Пересказ сказки "Лиса и кувшин"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пырлик Татьяна Валерьевна

Конспект НОД для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lisa_i_kuvshin.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая группа.

Пересказ сказки «Лиса и кувшин».

Задачи:  1. Учить детей рассказывать сказку без помощи вопросов, выразительно передавать разговор лисы с кувшином;

  1. Объяснить детям значение слова жать;
  2. Учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу;
  3. Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова;
  4. Упражнять в употреблении разных интонаций (сердитая, просительная, ласковая).

Ход  занятия:

Объясняю детям значение слова жать (жать — убирать хлеб). Рассказываю сказку «Лиса и кувшин».  Задаю вопросы:  О чем рассказывается в этой сказке?  Как лиса попала в кувшин?

— Как она сначала разговаривала с кувшином? (Ласково, она его просила.) Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково. А как лиса стала потом разговаривать? (Сердито, она угрожала кувшину.) Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито. Чем заканчивается сказка? Какою показана лиса в этой сказке и откуда это видно? (Хитрой, потому что она подобралась к кувшину и вылакала молоко; она хотела уговорить кувшин и притворилась ласковой. Сердитой — она потом стала сердито разговаривать с кувшином.) «Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после». Вызываю для пересказа двух детей: «Один из вас должен рассказывать сказку, другой — говорить за лису. Договаривайтесь сами». После двух пересказов спрашиваю всю группу, в чьем исполнении сказка понравилась детям больше.

— В сказке есть такое предложение: «Побежала лиса к реке». А как сказать по—другому? Вместо слова побежала придумайте другое слово. Что сделала лиса, как сказать по-другому? (Помчалась, понеслась, полетела.) — Молодцы, много интересных слов назвали. А теперь придумайте, составьте такое предложение, чтобы в нем было слово лиса.

Физкультминутка

Занятие продолжается.  напоминаю детям. как они играли в «живые слова». Говорю, что сейчас они должны будут угадывать одно слово, чтобы получилось предложение. Приглашает к столу троих детей. Двум детям говорю слова рыжая и лиса. Третье слово добавляют лети (крадется, мчится, несется, приближается...). Воспитатель выбирает одно из названных детьми слов и предлагает третьему ребенку встать рядом с двумя первыми (рыжая, лиса). Подводит итог: «У нас получилось предложение». Дети читают предложение: Рыжая лиса приближается.

Меняю слова местами: -А сейчас какое предложение? (Приближается рыжая лиса.)

— Поиграем по-другому, игра называется «Угадай, какое слово заблудилось». Почему так называется игра, вы сейчас сами догадаетесь». Приглашаю к столу четырех детей и распределяю между ними слова: кувыркается, шустрый, весело, лисенок. Предлагаю каждому повторить свое слово. — Догадались, почему так называется игра? Игра называется «Угадай, какое слово заблудилось», потому что слова заблудились — стоят не по порядку, и не очень понятно, что же они говорят о лисенке. Догадайтесь, что нужно сделать, чтобы предложение стаю понятным. (Надо переставить слова.) Дети предлагают варианты перестановки, называя по одному слову. После каждой перестановки говорят, что получилось. Когда получится предложение, произвожу ещё 1-2 перестановки, образуя новые предложения (Шустрый лисенок весело кувыркается: Шустрый лисенок кувыркается весело; Весело кувыркается шустрый лисенок).

Приглашаю ещё четырех детей. Распределяю между ними слова лежит, норы, лиса, около. Предлагаю запомнить их и повторить. Спрашиваю, что же нужно сделать, чтобы отгадать «загадку». (Переставить слова, поставить слова по порядку.) Как и в предыдущем упражнении, перестановка слов производится несколько раз. (Возможные варианты предложений: Лиса лежит около норы; Лежит лиса около норы; Около норы лиса лежит; Около норы лежит лиса.)

Предлагаю детям-словам разойтись по разным местам. Обращаюсь к остальным детям: «Подзывайте по одному слову, но так, чтобы сразу получилось это предложение (последнее из составленных ранее). Помните, как надо обращаться к словам? (Подойди, пожалуйста, слово около и т.п.).

Какую сказку мы сегодня пересказывали? В какую игру играли? С каким новым словом познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка»

подготовительная к школе группа, ПознаниеЦель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.   Образовательные задачи: уточнить и расширить словарь детей по теме «зимую...

Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».

Конспект занятия по развитию речи в подго товительной группе.Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».Цель: Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образов...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и кувшин"

Учить детей пересказывать небольшую сказку без помощи воспитателя....

Пересказ сказки "Лиса и кувшин"

Конспект ООД по речевому развитию....

Конспект НОД в старшей группе на тему "Пересказ сказки "Лиса и кувшин", ОО Развитие речи

Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».Задачи:Образовательные:- с...

Конспект НОД по пересказу "Лиса и кувшин"

Конспект НОД по пересказу для детей с ОНР...