НОД по позновательно-речевому развитию "Осень"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель НОД:
Обобщать и систематизировать знания детей об осени.
НОД способствует:
- Расширению и уточнению представлений детей о деревьях, особенностях их листьев и семенах.
- Конкретизирации представлений детей об особенностях приспособления диких животных наших лесов к зиме.
- Устанавливлению связи между сезоном и его характерными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 371.91 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОСЕНЬ» | |
Тема | . «Осень» |
Цель | Обобщать и систематизировать знания детей об осени |
Задачи совместной деятельности взрослого и ребёнка | Речевое развитие: 1.Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. 2.Упражнять детей составлению развёрнутых высказываний о приспособлении животных нашего края к зиме. 3. Активизировать словарь детей: времена года, сентябрь, октябрь, ноябрь, семена, каштан, берёза, рябина, ель, сосна, лиственница, клён, дуб, жёлудь. 4.Обогащать словарь:, ранняя осень, «золотая» осень, поздняя осень. Познавательное развитие: 1.Расширять и уточнять представления детей о деревьях, особенностях их листьев и семенах. 2. Конкретизировать представления детей об особенностях приспособления диких животных наших лесов к зиме. 3.Продолжать учить устанавливать связь между сезоном и его характерными особенностями. 4.Развивать логическое мышление. Социально-нравственное развитие: 1.Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение доказывать своё мнение. Художественно-эстетическое развитие: 1.Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, воспитывать желание передавать своё отношение к миру природы средствами художественной выразительности в рисунке. Физическое развитие: 1.Способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, через организацию разумного чередования статических и динамических видов деятельности |
Обогащение словаря | Ранняя осень, «золотая» осень, поздняя осень. |
Активизация словаря | Времена года, сентябрь, октябрь, ноябрь, семена, каштан, берёза, рябина, ель, сосна, лиственница, клён, дуб, жёлудь, сережки, крылатки, олень, белый медведь. |
Оборудование | Демонстрационное Мнемотаблицы времён года: лето, осень, зима, весна, три картины «Осень», схема-модель садовников растений. Раздаточное 1.Цветные карандаши, краски, баночка, кисти, тряпочка (на каждого ребёнка). 2. Лист бумаги ( на каждого ребёнка). 3.Комплект пазлов деревьев, листочков и семян (на группу детей) 4.Два набора картинок с изображением животных |
Ход.
1.Организационный момент.
Педагог загадывает загадку, привлекая внимание всех детей.
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (осень)
) |
|
|
2.Описание времён года с использованием мнемотаблиц, мотивация к деятельности.
- Ребята, посмотрите на эти таблицы, а где здесь осень зашифрована?
- Почему вы так решили? Давайте расшифруем таблицу.
Дети описывают осень по мнемотаблице.
- Что на других таблицах зашифровано? (лето, зима, весна)
- Осень, лето, зима, весна – это что? (времена года)
- Сколько же месяцев длится год? (двенадцать)
- Сколько месяцев в году длится осень? (три)
- Как называются эти три осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Какой первый осенний месяц? (сентябрь)
- А название второго? (октябрь)
- Завершает осень какой месяц? (ноябрь)
3. Беседа о ранней, золотой и поздней осени.
Педагог предлагает детям взять три картины под названием «Осень».
- Посмотрите на эти картины. Они все очень разные, но объединяет их одно название «Осень». Как вы думаете, почему? (….осень разная бывает )
- Разложите картинки по порядку.
Дети раскладывают картинки в соответствующем порядке: ранняя, «золотая» и поздняя осень.
Педагог акцентирует внимание детей на второй картинке, загадывая загадку:
- Падают с ветки золотые монетки.
- Ребята, а что же это за «золотые монетки»? (листочки)
- Почему монетки «золотые» (так как они жёлтого цвета)
- На этой картине много жёлтого, золотистого цвета. Как же называется осень, с таким изобилием золотистого цвета? (золотая осень)
Педагог обращает внимание детей на «первую» осеннюю картину.
- Эта осень предшествует «золотой» осени. Как можно назвать осень, у которой основной цветовой оттенок ещё зелёный и лишь начинают появляться небольшие жёлто-оранжевые оттенки?
- Эта осень наступает самая первая. Она наступает рано. Как назвать ту осень, которая наступает рано? (ранняя)
Далее педагог обращает внимание детей на последний осенний пейзаж: деревья стоят уже без листочков, травка вся жёлтая.
- Как эту осень можно было бы назвать? (поздняя)
- А какая осень вам больше нравится? Почему? (ответы детей)
- Действительно, ребята, осень очень разная, как и листочки на различных деревьях.
4. Дидактическая игра по экологии: собери дерево, определи название, найди листочек и семена этого дерева.
Дети подходят к столу с разложенными картинками для игры: листья деревьев, семена, разрезные картинки «Деревья»
- Ребята, посмотрите, сколько у нас листочков. Листочки на деревьях могут быть зелёные, красные, жёлтые, но у каждого дерева листочек свой, особенный, характерный только для этого дерева. Каждый из этих листочков «упал» со своего дерева. Хотите, определить с какого?
Тогда сначала вам нужно собрать деревья, из имеющихся пазлов и назвать их.
Дети, собирают картинки деревьев и каждое дерево называют.
- А теперь найдите листочек, который упал с вашего дерева.
Воспитанники, к картинкам деревьев кладут картинки с изображением листочков каждого дерева.
- Вы собрали деревья, определили листочки, осталось определить, какие же семена есть у этих деревьев.
Дети подбирают семена к дереву: дуб-желуди, клен-крылатки, лиственница семена в шишке, рябина – семена в ягодах, сосна – семена в шишках, береза - сережки, каштан - каштан, ель – семена в шишках, рябина – в ягодах рябины) и называют их.
5. Беседа: «садовники» растений.
- Ребята, зачем растениям семена? (чтобы выросли новые растения)
- Как растения «сажают» свои семена? Кто помогает деревьям?
- У растений есть «садовники», которые помогают сеять семена.
На доске вывешивается модель-схема способов распространения семян:
человек птица ветер зверь
Дети рассматривают модель, определяют, как каждый садовник может помочь деревьям и растениям сеять семена.
- Человек, может помогать деревьям разными способами: целенаправленно и случайно. Целенаправленно человек сажает семена деревьев и растений и ухаживает за ними. Например, семена ели и сосны, каштана. Иногда у людей это получается случайно: семена могут цепляться к одежде людей и переноситься, некоторые семена человек сбивает ногами при ходьбе (еловые шишки, одуванчики, череда).
- Птицы, тоже помогают деревьям в качестве садовников. Они рассаживают только семена тех деревьев и растений, которые употребляют в пищу. Случайно упавшие из клюва птицы семена, попадая в землю начинают прорастать. Например, семена баярашника, рябины, черёмухи (семена зачастую, спрятаны в плодах (ягодах).
- Ветер, тоже помогает растениям. Но для этого семена должны быть лёгкими и пушистыми. Ветер разносит крылатки (клён, липа, берёза) и пух (тополь).
- Звери, рассаживают те семена, которые используют в пищу и могут прицепиться к шерсти.
6.Дидактическая игра: лишняя картинка.
- Какие дикие животные наших лесов могут выступать в роли садовников?
- Действительно, садовниками могут быть многие животные. Посмотрите, какие картинки животных в конвертах и определите, кто лишний:
- - заяц, медведь бурый, белка, медведь белый;
- - лось, олень, лиса, волк.
Почему это животное лишнее (белый медведь лишнее животное, так как живёт на севере; олень- лишнее животное так как живёт в тундре и тайге. Олени могут жить и на севере, их называют северными оленями, но по окраске северный олень будет отличаться от оленя тундры и тайги)?
7.Составление описательного рассказа о подготовке животных к зиме.
- Что животные делают осень (готовятся к зиме)?
- Хотите, мы составим коллективный рассказ, для детей младшей группы как звери готовятся к зиме, а я его запишу. Я буду начинать, а вы продолжать.
Собрались звери на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто, что делает осенью, и как зиму проводит.
Первым вышел лось и поведал всем: осенью я отдыхаю, а зимой мои длинные и сильные ноги найдут мне пищу: я буду грызть кору деревьев, разрывать снег до земли и искать там корешки. А ещё я надеюсь на помощь людей: егеря часто нас лосей подкармливают с осени и до самой весны, подсыпая соль и сено в кормушки.
Следующим, выслушав рассудительного лося, вышел хозяин леса и заревел: осенью я буду много, много есть, чтоб жирок скопился под шкурой, а потом осенью берлогу под ищу и залягу на всё зиму спать
Послушав сурового медведя, выскочила лисичка – сестричка и ответила: я холода не боюсь. За осень моя шубка хоть и цвет не поменяет, но будет ещё теплее. И еду себе всегда найду, так как у меня чуткий нюх и быстрые ноги.
На смену лисичке, выскочила белочка и сказала: я осенью потружусь приготовлю запасы, шубку поменяю на тёплую серую и перезимую ни чуть не хуже в своём дупле.
Подхватил звериный диалог и зайчишка-трусишка: осенью я шубку поменяю на белую, тёплую, чтоб меня на снегу не видно было. Быстрые ноги меня унесут от опасности, а острые зубки найдут осинку в лесу погрызть.
Поставить точку в этой звериной беседе вышел волк-волчище и прорычал: у меня шуба и так тёплая, а будет ещё гуще и теплее за осень. Осенью я встречу своих собратьев, с которыми и буду зимовать. Зимних морозов я не боюсь, а хороший нюх всегда приведёт меня к еде.
Вот так наши звери поведали, что они будут делать осенью и как встречать зиму.
- Мы составили целый рассказ о животных наших лесов. Хотите его оформить в книгу ?
- Любая книга сопровождается яркими, красочными картинкам. А предлагаю вам нарисовать любого животном нашего леса. После чего можно будет составить книгу и даже дать её почитать малышам.
- Берите краски, кисточки, карандаши, восковые карандаши, листочки, тряпочки, баночки.
Дети самостоятельно берут всё необходимое с заранее приготовленного стола. После окончания работы, дети совместно с воспитателем собирают книгу: детские рисунки и зафиксированный рассказ воспитателя.
Рассказ о подготовке животных к зиме.
Собрались звери на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто, что делает осенью, и как зиму проводит. Первым вышел лось и поведал всем: осенью я отдыхаю, а зимой мои длинные и сильные ноги найдут мне пищу: я буду грызть кору деревьев, разрывать снег до земли и искать там корешки. А ещё я надеюсь на помощь людей: егеря часто нас лосей подкармливают с осени и до самой весны, подсыпая соль и сено в кормушки. Следующим, выслушав рассудительного лося, вышел хозяин леса и заревел: ________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ .
Послушав сурового медведя, выскочила лисичка – сестричка и ответила: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
На смену лисичке, выскочила белочка и сказала: _____________________________________
_______________________________________________________________________
____________________________________.
Подхватил звериный диалог и зайчишка-трусишка: _____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________.
Поставить точку в этой звериной беседе вышел волк-волчище и прорычал: ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вот так наши звери поведали, что они будут делать осенью и как встречать зиму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"самостоятельная деятельность "- как фактор позновательно-речевого развития детей.
Классик отечественной педагогики К. .Д. Ушинский считал, что "самомстоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка&qu...
Проектная работа:"Позновательно-речевое развитие"
Психолого-педагогическая работа на тему: "Позновательно-речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте"...
Интегрированное занятие По позновательно – речевому развитию с детьми Подготовительной к школе группы «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ВОДА?»
Интегрированное занятие...
Занятие по позновательно-речевому развитию в подготовительной группе.
Формирование и углубление понятия детей о Поволжье, его географическом положение; символике России, Поволжья, г. Москвы, г. Саратова; формирование понятие о малой Родине (микрорайоне Елшанка). Формиро...
Позновательно-речевое развитие «Друг попал в беду»
Конспект НОД для детей, 4 года жизни, группа № 2Тема: «Друг попал в беду»Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички.Задачи:Обучающая: познакомить со свойствами огня.Разви...
Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...
Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....