Пересказ РНС "Лиса и кувшин"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пересказ РНС "Лиса и кувшин" Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_skazki.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы.

Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшин»

Конспект составила

Воспитатель ГБДОУ№104 Карасева О.С.

Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Задачи

Образовательные:

- Организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».
- Совершенствовать связанную монологическую речь, диалогическую речь.
-
Совершенствовать умение детей пересказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.

- Систематизировать знания детей о способах словообразования.

- Совершенствовать умение рассказывать сказку без наводящих вопросов, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу.

- Организовать процесс для умения произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).

Развивающие:

- Активизировать и обогатить словарный запас детей за счет слов: жать, подобралась, кувшин, вылакала, кувшин не отстает, полно тебе, утопить.

- Развивать у детей слуховое внимание, мышление, память, творческое воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать культуру речевого общения, уважение друг к другу, умение слушать товарища.

Методические приемы:

• Наглядный – мнемотаблица, рассматривание иллюстраций к сказке.

• Словесный - беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ сказки, словарная работа.

• Игровой – «Придумай конец сказке», «Назови ласково»

Словарная работа:

«Жать» – это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля.

«подобралась» - тихо подбежала;

«кувшин» - глиняный высокий сосуд, суживающийся кверху, с ручкой.

«вылакала» - выпила;

«кувшин не отстает» - не отпускает.

«полно тебе» - хватит.

«утопить» - погрузить в воду.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, разучивание физкультминутки, беседа по прочитанным сказкам, обыгрывание игр «Живые слова», «Дикие и домашние животные»,  «Доскажи словечко»«Угадай героя»«Назови правильно» и др.

Материал и оборудование:

мнемотаблица, предметные картинки, мольберт.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I часть. Организационный момент.

Вводная часть: сюрпризный момент, воспитатель загадывает детям загадку:

Воспитатель: Ребята, чтобы сказку прочитать,

Её название сначала придётся угадать!

Название зашифровано в двух загадках.

Вот первая загадка:

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)

 (Выставить на мольберте изображение лисы).

– А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,

Круглые бока.

Нужен нам для молока.

И даже в жаркий день всегда

В нём холодная вода. 

(Кувшин)

(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль»).

(Выставить на мольберте изображение кувшина).

Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? («Лиса и кувшин»)

 - Ребята, существует много сказок про лису. А какие русские народные сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?» («Лиса и журавль»«Волк и лиса»«Заюшкина избушка»«Лиса и Кот» и др.)

- Молодцы, много знаете сказок о лисе.

II часть. Основная часть.

Первичное чтение произведения: 

Воспитатель: 

– Сейчас я прочитаю вам сказку "Лиса и кувшин", а вы попробуете ее пересказать. 

Чтение сказки.

В сказке встретились незнакомые для вас слова, давайте подумаем, что они означают. (Словарная работа).

Беседа по содержанию прочитанного:

Вопросы к тексту:

  • О ком была эта сказка? (О лисе)
  • С чего сказка началась? (Лиса нашла кувшин)
  • Что случилось с лисой? (У нее застряла голова в кувшине)
  • Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? (Ласковым)
  • Какие слова она говорила? (Отпусти меня кувшинушко, полно баловать) Произнесите эти слова так, чтобы вы услышали, что лиса говорит ласково.
  • Кувшин ответил лисе? (Нет)
  • Каким голосом стала потом разговаривать лиса? (Сердитым)
  • Какие слова она говорила? (Погоди же ты, я тебя утоплю) Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито.
  • Чем заканчивается сказка? (Кувшин-то утонул, и лису за собой потянул).

Физминутка: с музыкальным сопровождением «Лисонька».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

Повторное чтение с установкой на последующий рассказ. 

Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после. 

Воспитатель рассказывает сказку, вызывает для пересказа 3-4 детей.

Пересказы детей. 

- Ребята, пересказывать следует так, чтобы вас было приятно и не утомительно слушать.

Дети пересказывают сказку используя мнемотаблицу.

После двух пересказов воспитатель спрашивает детей, в чьем исполнении сказка понравилась больше.

Молодцы. А теперь давайте мы с вами поиграем.

III часть. Заключительная часть занятия.

Игра: «Придумай конец сказке»

Цель: упражнять в решении творческих задач; обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.

Ребята, вы помните, чем закончилась сказка? Хотите тоже быть сказочниками, и придумать свой конец сказки.

- Стала лиса кувшин в реке топить….

Варианты: (Баба увидела, что лиса тонет в реке в кувшине и вытащила лису из кувшина. Шерсть у лисы намокла, стала скользкой. Кувшин и соскользнул с лисы. Кувшин утонул, а лиса убежала).

Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Воспитатель:

- С какой русской народной сказкой мы познакомились? («Лиса и кувшин»)

- Кто главный герои сказки? (Лиса)

- Какой лиса оказалась в сказке? (Хитрая, жадная)

- Чему нас научила эта сказка? (не быть жадным)

- Молодцы ребята, все хорошо занимались на занятии. Но, Ване и Пете в следующий раз нужно говорить громче, чтобы все ребята могли вас услышать. А Лиза молодец, у нее получилось говорить ласковым и сердитым голом.

Спасибо ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка»

подготовительная к школе группа, ПознаниеЦель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.   Образовательные задачи: уточнить и расширить словарь детей по теме «зимую...

Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».

Конспект занятия по развитию речи в подго товительной группе.Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».Цель: Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образов...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и кувшин"

Учить детей пересказывать небольшую сказку без помощи воспитателя....

Пересказ сказки "Лиса и кувшин"

Конспект ООД по речевому развитию....

Пересказ сказки "Лиса и кувшин"

Конспект НОД для старшей группы....

Конспект НОД в старшей группе на тему "Пересказ сказки "Лиса и кувшин", ОО Развитие речи

Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».Задачи:Образовательные:- с...