НОД «Зимушка - зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
Цель: обучение детей составлению рассказа по сюжетной картине с помощью моделирования.
Задачи
Образовательные:
Учить детей составлять свой рассказ связно, последовательно, используя технологию моделирование. Систематизировать знания детей о времени года зиме.
Развивающие:
Развивать логическое мышление с помощью ТРИЗ.
Развивать внимание, умение слушать друг друга.
Воспитательная
Воспитывать любовь к природе.
Активизация словаря: снежная, морозная, белая; гололед, снегопад.
Оборудование: модели с разными временами года, доска, картина о зиме, паровоз, вагончики и картинки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Пришла зима», «Зимние забавы».
Наблюдение в природе, беседы о зиме,
Чтение художественной литературы: С. Есенин. «Поет зима аукает…», И. Суриков. «Зима», С. Козлов « Зимняя сказка». К. Д. Ушинский «Проказы старухи- зимы», А. Барто «Снег». р. н. с. «Зимовье».
Организационный момент.
В зал входят дети и здороваются с взрослыми.
Сюрпризный момент.
Ребята, ко мне обратилась за помощью одна мля знакомая девочка, которая живет в жаркой стране, где никогда не бывает зимы. Ее зовут Элла.
Проблемная ситуация
Её друг послал ей письмо, где рассказывает о зиме, но оно так и не дошло до нее, письмо где - то затерялось по пути, да еще и конверт открылся и его содержимое растерялось. Ребята, что же нам делать? Давайте поможем найти фрагменты письма и все - таки расскажем девочке об этом времени года.
Д: да
В: Ребята, мы найдем фрагменты письма тогда, когда выполним задания.
В: Задания сложные, вы уверены , что справитесь?
Д: Да
В: Ребята послушайте внимательно первое задание, поиграем в игру:
«Хорошо - плохо» (ТРИЗ-на развитие творческого мышления и логике)
В: Скажите, ребята, за что вы любите зиму?
Ответы детей
Можно на санках и на лыжах кататься
В снежки играть можно, крепость из него строить
Лепить снежную бабу
Наблюдать за снегопадом
Можно проводить опыты
Красиво когда мороз раскрашивает узором окна
В: Неужели все хорошо зимой?
В: А что ребята плохо зимой?
Ответы детей
Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть
Когда гололед можно поскользнуться и упасть
Очень опасно, когда сильные снегопады
В: Значит выходит ,что зимой тоже есть, и хорошее и плохое.
В: Ребята вы правильно выполнили задание.
А вот и первый фрагмент письма.
В: Молодцы. А найти следующий фрагмент поможет нам игра «Логический поезд»
Игра «Логический поезд»
В: Ребята посмотрите у меня на столе в ожидании своего отправления стоит поезд, он никак не может отправится в путь без своих вагончиков. Ему надо помочь. Поможем?
Д: да
В: Помочь мы сможем, если внимательно выслушаете и выполните задание.
У каждого из вас на столе лежат вагончики, в каждом вагоне по три окошка. Обратите внимание в среднем окошке уже едут пассажиры. Ребята надо найти для каждого пассажира попутчиков и поселить их в пустые окошки.
Все подобрали попутчиков для своего пассажира? Давайте посмотрим.
Пример. Варя назови своего пассажира. Расскажи каких ты подобрала попутчиков для своего пассажира. Почему?
В: Вы справились, ребята ,а вот и второй фрагмент письма.
В: Следующий фрагмент мы найдем, после того как отдохнем. Вы должны с помощью музыки и движений ярко изобразить зиму.
Физминутка "Мы наденем варежки"
В: Мы отдохнули с вами и помогли найти третью часть нашего письма
Д: Нет
В: Правильно ребята, надо выполнить последние задание, чтобы найти все письмо
Игра «Четвертый лишний
Ребята, у каждого из вас на столе расположены в ряд модели с разными временами года. Ваша задача найти и убрать в сторону одну лишнею модель и объяснить, почему вы считаете ее лишней. Если задание выполните верно, откроется все видео письмо
Влад, расскажи почему ты считаешь, что эта модель лишняя. Потому что на этой модели изображена зима, а на других моделях лето.
В: Посмотрите ребята, все части нашего видео собраны. Вы молодцы.
Давайте соединим все части. Что изображено на картине?
Работа по картине
В: Какое время года изображено на картине?
По каким признакам догадались, что на картине изображена зима?
Кто изображен на картине?
Что делают дети на картине?
В: Ребята, как мы сможем объяснить нашей гостье, что такое зима?
Д: Составить рассказ с помощью моделей
В: Правильно. Сначала ребята расскажу я свой рассказ, а вы внимательно послушайте, а затем расскажите каждый свой рассказ ( образец рассказа воспитателя)
Рассказ воспитателя.
Наступила зима. Выпало много белого, пушистого снега. Деревья одели красивый снежный наряд. Зимой холодно и люди одевают теплую одежду. Я с моими друзьями люблю кататься с горки на санках.
Рассказы детей (4-5 человека)
В: Молодцы ребята, интересные рассказы составили о зиме.
Ребят, а давайте подарим эти модели Элле, чтобы она смогла тоже составить рассказ и положим их вместе с картиной в конверт.
Дети дарят модели девочке.
Отправляют письмо.
Рефлексия
В: Ребята скажите, чем мы сегодня занимались?
В: Что вам сегодня понравилось?
В: Какие задания показались особенно трудными?
В: Ребята, если вы справились и выполнили все задания, то возьмите белую снежинку, а кто из вас затруднялся, возьмите синею снежинку
В: Молодцы ребята, но пора возвращаться в группу, давайте скажем всем до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с использованием технологий ТРИЗ в средней группе «Деревья. Ель»
Задачи:Обучающие :· Закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки· Учить различать деревья по внешним п...
Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ для средней группы
ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ спо...
Открытое интегрированное образовательная деятельность с использованием технологии ТРИЗ в средней группе.
Тема: «В сказочном королевстве»Интеграция образовательных областей:- «Социально-коммуникативное развитие»;- «Познавательное развитие»;- «Речевое развитие&raqu...
План — конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Ягодка».
Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольнико...
Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Такой огромный мир»
Задачи:Активизировать интерес детей к окружающему миру;Систематизировать знания детей о явлениях природы;Воспитывать желание работать вместе....
ООД с использованием технологии ТРИЗ в средней группе. «Спасение сказочной принцессы».
Цель: Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.Задачи:1.Образовательные задачи. Формировать умение у детей находит...
Конспект НОД по обучению рассказыванию «Зимушка- зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе
Конспект НОД по обучению рассказыванию «Зимушка- зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе...