НОД «Зимушка - зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Самойлова Марина Вячеславовна

Цель: обучение детей  составлению рассказа по сюжетной картине с помощью моделирования.

Задачи

Образовательные:

Учить детей составлять свой рассказ связно, последовательно,  используя технологию моделирование. Систематизировать знания детей о времени года зиме.

Развивающие: 

Развивать  логическое мышление с помощью ТРИЗ.

Развивать внимание, умение слушать друг друга.

Воспитательная

Воспитывать любовь к природе.

Активизация словаря: снежная, морозная, белая; гололед, снегопад.

Оборудование: модели с разными временами  года, доска, картина о зиме, паровоз, вагончики  и картинки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Пришла зима», «Зимние забавы».

Наблюдение в природе, беседы о зиме,

Чтение художественной литературы:   С. Есенин. «Поет зима аукает…», И. Суриков. «Зима», С. Козлов « Зимняя сказка». К. Д. Ушинский «Проказы старухи- зимы», А. Барто  «Снег». р. н. с. «Зимовье».

Организационный момент.

В  зал входят дети и здороваются с взрослыми.

Сюрпризный момент. 

Ребята, ко мне обратилась за помощью одна мля знакомая девочка, которая живет в жаркой стране, где никогда не бывает зимы. Ее зовут Элла.

Проблемная ситуация

Её друг послал  ей письмо, где рассказывает о зиме, но оно так и не дошло до нее, письмо где - то затерялось по пути, да еще и конверт открылся и его содержимое растерялось. Ребята,  что же нам делать? Давайте поможем найти фрагменты письма и все - таки расскажем девочке об этом времени года.

Д: да 

В: Ребята, мы найдем фрагменты письма тогда, когда выполним задания.

В: Задания сложные, вы уверены , что справитесь?

Д: Да

В: Ребята послушайте внимательно первое задание,  поиграем в игру:

 «Хорошо - плохо» (ТРИЗ-на развитие творческого мышления и  логике)

В: Скажите, ребята, за что вы любите зиму?

Ответы детей

Можно на санках и на лыжах кататься

В снежки играть можно, крепость из него строить

Лепить снежную бабу

Наблюдать за снегопадом

Можно проводить опыты 

Красиво когда мороз раскрашивает узором окна

В: Неужели все хорошо зимой?

В: А что ребята плохо зимой?

 

Ответы детей

Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть

Когда гололед можно поскользнуться и упасть

Очень опасно, когда сильные снегопады  

В: Значит выходит ,что зимой тоже есть, и хорошее и плохое.

В: Ребята вы правильно выполнили задание.

А вот и первый фрагмент письма.

 

В: Молодцы. А найти следующий фрагмент  поможет нам игра «Логический поезд» 

Игра «Логический  поезд»

В: Ребята посмотрите у меня на столе в ожидании своего отправления стоит поезд, он никак не может отправится в путь без своих вагончиков. Ему надо помочь. Поможем? 

Д: да

В: Помочь мы сможем, если внимательно выслушаете и выполните задание.

У каждого из вас на столе лежат вагончики, в каждом вагоне по три окошка. Обратите внимание в среднем окошке уже едут пассажиры. Ребята надо найти для каждого пассажира попутчиков и поселить их в пустые окошки.

Все  подобрали  попутчиков для своего пассажира?  Давайте посмотрим.

Пример. Варя назови своего пассажира. Расскажи каких ты подобрала попутчиков для своего пассажира. Почему?

В: Вы справились, ребята ,а вот и второй фрагмент письма.

В: Следующий фрагмент мы найдем, после того как отдохнем. Вы должны с помощью музыки и движений ярко изобразить зиму.

Физминутка "Мы наденем варежки"

В: Мы отдохнули с вами и помогли найти третью часть нашего письма

Д: Нет

В: Правильно ребята, надо выполнить последние задание, чтобы  найти все  письмо  

Игра «Четвертый лишний

Ребята, у каждого из вас на столе расположены в ряд модели с разными временами года. Ваша задача найти и убрать в сторону одну лишнею модель и объяснить, почему вы считаете ее лишней. Если задание выполните верно, откроется все видео письмо

Влад, расскажи почему ты считаешь, что эта модель лишняя. Потому что на этой модели изображена зима, а на других моделях лето.

В: Посмотрите ребята, все части нашего видео собраны. Вы молодцы.

Давайте соединим все части. Что изображено на картине?

Работа по картине

В: Какое время года изображено на картине?

По каким признакам догадались, что на картине изображена зима?

Кто изображен на картине?

Что делают дети на картине?

В: Ребята, как мы сможем объяснить нашей гостье, что такое зима?

Д: Составить рассказ с помощью моделей

 

В: Правильно. Сначала ребята расскажу я свой рассказ, а вы внимательно послушайте, а затем расскажите каждый свой рассказ ( образец рассказа  воспитателя)  

Рассказ воспитателя. 

Наступила зима. Выпало  много белого, пушистого снега. Деревья одели красивый снежный наряд. Зимой холодно и  люди одевают теплую одежду. Я с моими друзьями люблю кататься с горки на санках.

Рассказы детей (4-5 человека)

В: Молодцы ребята, интересные  рассказы составили о зиме.

Ребят, а давайте  подарим эти модели Элле, чтобы она смогла тоже составить рассказ и положим их вместе с картиной в конверт.

Дети дарят модели девочке.

Отправляют письмо.

Рефлексия

В: Ребята скажите, чем мы сегодня занимались?

В: Что вам сегодня  понравилось?

В: Какие  задания показались особенно трудными?

В: Ребята, если вы справились и выполнили все задания, то возьмите белую снежинку, а кто из вас затруднялся, возьмите синею снежинку

В: Молодцы ребята, но пора возвращаться в группу, давайте скажем  всем до свидания.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с использованием технологий ТРИЗ в средней группе «Деревья. Ель»

Задачи:Обучающие :·        Закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки·        Учить различать деревья по внешним п...

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ для средней группы

ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ спо...

Открытое интегрированное образовательная деятельность с использованием технологии ТРИЗ в средней группе.

Тема: «В сказочном королевстве»Интеграция образовательных областей:- «Социально-коммуникативное развитие»;- «Познавательное развитие»;- «Речевое развитие&raqu...

План — конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Ягодка».

Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольнико...

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Такой огромный мир»

Задачи:Активизировать интерес детей к окружающему миру;Систематизировать знания детей о явлениях природы;Воспитывать желание работать вместе....

ООД с использованием технологии ТРИЗ в средней группе. «Спасение сказочной принцессы».

Цель: Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.Задачи:1.Образовательные задачи.   Формировать умение у детей находит...

Конспект НОД по обучению рассказыванию «Зимушка- зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе

Конспект НОД  по обучению рассказыванию «Зимушка- зима» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе...