Методическая разработка «Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка
«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vo_vtoroy_ml.gr_.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 85 Красносельского района СПб)
ул. Освобождения, д. 29, корп. 2, литер А Санкт-Петербург, г. Красное Село, 198324
Образовательный проект во второй младшей группе по теме:
«Развитие звуковой культуры речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, через применение системы пальчиковых игр, нетрадиционного рисования, многофункционального и нетрадиционного оборудования»
Автор – составитель:
Воспитатель первой квалификационной категории
Толстухина Валерия Алексееввна
Тема проекта: «Развитие звуковой культуры речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, через применение системы пальчиковых игр, нетрадиционного рисования, многофункционального и нетрадиционного оборудования»
Цель: развитие мелкой моторики рук, речи детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных методов и пособий.
Актуальность:
«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни, каких- либо успехов. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Тип проекта: познавательно - игровой, творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г - май 2022 года).
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели группы, родители.
Формы и методы работы с дошкольниками:
1. Непосредственно-образовательная деятельность;
2. индивидуальная и подгрупповая работа
3. Художественное творчество;
4. Чтение художественной литературы;
5. Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
6. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, экспериментирование.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь - октябрь)
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
II этап - практический (ноябрь– май)
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях»
- Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования для детей второй младшей группы»
- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!»
3. Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.
III этап – заключительный (май 2018г.)
1. Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
3. Выставка совместных работ родителей и детей с использованием нетрадиционных методов рисования.
Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
ЗАДАЧИ:
1. формирование произвольных координированных движений пальцев рук, развитие осязательного восприятия (тактильной чувствительности пальцев рук);
2. формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности;
3. укрепление физического и психического здоровья детей.
4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. повышение уровня речевого развития детей;
6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. воспитание и развитие художественного вкуса.
Тема | Групповая работа | Индивидуальная работа |
Сентябрь | ||
«Здравствуй, детский сад» | Игры: «Передай мяч, назови имя», «Давай знакомиться» (массажный мячик) «Каркуша» (игрушка – оригами), «Соберем бусы». Пальчиковая гимнастика: «Наша группа», «Дружные пальчики». ИЗО: Рисуем пальчиками на песке «Улыбка» «Ладошка дружбы», «Подарок детскому саду» коллективная работа | Игры с игрушками: кубики (большие и маленькие), лего (крупное). Игры с предметами: прищепки, бусы, клубки и ленты. «Какая игрушка спряталась», «Определи на ощупь» - (сухой бассейн). Упражнение «Идем в детский сад» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро |
«Наша группа, наши игрушки» | Игры : «Что в мешочке?».(игрушки из киндеров), «К Лунтику в гости» (Выкладывание дорожки из цветных крышек) «Выложи матрешку» (выкладывание шляпки желудей по контуру), Пальчиковые гимнастики: «Есть игрушки у меня». Изо: «Укрась игрушку» (пальчики), обводки. | Конструирование из цветных трубочек «Лесенка», «Кубик» Игры с волчками, музыкальными игрушками, Игра: «Переложи игрушки» Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам. |
Октябрь | ||
«Разноцветный мир» | Игры: «Разноцветные пуговицы» (настольная игра), Игры с прищепками «Найди ушки, найди хвостик», «Бусы для мамы» (использование крышек от пластиковых бутылок и цветных макарон), «Цветные моталочки» Пальчиковая гимнастика: «Волшебный цветок», упражнение со стихотворным сопровождением «Лягушка – хоботок». Изо: Песочная картина «Берег моря» -песком на заготовках. Коллективная работа «Разноцветный мир» (мятые солфетки) | Игры в «сухом бассейне» наполненном фасолью, пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки) Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии. Игры с пуговицами – сортировка пуговиц по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый). |
«Осень золотая» | Игры: «Цветные дорожки» (листья, вязаные дорожки), тактильные дорожки, «Солнышко и дождик» (с прищепками) Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья» Изо: рисование пальчиками «Осенние деревья» (коллективная работа), лепка «Ёжик» (листья, семечки), «Обведи листочек» | Игры с застежками, прищепками, крупой, пуговицами, крышками; мозаика, шнуровки, Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. |
Ноябрь | ||
«Я здоровым быть хочу» | Игры: «Накорми Аленку» (с фасолью). Театр «Ходилки», игры с многофункциональным пособием «Мойдодыр» Пальчиковая гимнастика: «Калачи», «Шарик» Изо: «Осминожки» (рисование ладошкой), аппликация «Полотенце» (пластилинография) | Игры с водой и песком, пальчиковый театр по сказке «Колобок», народные игры с ладошками, Силуэты «Лыжи» - рисуем на манке пальчиками. «Одень мальчика на прогулку» |
«Домашние животные» | Игры: «Накорми животное» (с прищепками), «У кого какая шубка?» (тактильные ощущения), «Напои животных» - переливать воду мерной ложкой Пальчиковая гимнастика: «Как животных нам назвать» ИЗО: рисование «Ласковый котенок» (тычок жесткой кистью), лепка из соленого теста «Клубок для котенка» | Игры в кинетический песок настольные игры (мозаика, пазлы) игры в «сухом бассейне» наполненном фасолью. Д/и «Что в мешочке» (горох, фасоль, семечки) «Найди детеныша маме» игра с липучками «Дорожка с животным» игры с лентами Игры с водой и песком. |
Декабрь | ||
«Зима пришла. Зимние забавы» | Игры: «Собери снеговика», «Укрась варежку» (мятые салфетки), «Поставь заплатку» «Найди одинаковые варежки». Пальчиковая гимнастика: «В лесу», «Снежный ком» ИЗО: «Звездное небо»(пальчики), «Снежинка» (рисование крупой) | Аппликация с использованием салфеток «Снеговик» игры в кинетический песок настольные игры (мозаика, пазлы) Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. Игры с бумагой «Снежки» Д/и «Ёлочка» застежка пуговицы |
«Новый год» | Игры: «Укрась ёлочку» (цветная мозаика), «Сапожок» (пазлы), «Подбери игрушки» цветные крышки Пальчиковая гимнастика: «Новый год» ИЗО: «Новогодняя гирлянда» (цветные скрепки) «Украсим елку во дворе», «Новогодний праздник» коллективная работа | Рисование с использованием ватных палочек «Варежка для Деда Мороза» Игры на улице со снегом «Матрешки разбежались» - собрать и вложить их одна в одну. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик). Индивидуальные беседы «Наряжаем ёлку» - рисуем пластилином елочные игрушки. |
Январь | ||
«С кем дружит ель?» | Игры: «Покорми птиц», «Лисичка» (выкладывание нитками по бархатной бумаге) «Сложи белочке орешки» (с природным материалом). П/и «Лыжи» - Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке» ИЗО: Ёлочка - красавица» (рисование зубными щетками), изготовление макета «Елочка в лесу» (бросовый материал) | игры с крупной мозаикой игры с крупным строителем «Строим домик для Снегурочки». Д/и «Помоги зайчику добраться до домика». Упражнение «Угощение для белочки» - положить в одну коробку шишки, в другую желуди. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок. |
«У кого какие шубки?» (звери в лесу зимой) | Игры: Пальчиковая гимнастика: «Мишки и шишки» ИЗО: «Зайчонок» (тычок жесткой кистью + пальчики), лепка из соленого теста: «Угощение для трех медведей». | Подвижная игра «Мишка косолапый», игры со счетными палочками, шнуровки, обводки, «Собери бусы». Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем по образцу игры в кинетический песок настольные игры (мозаика, пазлы) игры в «сухом бассейне» наполненном фасолью, выкладывание различных изображений из геометрических фигур |
Февраль | ||
«Едем, плаваем, летим» (транспорт) | Игры: «Почини автомобиль» (колеса из рефленых крышек), «Автобокс» (многофункциональное пособие) Пальчиковая гимнастика: «По шоссе идут машины» ИЗО: «Праздничный салют» (печатки втулками от туал. бумаги) коллективная работа | Игры с мозаикой, игры с прищепками «Закрути колесо» - закручивание пробок на дид. пособии. Пазлы, кубики с героями мультфильмов. «Проехала машина» - рисуем на манке Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет» с образцами фигур. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками. |
«Для милых мам» | Игры: «Коврик для мамы» (цветные ленты), «Сложи цветок» (киндер сюрприз) Пальчиковая гимнастика: «Помощники» ИЗО: «Ветка мимозы» (ватные палочки), «Букет для милой бабушки» (печатанье трубочками) | Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь Шнуровка «Пришей пуговицу» Игра «Застегни и расстегни». Упражнение «Помоги маме» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно). Фасоль белая и красная, коробочки. «Разгладим маме салфетки» разглаживать скомканную бумагу Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки |
Март | ||
«Дом» (мебель, посуда, одежда) | Игры: «Застегни пуговицу», «Закрой дверь» Пальчиковая гимнастика: «Посуда», «Одежда» ИЗО: «Бабушкин домик» (оттиск поролоном), изготовление книжки – самоделки «Дом». | Пазлы, Игры с пробками, Штриховка «Цветы для мамы». Игровая ситуация «Развесь бельё на верёвочку». Упражнение "Платочек для куклы" - определение фактуры материала. Игры с пуговицами «Сортировка» – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку. |
Апрель | ||
«Весна идет!» | Игры: «Укрась так же», «Солнышко» (шнурки) Пальчиковая гимнастика: «Шаловливые сосульки» ИЗО: «Цветные зонтики» (печать крышками), «Солнышко» (ладошки) коллективная работа | Игры с природным материалом (выкладывание узора) Игры с прищепками Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше». «Угощение для птиц» - сортировка семян. Учить, последовательно одевать и раздевать куклу. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из цветных макарон. |
«Первые цветы. Комнатные растения» | Игры: «Домино», «Цветочная полянка» (ватные палочки) Пальчиковая гимнастика: «Подснежник» ИЗО: «Носит одуванчик желтый сарафанчик» (рисование вилками) коллективная работа, «Луковица на окне» (печатанье) | Обучать ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. Игра «Умный кубик» многофункциональное пособие |
Май | ||
«Наши пернатые друзья» | Игры: «Птички прилетели» (раскладывание семечек), «Птенчик» (клубочки) Пальчиковая гимнастика: «Птичка», «Дятел дерево долбит» ИЗО: «Птичка» (оттиск паролоном) | Раскладывание фасоли по ячейкам коврика Доставание бусинок из стакана ложкой. Кинетический песок «Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика) |
«Мир насекомых» | Игры: «Жучки - паучки» (трубочки), «Муравей бежит» (моталочки) Пальчиковая гимнастика: «Пчела» ИЗО: «Божья коровка» (пальчик), «Бабочки - красавицы» (ватные палочки, печатки, пальчики) коллективная работа | Лабиринт «К какому растению летит бабочка» «Липучки - жучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне) «Сухой бассейн» с фасолью «Найди кузнечика» «Гусеница» мячики с липучками Работа со штриховкой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.
Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...
Нетрадиционные игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Давно известно, что чем больше сенсорных систем задействовано в процессе обучения и воспитания ребенка, тем эффективнее и успешнее проходит его развитие. Учеными доказано, что развитие руки находится ...
Методический инструментарий развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста по методике Озерецкого и Гуревича
Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич)1. тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук (средний показатель 20 ...
«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»...
Методическая разработка по теме самообразования "Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста "
папка по самообразованию...
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений»
laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений»...
Мастер-класс «Создание игры на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
материал можно посмотреть по ссылке...