Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение сказки К.Ушинского Слепая лошадь
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Степанцева Ирина Николаевна

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».

Задачи:

1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

2. Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать своё мнение, способствовать обогащению словарного запаса, развитию диалогической речи;

3. Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи
на тему: чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»

для детей смешанной дошкольной группы


Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».

Задачи:

1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

2. Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать своё мнение, способствовать обогащению словарного запаса, развитию диалогической речи;

3. Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь.

Планируемые результаты:

Сформирован интерес к художественной литературе.

Способен самостоятельно выражать своё отношение к событиям сказки, делать выводы;

произошло обогащение словарного запаса ребенка словами: хворать, князь, единодушно,

рогатина, узда, стреха, роскошно, соболя, парча , осунувшаяся крыша; легко входит в

контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, ведет диалог и точно отвечать на вопросы.

Испытывает потребность в бережном отношении ко всему, что окружает.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности):

- Посылка

- Книга

- Портрет К. Д. Ушинского

Словарная работа: хворать, князь, единодушно, рогатина, узда, стреха, роскошно, соболя, парча, осунувшаяся крыша.

Предварительная работа:

Чтение произведений К. Ушинского.

-Разучивание физ.минутки «Цок, цок, цок»

-Разучивание игры «Взяли ушки за макушки».

Методы и приемы реализации содержания занятия:

- Словесные (беседа, чтение сказки, поощрение, рассказ воспитателя)

- Наглядные (посылка, книга, портрет К.Д.Ушинского)                                                                                                                              - Практические (физ.минутка «Цок, цок, цок», игра «Взяли ушки за макушки»).    

Ход занятия:

I - Вводная часть:

Введение в тему (создание проблемной ситуации): Дети получают посылку, в которой

находится книга, для того, чтобы узнать о ком она, дети отгадывают загадку.

Мотивация деятельности детей:

- Собрались все дети в круг

 Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

 Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. 

  Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности

или принимают цель педагога):                          

- Ребята, сегодня почтальон принес нам в группу посылку, хотели бы вы

посмотреть, что там? (Да)

Открывают посылку, а в ней письмо и книга.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте ребята, пишут вам воспитанники детского сада «Солнышко».

Недавно нам воспитатель прочитал интересную книгу. Нам захотелось, чтобы как можно

больше детей о ней узнали, поэтому мы решили послать ее вам. Эта книга откроет вам

секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми. А о ком 

в нёй пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете нашу  загадку:

Чей там хвост и чья там грива,

Словно по ветру летят?

Под копытами игриво

Искры  яркие блестят…

Проскакал и тут же скрылся!

Как сквозь землю провалился!

Кто же это! Вот загадка…

Это – резвая …

(Лошадка).

- Молодцы, правильно! Ребята, а вы хотели бы узнать секреты правильных

отношений между человеком и природой и между людьми? (Да)

II - Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний.

Добывание (сообщение и приятие) нового знания:

Воспитатель: Сегодня мы с вами  познакомимся с писателем   К. Д. Ушинским. 

Показ портрета К.Д.Ушинского.

Много лет тому назад в городе Тула, что недалеко от Москвы, родился Константин

Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама - домохозяйка, занималась

воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком.

Учился он на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский университет и

стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже

за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так,

чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять сказки,

загадки, игры. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей,

игры, загадки.

Физкультминутка:

Цок-цок-цок (поочередно топают ногами)

Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок.

Я копытом постучу (ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу (легкий бег)

Посмотри, как я красива (руки на пояс, повороты туловища)

Хороши и хвост и грива (туловище влево, вправо)

Цок - цок – цок (кружатся на месте)

Цок - цок – цок (руки полусогнуты в локтях перед собой).

Дети садятся на стульчики.

- А сейчас я вам предлагаю послушать сказку К.Д. Ушинского « Слепая лошадь»,

которая откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой,

между людьми, но чтобы их узнать нужно внимательно слушать сказку.

Игра «Взяли ушки за макушки»:

Взяли ушки за макушки

Потянули… Пощипали…                                

 Вниз до мочек добежали.         

