Методическая разработка по речевому развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий « Интересное путешествие».
методическая разработка по развитию речи
В методической разработке отражена практическая деятельность, в процессе которой дети учатся находить пути решения проблемы, обосновывать их, решать интеллектуальные задачи. Выполнение детьми предлагаемых заданий детей развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, развивает наблюдательность, правильно грамматически правильно и логично строить высказывания, отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskayarazrabotka.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по познавательному развитию.
Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий
«Морское путешествие на остров».
Цель: Закрепить математические представления.
Задачи:
1. Образовательные: обобщить представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); закрепить представления о времени суток: «утро», «день», «вечер», «ночь»; закрепить понятия «форма», «цвет»; закрепить навыки измерения длины с помощью условной мерки.
2. Развивающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса; развивать самостоятельность и активность.
Развитие речи: обогащать словарь детей по теме «транспорт»; совершенствовать навыки связной речи детей: умения грамматически правильно и логично строить высказывания, отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
3. Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость; формировать умение работать в парах (коммуникативные качества); продолжать формировать навыки коллективной работы.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Образовательные технологии: исследовательские, здоровьесберегающие, игровые.
Материалы и оборудование: деревянные карандаши (5-7 шт.); лента (шпагат и т.п.); емкость (таз) с водой; геометрические фигуры (плоскостные из картона красного, синего, желтого цветов, круглой, квадратной и треугольной формы, одного размера), на альбомном листе нарисованные двухэтажные дома с тремя пустыми окнами на каждом этаже: слева дом №1(в крыше перечеркнутое накрест изображение черного круга, см. карточки-символы свойств д/и «Блоки Дьенеша»),справа дом № 2(в крыше перечеркнутое накрест красное пятно, см. карточки-символы свойств д/и «Блоки Дьенеша») , индивидуальные маршрутные карты, одинаковая у каждой команды условная мерка из набора д/и «Цветные счетные палочки Кюизенера», изображения водного транспорта: лодки, катера, корабля, плота, маршрутный лист или карта (лист альбомного формата с изображением двух линий: короткой и длинной между островом и зданием)
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением водного транспорта; индивидуальные беседы с детьми о водном транспорте; чтение художественной литературы.
Ход совместной образовательной деятельности
- Организационный момент
Педагог: Ребята, в каком городе мы живем?
Дети:… (Ответы детей)
Педагог: А вы знаете, что люди живут не только в городах, но и на островах. Вы знаете, что такое остров?
Дети: … (Ответы детей)
Педагог: Остров-это часть суши, омываемая морем со всех сторон. Давайте мы сейчас отправимся на один из таких островов. Хотите в морское путешествие?
Дети: … (Ответы детей)(Да,хотим!)
Педагог: Но, чтобы попасть на остров, нужно сначала вспомнить какие виды транспорта вы знаете?
Дети: … (Ответы детей)
Педагог: А сможем ли мы добраться до острова на поезде?
Дети:… (Ответы детей)
Педагог: Почему вы так считаете?
Дети:… (Ответы детей)
Педагог: На чем же тогда мы можем добраться?
Дети:… (Ответы детей)
Педагог: Верно, нам нужен водный транспорт. А какие виды водного транспорта вы знаете?
Дети:… (Ответы детей)
Педагог: А вы знаете, что есть еще один вид водного транспорта –это плот. Плот-это, скрепленные в несколько рядов, бревна для сплава или переправы на них по воде. Сейчас мы с вами смастерим плот.
Конструктивная деятельность.
Педагог: Для этого мы с вами возьмем несколько деревянных карандашей (палочки из-под суши и т.д.) и перевяжем их с каждого края поочередно между собой веревкой (лентой). Таким образом соединим их. (Изготовление плота)
Педагог: У нас получилась уменьшенная модель плота.
Исследовательская деятельность.
Педагог: Сейчас, построенный плот, мы опустим в емкость (таз) с водой и посмотрим, что произойдет. (Опускаем плот в емкость (таз) с водой)
Педагог: Ребята, что вы видите?
Дети: … (Ответы детей)(Мы видим, что плот не тонет, а плавает на поверхности воды)
Педагог: Это происходит от того, что дерево в воде не тонет и этот материал используют при строительстве некоторого водного транспорта. Например: лодок , плота и др. Так какой же вид водного транспорта нам подойдет?
Дети: … (Ответы детей) (Нам подойдет корабль)
Педагог: Почему вы так думаете?
Дети: … (Ответы детей). (Мы/я думаем/думаю, что корабль большой, все поместимся, вместе веселей путешествовать. Плот, лодка и катер маленькие, будет перегруз, пойдем ко дну).
Педагог: Транспорт выбрали. Теперь можно отправляться в путешествие. Готовы к отплытию?
Дети: … (Ответы детей)
Педагог: Давайте поиграем в моряков. Я буду ваш капитан, а вы мои матросы.
II. Основная часть
Педагог: Проверяю вашу готовность. Не забыли ли Вы положить себе в карман внимание, сообразительность и, конечно же, дружбу.
- Педагог: Матросы должны много знать. Сейчас мы узнаем сможете вы правильно ответить на вопрос: «Когда это бывает?»
Над рекой заря встает.
На дворе петух поет.
Умываются котята
Просыпаются ребята.
Когда это бывает?
Дети: … (Ответы детей) (Это бывает утром)
Педагог: А что вы утром делаете?
Дети: … (Ответы детей) (Утром мы умываемся, чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем, идем в детский сад)
«Солнце в небе высоко»
Педагог: Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зерна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
Педагог: Когда это бывает?
Дети: … (Ответы детей) (Это бывает днем)
Педагог: Что вы делаете днем?
Дети: … (Ответы детей) (Днем мы играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим в детском саду)
«Солнце красное зашло»
Педагог: Солнце красное зашло
Белка прячется в дупло
Дрема в гости к нам идет
Сказку он с собой ведет.
Педагог: Ребята, а кто такой «Дрема»?
Дети: … (Ответы детей) (Дрема-это сказочный персонаж. Дремота-это, когда хочется спать).
Педагог: Когда это бывает?
Дети: … (Ответы детей) (Это бывает вечером)
Педагог: Что Вы делаете вечером?
Дети: … (Ответы детей) (Вечером мы смотрим передачу «Спокойной ночи малыши», мама читает сказку, чистим зубки, ложимся спать).
«В небе звездочки горят»
Педагог: В небе звездочки горят
Птицы спят и рыбы спят
Спят цветы в саду на грядках
Ну, а мы в своих кроватках».
Педагог: Когда это бывает?
Дети: … (Ответы детей)(Это бывает ночью)
Воспитатель: А что ночью делаете вы?
Дети: … (Ответы детей) (Ночью мы спим)
Педагог: Молодцы. Моя команда в полном порядке. «Выходим» в открытое море.
2. Физкультминутка
Над волнами чайки кружат (Взмахи руками)
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
Мы теперь плывем по морю (Движение руками перед собой)
И резвимся на просторе
Веселей загребай (Круговые движения руками)
И дельфинов догоняй.
3. «Рассели фигуры»
Педагог: Всем внимание, справа по борту остров. А это (показывает на картинки с изображением геометрических фигур разного цвета ) - его жители. Поздоровайтесь с ними, называя их по имени и цвету.
Дети: … (Ответы детей) (Здравствуй, красный треугольник и т.д).
Педагог: Ребята, фигуры построили себе дома, а расселиться в них не могут, не знают какая «квартира» у какой фигуры. Очень нужна ваша помощь в расселении «жильцов» в «свои квартиры». Поможете?
Дети:… (Ответы детей)
(Воспитатель раздает каждому ребёнку лист (альбомного формата), на котором изображены два дома: слева дом №1, справа дом №2).
Педагог: Расселение «жильцов» должно отвечать определенным условиям. По какому признаку предлагаете расселить «жильцов» первого дома?
Дети:…(Ответы детей) (Мы/я предлагаем/предлагаю расселить жильцов первого дома по форме).
Педагог: А по какому признаку предлагаете расселить «жильцов» второго дома?
Дети:…(Ответы детей) (Мы/я предлагаем/предлагаю расселить жильцов второго дома по цвету).
Педагог: Давайте в первый домик «заселим» все фигуры, кроме круглых. А во второй дом все фигуры, кроме красных. (Дети выполняют задание)
Педагог: Молодцы! Геометрические фигуры вам очень благодарны.
Пальчиковая гимнастика
По реке плывет кораблик (ладошки вместе, изображают лодочку)
Он плывет издалека
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке (изображают руками ушки)
У них длинные хвосты (руками изображают хвосты)
И страшны им только кошки (изображают кошачьи коготки)
Только кошки и коты.
4. «Измерь дорожку»
Педагог: Нам пора возвращаться в детский сад. Мы уплыли очень далеко. Обратно ведут два пути. Какой путь мы должны с вами выбрать, чтобы как можно быстрее вернуться?
Дети:… (Ответы детей) (Чтобы как можно быстрее вернуться, мы должны выбрать короткий путь)
Педагог: Правильно. Вот два пути. Они изображены на карте от острова до детского сада. Каким цветом обозначены пути?
Дети:…(Ответы детей)(Пути обозначены оранжевым и зеленым цветами)
Педагог: Как узнать какой путь короче?
Дети:… (Ответы детей) (Чтобы узнать какой путь короче, нужно измерить расстояние каждого пути от острова до детского сада)
Педагог: Чем можно измерять?
Дети:… (Ответы детей) (Измерять можно меркой)
Педагог: Что возьмем за мерку?
Дети:… (Ответы детей) (За мерку возьмем счетную палочку)
Педагог: О чем нужно помнить при измерении?
Дети:…(Ответы детей) (При измерении нужно помнить о том, что ставим мерку вначале, затем определяем конечное место(точку) измерения)
Педагог: Предлагаю вам разделиться на команды. По два человека в каждой команде, т.е парами. Измерять вы будете командой. Т.е. с рядом сидящим.
(Каждая команда (пара) получает маршрутный лист (карту) (альбомного формата с изображением схемы двух линий: короткой и длинной между островом и зданием. Дети выполняют задание)
Педагог: Какой путь возвращения вы выбрали?
Дети: … (Ответы детей) (Мы выбрали короткий путь возвращения)
Педагог: Почему?
Дети: … (Ответы детей) (Потому, что ...)
Педагог: Почему он короче?
Дети: … (Ответы детей) (Он короче потому, что…)
III. Итог занятия
Педагог: Молодцы! Давайте выполним сказочные движения.
Хлопнем в ладоши три раза, (считая хлопки шепотом)
Хлопнем по коленочкам пять раз, (считая шепотом)
Вот мы и оказались в детском саду.
Педагог: Вам понравилось наше путешествие?
Дети: … (Ответы детей)
Педагог: Что больше всего понравилось?
Дети: … (Ответы детей) (Больше всего нам/ мне понравилось…)
Педагог: Куда бы Вы хотели отправиться в следующий раз?
Дети:…(Ответы детей)(В следующий раз мы бы хотели отправиться …)
Педагог: Тогда пойдёмте готовиться к следующему путешествию.
Воспитатель и дети уходят
Список литературы:
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое развитие детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 1999.- 272 с.
2.Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша [Текст]: учебный курс для детей 4-5 лет/ Н.И. Захарова.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017. – 272 с.:ил.
3.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст]: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера/ З.А. Михайлова, Е.А. Носова.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016 г. – 128 с.
4.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики [Текст]/ Н.В. Нищева.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015.- 64 с.
5.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст]/ Т.Д. Рихтерман.- Москва: Просвещение,1991.- 47 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Морское путешествие на остров».
Аннотация: в методической разработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного образова...
Конспект музыкального занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
Программное содержание занятия включает в себя: повышать интерес к музыкальной деятельности, развивать эмоциональную и речевую активность детей через использоание здоровьесберегащих технологий....
Конспект авторской методической разработки по безопасности "Не шути с огнем" для детей среднего дошкольного возраста.
Открытое занятие...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области развитие речи «Ранняя весна» для детей среднего дошкольного возраста ( с использованием технологии развивающего обучения)
Конспект НОД по развитию речи поможет в совершенствовании грамматического строя речи детей, развитию творческого воображения, обогащению словарного запаса по теме "Ранняя весна"...
Методическая разработка «Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
Методическая разработка«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»...
«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)
laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...
Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Путешествие»
Аннотация: в методической разаработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного о...