Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Халява Татьяна Павловна

подготовительная к школе группа, Познание

Цель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.

   Образовательные задачи: уточнить и расширить словарь детей по теме «зимующие птицы»; пополнить грамматический строй речи.

   Развивающие задачи: развивать связную речь, слуховое внимание, мышление, память, общую моторику рук.

   Воспитательные задачи: воспитывать навыки сотрудничества, умения работать в группе, приобретение детьми опыта коллективной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx15.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Конспект интегрированного занятия  

организованной образовательной деятельности:

«Коммуникация (развитие речи)»,

«Познание (познавательно – исследовательская деятельность)»

в подготовительной к школе группе

Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка»

                                       

   Цель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.

   Образовательные задачи: уточнить и расширить словарь детей по теме «зимующие птицы»; пополнить грамматический строй речи.

   Развивающие задачи: развивать связную речь, слуховое внимание, мышление, память, общую моторику рук.

   Воспитательные задачи: воспитывать навыки сотрудничества, умения работать в группе, приобретение детьми опыта коллективной деятельности.

   Используемые материалы: картинки зимующих птиц для каждого ребенка, коврограф, плоскостные фигурки – галка, кувшин, камешки. Прозрачная мерная чашка с водой, яркий маркер.

   Предварительная работа: знакомство с зимующими птицами; составление детьми описательного рассказа о птицах; наблюдение за птицами во время прогулки; кормление птиц; разучивание подвижной игры «Снегири».

   Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

   Ожидаемые результаты: у детей будут сформированы навыки  пересказывания текста.

Ход занятия:

    I.Организационный момент: воспитатель предлагает детям встать в круг, взять друг друга за руки и сказать: «Встаньте дети, встаньте в круг.

                                                    Ты мой друг и я твой друг

                                                    Дружно за руки возьмемся,

                                                    И друг другу улыбнемся»

Воспитатель предлагает  детям  присесть  за столы  и рассмотреть  картинки.

На столах у каждого ребенка лежат картинки с изображением зимующих птиц.

 II. Основная часть:

1.Игра «Отгадай по описанию птичку».

(цель: развитие связной речи - описательные рассказы). Несколько детей рассказывают о своей зимующей птичке в форме загадки, называя, какого размера и цвета птичка, какое у нее оперение, где она живет и чем питается.

Другие дети отгадывают, о какой птице идет разговор.

2.Дидактические игры.

«Назови ласково» (цель: упражнение в словообразовании). Игра проводится с мячом. Ребенок бросает мяч, называет птицу, а поймавший возвращает мяч, называет птицу ласково.

Воробей- воробушек, галка-….., снегирь-…, синица-…

«Исправь ошибки». (цель: согласование прилагательного с существительным).  Воспитатель предлагает детям исправить допущенные «ошибки».

   Черный галка – черная галка, белый сова – …, серое голубь - …, снегирь клевала - …, сорока сидел на заборе - …….

       

3. Физминутка  «Снегири»

(воспитатель предлагает детям выполнить упражнения)

   Вот на ветках, посмотри,            (4хлопка руками – «крылышками» по бокам  

                                                           И 4 наклона головой)

   В красных майках снегири.         (4 хлопка руками – «крылышками» по бокам  

                                                           И 4 наклона головой)

   Распустили перышки,                  ( часто потряхивают руками –                  

                                                            «крылышками», опущенными вниз.

   Греются на солнышке.

   

4.Знакомство с рассказом «Кувшин и галка»  Л.Толстого.

Рассказ воспитателя детям, что галка – одна из самых умных птиц. Учеными были проведены опыты, когда корм для птиц выкладывался на вагончик, который въезжал в тоннель. Из всех испытуемых птиц только одна галка встретила вагончик с кормом с другой стороны тоннеля.

     

     Чтение рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка»

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке никак  было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько положила, что вода стала выше, и можно было пить. (на коврографе по ходу чтения вывешиваются картинки герои рассказа и «предметов- участников» текста – птица Галка, кувшин и камушки)

    Беседа по прочитанному тексту.

5.Повторное чтение рассказа. По окончании чтения текста задаются детям вопрос: «Как вы думаете, почему галка смогла пить?»

Выслушиваются ответы детей.

   

 6.Моделируется ситуация (проводится с детьми эксперимент)

В прозрачную мерную чашку (кувшин) наливается вода. Отмечается ярким маркером уровень воды в чашке. Предлагается детям представить, что они галки. Дети по очереди кидают камешки в чашку. Они видят, что вода действительно поднимается.

   Итоговый вопрос: «Почему галка смогла пить?» (ответ детей)

    7. Традиционная работа по пересказу текста.

Воспитатель задает подробные вопросы, восстанавливающие структуру текста. Кто главный герой рассказа? (Галка)

Где стоял кувшин с водой? (Во дворе)

Почему галке нельзя было достать воду? (Была вода только на дне)

Что сделала галка? (Стала бросать камешки в кувшин)

Смогла галка попить? (Да, галка смогла  напиться воды)

Пересказ детьми  текста с вывешиванием на коврографе  фигурок героев сказки и «предметов – участников» текста.  (Пересказ 3-4 детей.)

    III.Рефлексия.  Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня, о чем говорили, что им понравилось, какие игры запомнились? Понравился ли опыт, который они проводили?

Поблагодарить детей за активное участие на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности  Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»...

Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».

Конспект занятия по развитию речи в подго товительной группе.Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».Цель: Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образов...

Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка».

Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка». Цель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образовательны...

Интегрированное занятие Пересказ рассказа Л. Толстого «Кувшин и галка»

Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом....