Конспект НОД  по обучению рассказыванию «Зимушка- зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по обучению рассказыванию «Зимушка- зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе 

Цель: обучение детей  составлению рассказа по сюжетной картине с помощью моделирования .

Задачи

Образовательные:

  1. Учить детей составлять свой рассказ связно, последовательно,  используя технологию моделирование.

2) Систематизировать знания детей о времени года зиме.

Развивающие: 

  1. Развивать  логическое мышление с помощью ТРИЗ.
  2. Развивать внимание, умение слушать друг друга.

Воспитательная

  1. Воспитывать любовь к природе.

Активизация словаря: снежная, морозная, белая; гололед, снегопад.

Оборудование: интерактивная доска , модели с разными временами  года, доска, картина о зиме, снежинки (белые и синие), паровоз, вагончики  и картинки.

Предварительная работа:

Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Снеговик».

Рассматривание иллюстраций на тему «Пришла зима», «Зимние забавы».

Наблюдение в природе, беседы о зиме,

Чтение художественной литературы:   С. Есенин. «Поет зима аукает…», И. Суриков. «Зима», С. Козлов « Зимняя сказка». К. Д. Ушинский «Проказы старухи- зимы», А. Барто  «Снег». р. н. с. «Зимовье».

Малоподвижные игры: «Снеговик», «Морозная зима». 

Организационный момент.

В  зал входят дети и здороваются со взрослыми.

Сюрпризный момент.  Стук в дверь, появляется гость.

Г: здравствуйте ребята!

Д: здравствуйте.

Г :  Меня зовут Элла , я приехала к вам в гости из жарких стран. где никогда не бывает снега .

Проблемная ситуация

Мой друг прислал мне видеописьмо , где рассказывает о зиме, но я никак не могу его прочитать. Ребята  что же мне делать, письмо то зашифровано? Ребята вы мне поможете?

Д: да

В: Ребята , а как мы сможем помочь нашей гостье?

Д: надо расшифровать письмо.

 

Появляется на экране письмо

В:Ребята посмотрите на экран, письмо  не простое, оно с разными заданиями.

Письмо откроется в том случае, если вы будите внимательными и выполните  все задания. 

В:Задания сложные, вы уверены , что справитесь?

Д:Да

В:Ребята послушайте внимательно первое задание,  вы должны рассказать нашему гостье о зиме. Если вы справитесь, то откроется первая часть видеописьма.

Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ-на развитие творческого мышления и  логике)

В: Скажите ребята за что вы любите зиму?

Ответы детей

  • Можно на санках и на лыжах кататься
  • В снежки играть можно, крепость из него строить
  • Лепить снежную бабу
  • Наблюдать за снегопадом
  • Можно проводить опыты 
  • Красиво когда мороз раскрашивает узором окна

В:Неужели все хорошо зимой?

В:А что ребята плохо зимой?

 

Ответы детей

  • Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть
  • Когда гололед можно поскользнуться и упасть
  • Очень опасно, когда сильные снегопады  

В:Значит выходит ,что зимой тоже есть, и хорошее и плохое.

В: Ребята вы правильно выполнили задание?

Д:Да

В:А как вы догадались? 

Д: Первая часть письма открылась

В:Молодцы. Посмотрите на экран ребята, мигает следующий вопрос, открыть эту часть  видеописьма поможет нам игра «Логический поезд»

 

Игра «Логический  паровозик»

В: Ребята посмотрите у меня на столе в ожидании своего отправления стоит поезд, он никак не может отправится в путь без своих вагончиков. Ему надо помочь. Поможем? 

Д: да

В: Помочь мы сможем если внимательно выслушаете и выполните задание.

У каждого из вас на столе лежат вагончики, в каждом вагоне по три окошка. Обратите внимание в среднем окошке уже едут пассажиры. Ребята надо найти для каждого пассажира попутчиков и поселить их в пустые окошки.

Все  подобрали  попутчиков для своего пассажира?  Давайте посмотрим.

Пример. Варя назови своего пассажира .Расскажи каких ты подобрала попутчиков для своего пассажира. Почему?.

В:Вы справились, ребята ,у нас открылась вторая часть письма

В:Обратите ребята внимание на экран, мигает  веселая музыкальная нотка, она нам поможет отдохнуть и открыть  третью часть видеописьма. Вы должны с помощью музыки и движений ярко   изобразить зиму.       

 

Физминутка

В:Мы отдохнули с вами и помогли отрыть третью часть нашего видеописьма

В:А скажите пожалуйста ребята все ли части видео письма  мы открыли?

Д:Нет

В Правильно ребята, надо выполнить последние задание, чтобы  открылось все видео письмо  

Игра «Четвертый лишний

Ребята у каждого из вас на столе расположены в ряд модели с разными временами года. Ваша задача найти и убрать в сторону одну лишнею модель и объяснить почему вы считаете ее лишней. Если задание выполните верно, откроется все видео письмо

Пример: Султан расскажи почему ты считаешь, что эта модель лишняя. Потому что на этой модели изображена зима, а на других моделях лето.

В:Посмотрите ребята, все части нашего видео письма открылись. Вы молодцы.

В:(после игры  воспитатель открывает на доске картину и вниз крепит модели в нужной последовательности).

Работа по картине

В: Какое время года изображено на картине?

По каким признакам догадались, что на картине изображена зима?

Кто изображен на картине?

Что делают дети на картине?

Чем вам нравится зима?

Г:Ребята ,а что это такое, все белым бело, ребята веселятся,  я никогда такого не видел?

В:Ребята что же нам делать? Как мы сможем объяснить нашей гостье  что на этой картине изображено?

Д:Рассказать

В:С помощью чего мы сможем рассказать?

Д: С помощью моделей.

 

В: Правильно. Сначала ребята расскажу я свой рассказ, а вы внимательно послушайте, а затем расскажите каждый свой рассказ ( образец рассказа  воспитателя)  

Рассказ воспитателя.  Наступила зима. Выпало  много белого, пушистого снега. Деревья одели красивый снежный наряд. Зимой холодно и  люди одевают теплую одежду. Я с моими друзьями люблю кататься с горки на санках.

Рассказы детей (4-5 человека)

В: Молодцы ребята, интересные  рассказы составили о зиме.

Г:Спасибо ребята, я понял что такое зима, но к сожалению мне пора возвращаться домой, я обязательно расскажу своим друзьям о зиме

В:Элла,а чтобы ты не забыл мы тебе в подарок дарим эти модели

Дети дарят модели гостю

Г:Спаибо ребята. Досвидание. 

В:Досвидание

Рефлексия

В:Ребята скажите, чем мы сегодня занимались?

В: Что вам сегодня  понравилось?

В: Какие  задания показались особенно трудными?

В:Ребята, если вы справились и выполнили все задания, то возьмите белую снежинку, а кто из вас затруднялся, возьмите синею снежинку

В:Молодцы ребята, но пора возвращаться в группу, давайте скажем  всем досвидание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ и РТВ »

Обучение рассказыванию по картине с использованием приемов ТРИЗ....

Конспект интегрированного занятия с использованием технологий ТРИЗ в средней группе «Деревья. Ель»

Задачи:Обучающие :·        Закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки·        Учить различать деревья по внешним п...

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ для средней группы

ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ спо...

План — конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Ягодка».

Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольнико...

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Такой огромный мир»

Задачи:Активизировать интерес детей к окружающему миру;Систематизировать знания детей о явлениях природы;Воспитывать желание работать вместе....

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ....

НОД «Зимушка - зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе

Цель: обучение детей  составлению рассказа по сюжетной картине с помощью моделирования.ЗадачиОбразовательные:Учить детей составлять свой рассказ связно, последовательно,  используя технологи...