Пересказ РНС "Лиса и кувшин"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы.
Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Конспект составила
Воспитатель ГБДОУ№104 Карасева О.С.
Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Задачи
Образовательные:
- Организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».
- Совершенствовать связанную монологическую речь, диалогическую речь.
- Совершенствовать умение детей пересказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.
- Систематизировать знания детей о способах словообразования.
- Совершенствовать умение рассказывать сказку без наводящих вопросов, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу.
- Организовать процесс для умения произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).
Развивающие:
- Активизировать и обогатить словарный запас детей за счет слов: жать, подобралась, кувшин, вылакала, кувшин не отстает, полно тебе, утопить.
- Развивать у детей слуховое внимание, мышление, память, творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения, уважение друг к другу, умение слушать товарища.
Методические приемы:
• Наглядный – мнемотаблица, рассматривание иллюстраций к сказке.
• Словесный - беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ сказки, словарная работа.
• Игровой – «Придумай конец сказке», «Назови ласково»
Словарная работа:
«Жать» – это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля.
«подобралась» - тихо подбежала;
«кувшин» - глиняный высокий сосуд, суживающийся кверху, с ручкой.
«вылакала» - выпила;
«кувшин не отстает» - не отпускает.
«полно тебе» - хватит.
«утопить» - погрузить в воду.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, разучивание физкультминутки, беседа по прочитанным сказкам, обыгрывание игр «Живые слова», «Дикие и домашние животные», «Доскажи словечко», «Угадай героя», «Назови правильно» и др.
Материал и оборудование:
мнемотаблица, предметные картинки, мольберт.
Ход непосредственной образовательной деятельности
I часть. Организационный момент.
Вводная часть: сюрпризный момент, воспитатель загадывает детям загадку:
Воспитатель: Ребята, чтобы сказку прочитать,
Её название сначала придётся угадать!
Название зашифровано в двух загадках.
Вот первая загадка:
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
(Выставить на мольберте изображение лисы).
– А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода.
(Кувшин)
(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль»).
(Выставить на мольберте изображение кувшина).
Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? («Лиса и кувшин»)
- Ребята, существует много сказок про лису. А какие русские народные сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?» («Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот» и др.)
- Молодцы, много знаете сказок о лисе.
II часть. Основная часть.
Первичное чтение произведения:
Воспитатель:
– Сейчас я прочитаю вам сказку "Лиса и кувшин", а вы попробуете ее пересказать.
Чтение сказки.
В сказке встретились незнакомые для вас слова, давайте подумаем, что они означают. (Словарная работа).
Беседа по содержанию прочитанного:
Вопросы к тексту:
- О ком была эта сказка? (О лисе)
- С чего сказка началась? (Лиса нашла кувшин)
- Что случилось с лисой? (У нее застряла голова в кувшине)
- Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? (Ласковым)
- Какие слова она говорила? (Отпусти меня кувшинушко, полно баловать) Произнесите эти слова так, чтобы вы услышали, что лиса говорит ласково.
- Кувшин ответил лисе? (Нет)
- Каким голосом стала потом разговаривать лиса? (Сердитым)
- Какие слова она говорила? (Погоди же ты, я тебя утоплю) Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито.
- Чем заканчивается сказка? (Кувшин-то утонул, и лису за собой потянул).
Физминутка: с музыкальным сопровождением «Лисонька».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
Повторное чтение с установкой на последующий рассказ.
Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после.
Воспитатель рассказывает сказку, вызывает для пересказа 3-4 детей.
Пересказы детей.
- Ребята, пересказывать следует так, чтобы вас было приятно и не утомительно слушать.
Дети пересказывают сказку используя мнемотаблицу.
После двух пересказов воспитатель спрашивает детей, в чьем исполнении сказка понравилась больше.
Молодцы. А теперь давайте мы с вами поиграем.
III часть. Заключительная часть занятия.
Игра: «Придумай конец сказке»
Цель: упражнять в решении творческих задач; обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.
Ребята, вы помните, чем закончилась сказка? Хотите тоже быть сказочниками, и придумать свой конец сказки.
- Стала лиса кувшин в реке топить….
Варианты: (Баба увидела, что лиса тонет в реке в кувшине и вытащила лису из кувшина. Шерсть у лисы намокла, стала скользкой. Кувшин и соскользнул с лисы. Кувшин утонул, а лиса убежала).
Игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воспитатель:
- С какой русской народной сказкой мы познакомились? («Лиса и кувшин»)
- Кто главный герои сказки? (Лиса)
- Какой лиса оказалась в сказке? (Хитрая, жадная)
- Чему нас научила эта сказка? (не быть жадным)
- Молодцы ребята, все хорошо занимались на занятии. Но, Ване и Пете в следующий раз нужно говорить громче, чтобы все ребята могли вас услышать. А Лиза молодец, у нее получилось говорить ласковым и сердитым голом.
Спасибо ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка»
подготовительная к школе группа, ПознаниеЦель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образовательные задачи: уточнить и расширить словарь детей по теме «зимую...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».
Пересказ рассказа Л.Н Толстого "Кувшин и галка"...
Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».
Конспект занятия по развитию речи в подго товительной группе.Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».Цель: Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образов...
Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и кувшин"
Учить детей пересказывать небольшую сказку без помощи воспитателя....
Пересказ сказки "Лиса и кувшин"
Конспект ООД по речевому развитию....
Пересказ сказки "Лиса и кувшин"
Конспект НОД для старшей группы....
Конспект НОД в старшей группе на тему "Пересказ сказки "Лиса и кувшин", ОО Развитие речи
Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».Задачи:Образовательные:- с...