Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение сказки К.Ушинского Слепая лошадь
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».
Задачи:
1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;
2. Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать своё мнение, способствовать обогащению словарного запаса, развитию диалогической речи;
3. Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
на тему: чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»
для детей смешанной дошкольной группы
Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».
Задачи:
1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;
2. Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать своё мнение, способствовать обогащению словарного запаса, развитию диалогической речи;
3. Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь.
Планируемые результаты:
Сформирован интерес к художественной литературе. |
Способен самостоятельно выражать своё отношение к событиям сказки, делать выводы; произошло обогащение словарного запаса ребенка словами: хворать, князь, единодушно, рогатина, узда, стреха, роскошно, соболя, парча , осунувшаяся крыша; легко входит в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, ведет диалог и точно отвечать на вопросы. |
Испытывает потребность в бережном отношении ко всему, что окружает. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности): |
- Посылка
- Книга
- Портрет К. Д. Ушинского
Словарная работа: хворать, князь, единодушно, рогатина, узда, стреха, роскошно, соболя, парча, осунувшаяся крыша.
Предварительная работа:
Чтение произведений К. Ушинского.
-Разучивание физ.минутки «Цок, цок, цок»
-Разучивание игры «Взяли ушки за макушки».
Методы и приемы реализации содержания занятия:
- Словесные (беседа, чтение сказки, поощрение, рассказ воспитателя)
- Наглядные (посылка, книга, портрет К.Д.Ушинского) - Практические (физ.минутка «Цок, цок, цок», игра «Взяли ушки за макушки»).
Ход занятия:
I - Вводная часть: Введение в тему (создание проблемной ситуации): Дети получают посылку, в которой находится книга, для того, чтобы узнать о ком она, дети отгадывают загадку. Мотивация деятельности детей: |
- Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мои друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога): |
- Ребята, сегодня почтальон принес нам в группу посылку, хотели бы вы посмотреть, что там? (Да) Открывают посылку, а в ней письмо и книга. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята, пишут вам воспитанники детского сада «Солнышко». Недавно нам воспитатель прочитал интересную книгу. Нам захотелось, чтобы как можно больше детей о ней узнали, поэтому мы решили послать ее вам. Эта книга откроет вам секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми. А о ком в нёй пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете нашу загадку: Чей там хвост и чья там грива, Словно по ветру летят? Под копытами игриво Искры яркие блестят… Проскакал и тут же скрылся! Как сквозь землю провалился! Кто же это! Вот загадка… Это – резвая … (Лошадка). - Молодцы, правильно! Ребята, а вы хотели бы узнать секреты правильных отношений между человеком и природой и между людьми? (Да) II - Основная часть: Актуализация ранее приобретенных знаний. Добывание (сообщение и приятие) нового знания: Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с писателем К. Д. Ушинским. Показ портрета К.Д.Ушинского. Много лет тому назад в городе Тула, что недалеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама - домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять сказки, загадки, игры. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. Физкультминутка: Цок-цок-цок (поочередно топают ногами) Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок. Я копытом постучу (ходьба на месте) Если хочешь, прокачу (легкий бег) Посмотри, как я красива (руки на пояс, повороты туловища) Хороши и хвост и грива (туловище влево, вправо) Цок - цок – цок (кружатся на месте) Цок - цок – цок (руки полусогнуты в локтях перед собой). Дети садятся на стульчики. - А сейчас я вам предлагаю послушать сказку К.Д. Ушинского « Слепая лошадь», которая откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми, но чтобы их узнать нужно внимательно слушать сказку. Игра «Взяли ушки за макушки»: Взяли ушки за макушки Потянули… Пощипали… Вниз до мочек добежали. Мочки надо пощипать: Пальцами скорей размять… Вверх по ушкам проведём И к макушкам вновь придём. Чтение сказки сопровождается показом иллюстраций к ней. - Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении? Хворать – болеть. Князь – правитель города. Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях. Рогатина – большая палка с развилиной на конце. Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного. Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная. Роскошно - отличающийся роскошью, богатством. Соболя – мех хищного зверька (соболь). Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями. Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел. - Вот сколько новых слов мы сегодня с вами узнали. - О ком эта сказка? (Про слепую лошадь) - Кем был для Уседома Догони-Ветер? (Любимой лошадью) - Что однажды приключилось с купцом? (На него напали разбойники) - Кто спас Уседома? (Лошадь) - Что обещал хозяин своему коню? (Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса) - Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони - Ветер остался слепой? (Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а эта стал обузой) - Что велел сделать Уседом со слепой лошадью? (Прогнал ее) - Как чувствовал себя Догони -Ветер? (Одиноким) /Как вы понимаете слово «одиночество»? /«Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь. и некому помочь) - Справедливо ли поступило вече, предписав жадному, непорядочному купцу кормить Догони - Ветра до самой его смерти? (Да, народ правильно поступил с купцом) - Народ не только вынес приговор, но еще и прислал человека, который должен был следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать так, как поступил купец. - Что вы можете сказать о поступке купца? (Он поступил плохо) Игра с мячом: «Добро-это?» Дети встают в круг, воспитатель кидает мяч детям по очереди и спрашивает: что такое добро? - А в чем добро можно увидеть? (В поступках, действиях, чувствах) - Ребята, как вы думаете, легко ли быть добрым? (Не легко) - На улице много брошенных людьми животных – кошек и собак. Как нужно поступать с домашним животным, которое уже состарилось и не может больше помогать человеку? (Ответы детей) - Вам их жалко? О чем бы вы попросили человека, который бросил животное, если бы встретили его? (Ответы детей) III - Заключительная часть Анализ и самоанализ деятельности детей: - С произведением какого автора мы сегодня познакомились? (К.Д.Ушинского) - Как называется сказка? (Слепая лошадь) - Чему нас научила нас эта сказка? (Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром, а ведь добро, доброта начинаются с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим») - Какие секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми мы сегодня узнали? (Чтобы быть добрым, надо уметь любить людей знакомых и незнакомых. Делать добро людям и не ждать за это благодарности. Думать не только о себе, но и о других. Уметь прощать людей. Уметь радоваться успехам других людей. Не оставаться равнодушным, если кому-то плохо, прийти на помощь. Не бросать домашних животных, которые состарились, ухаживать за ними.) - Ребята вам понравилась книга? ( Да) - Я вам предлагаю эту книгу также отправить ребятам другой группы, чтобы и они с ней познакомились и тоже узнали секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми. - Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете? «Дружба дороже денег», «Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят», «Сам погибай, а товарища выручай». Помните, доброта начинается с любви ко всему живому! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Чтение сказки В. Бианки "Лис и мышонок"
Познакомить детей с произведением В. Бианки "Лис и мышонок"....
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Чтение сказки «Слепая лошадь»
Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения....
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»
Цель: познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки, формировать умение внимательно слушать произведение, узнавать животных, повторять звуки, которы...
Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе на тему Лексические игры
Цель: интеграция речевого, моторного развития ребенка, развитие психических процессов.Задачи:Обучающие: закрепить в речи детей названия месяцев, умение образовывать относительные прилаг...
Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение русской народной сказки Никита Кожемяка
Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Цель: познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольств...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Чтение сказки В.Сутеева "Под грибом"
В ходе занятия дети отправляются на прогулку по осеннему лесу и находят грибы, за которыми прячутся персонажи сказки В.Сутеева "Под грибом". И узнают их историю....