 Мочки надо пощипать:        

 Пальцами скорей размять…       

 Вверх по ушкам проведём  

 И к макушкам вновь придём. 

Чтение сказки сопровождается показом иллюстраций к ней.

- Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?

Хворать – болеть.

Князь – правитель города.

Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях.

Рогатина – большая палка с развилиной на конце.

Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного.

Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная.

Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.

Соболя – мех хищного зверька (соболь).

Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.

- Вот сколько новых слов мы сегодня с вами узнали.

- О ком эта сказка? (Про слепую лошадь)

- Кем был для Уседома  Догони-Ветер? (Любимой лошадью)

- Что однажды приключилось с купцом? (На него напали разбойники)

- Кто спас Уседома? (Лошадь)

- Что обещал хозяин своему коню? (Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и 

не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти 

отпускать коню по  три меры лучшего овса)

- Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что  Догони - Ветер остался 

слепой? (Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а эта  стал 

обузой)

- Что велел сделать Уседом со слепой лошадью? (Прогнал ее)

- Как чувствовал себя Догони -Ветер? (Одиноким) /Как вы понимаете слово «одиночество»?

/«Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
- Как вы понимаете слово «одиночество»? (Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо

и некому помочь)

- Справедливо ли поступило вече, предписав жадному, непорядочному купцу кормить

Догони - Ветра до самой его смерти?  (Да, народ правильно поступил с купцом)

- Народ не только вынес приговор, но еще и прислал человека, который должен был

следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел

поступать так, как поступил купец.

- Что вы можете сказать о поступке купца? (Он поступил плохо)

Игра с мячом: «Добро-это?»

Дети встают в круг, воспитатель кидает мяч детям по очереди и спрашивает: что такое

добро?

- А в чем добро можно увидеть?  (В поступках, действиях, чувствах)

- Ребята, как вы думаете, легко ли быть добрым? (Не легко)

- На улице много брошенных людьми животных – кошек и собак. Как нужно поступать с 

домашним животным, которое уже состарилось и не может больше помогать человеку?

(Ответы детей)

- Вам их жалко? О чем бы вы попросили человека, который бросил животное,

 если бы встретили его? (Ответы детей)

III - Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей:

- С произведением какого автора мы  сегодня познакомились? (К.Д.Ушинского)

- Как называется сказка? (Слепая лошадь)

- Чему нас научила нас эта сказка? (Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить

добром, а ведь добро, доброта начинаются с любви ко всему живому: к людям и, конечно

же, к «братьям нашим меньшим»)

- Какие секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми мы

 сегодня узнали? (Чтобы быть добрым, надо уметь любить людей знакомых и незнакомых. Делать добро людям и не ждать за это благодарности. Думать не только о себе, но и 

о других. Уметь прощать людей. Уметь радоваться успехам других людей. Не оставаться 

равнодушным, если кому-то плохо, прийти на помощь. Не бросать домашних животных,

которые состарились, ухаживать за ними.)

- Ребята вам понравилась книга? ( Да)

- Я вам предлагаю эту книгу также отправить ребятам другой группы, чтобы и они с ней

познакомились и тоже узнали секреты правильных отношений между человеком и

природой, между людьми.

-  Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете? «Дружба дороже денег»,

«Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят», «Сам погибай, а товарища выручай».
- А еще я знаю очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»

Помните, доброта начинается с любви ко всему живому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Чтение сказки «Слепая лошадь»

Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

Цель: познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки, формировать умение внимательно слушать произведение, узнавать животных, повторять звуки, которы...

Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе на тему Лексические игры

Цель: интеграция речевого, моторного развития ребенка, развитие психических процессов.Задачи:Обучающие: закрепить в речи детей названия месяцев, умение образовывать относительные прилаг...

Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение русской народной сказки Никита Кожемяка

Цель: Вспомнить  с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Цель: познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольств...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Чтение сказки В.Сутеева "Под грибом"

В ходе занятия дети отправляются на прогулку по осеннему лесу и находят грибы, за которыми прячутся персонажи сказки В.Сутеева "Под грибом". И узнают их историю....