ООД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Короткова Светлана Александровна
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах, совершенствование речевых способностей детей с ОНР.
Задачи:
 Образовательные:
закрепление представлений детей о внешнем виде и  особенностях поведения зимующих птиц;
обогащать словарь по теме;
развивать речевую активность;
формировать умение употреблять в речи имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме, употреблять в речи имена существительные единственного и множественного числа, существительные в родительном падеже.
Развивающие:
развивать общую и мелкую моторику рук, используя разнообразные приемы развития мелкой моторики
развивать интерес через использование наглядного материала, игровых моментов 
Воспитательные:
прививать детям любовь к живой природе и желание помочь птицам зимой.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В   СТАРШЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ОНР

ТЕМА:  «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

                                    ВОСПИТАТЕЛЬ:

Короткова С.А.

                                             МБДОУ «Детский  сад № 22»                                              

г. Балахна

2021 г.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах, совершенствование речевых способностей детей с ОНР.

Задачи:

 Образовательные:

  • закрепление представлений детей о внешнем виде и  особенностях поведения зимующих птиц;
  • обогащать словарь по теме;
  • развивать речевую активность;
  • формировать умение употреблять в речи имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме, употреблять в речи имена существительные единственного и множественного числа, существительные в родительном падеже.

Развивающие:

  • развивать общую и мелкую моторику рук, используя разнообразные приемы развития мелкой моторики
  • развивать интерес через использование наглядного материала, игровых моментов 

Воспитательные:

  • прививать детям любовь к живой природе и желание помочь птицам зимой.

Материалы и оборудование:    мультимедийная установка, презентация, семечки, ягоды, зерна, клей, кисточки, салфетки, клеенки, разрезные картинки, контейнеры с песком, индивидуальные рисунки деревьев

Предварительная работа:      чтение и разучивание стихов о зиме, о птицах; рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе во время прогулок.

Методические

приемы:

Ход образовательной деятельности

Вопросы

Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей)

Верно, а какие вы зимние приметы знаете? (ответы детей)

Ребята, а вы любите гулять зимой? (ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, где полезней и интересней гулять? (ответы детей)

А почему вы так думаете? (ответы детей)

Сейчас мы с вами отправимся в зимний лес. Вы сказали, что на улице холодно и нам надо одеться теплее. Что мы одеваем зимой? (ответы детей)

 Правильно, давайте оденемся:

Игра «Пошли на прогулку»

Обуваем ножки в новые сапожки.

Шапку на головку мы завяжем ловко,

На руки перчатки-

В добрый путь ребятки.

Шагают наши ножки

По ровненькой дорожке.

Топ-топ, топ-топ и попали мы в лесок.

Чтение загадки

Здравствуй лес, дремучий лес

Полон сказок и чудес!

На зов ответит зовом,

На слово тем же словом

На смех ответит смехом

Нам отвечает … эхо

Игра «Эхо»

Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.

Собирайся, детвора! ра-ра

Начинается игра  ра-ра

Да ладошек не жалей   лей-лей

Бей в ладошки веселей  лей-лей

Сколько времени сейчас  час-час

Сколько будет через час  час-час

И неправда: будет два  два-два

Думай, думай голова  ва-ва

Вы хорошие всегда  да-да

Или только иногда  да-да

Не устали отвечать  чать-чать

Разрешаю помолчать.

Создание проблемной ситуации

Вот, мы с вами и в лесу! Что мы видим первым делом на зимней лесной тропинке? (ответы детей: деревья в снегу )

 Верно, но послушайте, что- то происходит! (звучит аудиозапись «Зимняя вьюга»)

Ребята, что это такое? (ответы детей).  

Объяснение

Посмотрите, она смела весь снежок с деревьев, а без снега деревьям зимой холодно.

Индивидуальная работа  

Давайте, это исправим, и поможем деревьям.

(Дети проходят за столы перед ними индивидуальные рисунки деревьев, клей, кисточки, салфетки и вата. Приклеивают вату к веткам под спокойную музыку.)

Обобщение полученных знаний

Ребята, мы с вами спрятали деревья под снег и тем самым помогли деревьям не замерзнуть зимой, а мы с вами прячемся от ветра и вьюги дома. А что же происходит с  маленькими птичками, которые остаются на улице? (ответы детей:  зимой птички хотят есть и не всегда могут найти себе корм, поэтому они прилетают ближе к людям). 

Верно, а как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются с нами на зиму? (ответы детей)

Загадки

Я сейчас буду загадывать загадки, а если вы отгадаете, наша птичка появится на экране! Готовы?

«Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине он появится опять» ( снегирь)

«Чик-чирик, на дорожку прыг!

Клюй, не робей…кто это?…Воробей»

Любит семечки и сало,

Во дворе с утра летала

Эта маленькая птичка.

Отгадайте, кто? ( синица)

Известно с давних нам времён,

что эта птица – почтальон.( голубь)

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети.

— Где болит? Тук-тук!

А, нашел. Тут, тут.( дятел)

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих в лесу пугает.(сова)

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая.... .(сорока).

Игра «Один - много»

Ребята, а если к нам прилетит не один снегирь, а много, то, как мы скажем? (ответы детей)

Не одна синица (ответы детей)

Не один голубь (ответы детей)

Не одна сорока (ответы детей

Верно, все сказали

( Во время перечисления появляются слайды 1 птица, много птиц)

Индивидуальная работа  

Ребята, посмотрите, что наделала вьюга. Принесла нам картинки птиц, но все перемешала. Давайте, разберем картинки.

( Дети проходят за столы и разбирают разрезные картинки, воспитатель подходит к детям и спрашивает, что у него за птичка получилась)

Молодцы, ребята! Вы постарались и теперь мы знаем всех зимующих птиц.

Игра «Назови ласково»

Ребята, а вам нравятся эти птички? (ответы детей)

А когда, кто- то очень нравится, то его называют ласково, вот например ребята- ребятушки. Давайте попробуем ласково назвать наших птиц

Воробей - воробушек

Синица - синичка

Голубь - голубок

Снегирь - снегирек

Молодцы, очень ласково у нас получилось

Пальчиковая гимнастика

Ребята, а мы можем как-то помочь нашим птицам? (ответы детей: Покормить и сделать кормушки)

Верно, ребята давайте сделаем кормушки для наших птиц, но сначала нам нужно немножко размяться:

 Прилетайте, птички!

 Сала дам синичке.

 Приготовлю крошки

 Хлебушка немножко.

 Эти крошки – голубям,

 Эти крошки – воробьям.

 Галки да вороны,

 Ешьте макароны!

Индивидуальная работа  

Ребята, а, что можно положить в кормушку птичкам? (зернышки, семечки, крошки) 

Воспитатель: но посмотрите, что наделала злая вьюга - спрятала в песок весь корм для птичек, давайте попробуем его там найти.

(Дети в песке ищут корм и складывают  на листочки с кормушками)

Рассматривание иллюстрации

Вот, молодцы! Весь корм разобрали, и к нам в нашу столовую прилетела синичка, давайте ее рассмотрим, что есть у синички (хвост, крылья, клюв, перья)

Верно, все правильно назвали  у синички.

Анализ занятия,

обобщение полученных знаний,

напоминание

Ребята, посмотрите, вьюга в лесу успокоилась, и на каждом дереве висят наши кормушки с кормом для птиц. Птицам мы помогли пережить эту зиму.

Ну, что пора нам возвращаться в детский сад. Вокруг себя, ты повернись, в детский садик воротись. Ребята, вот мы и вернулись. В наш детский сад.

Ребята, а где мы сегодня были? (ответы детей)

 А что мы там делали?  (ответы детей)

Молодцы, все верно вы сделали и сказали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....