Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Курмалиева Лариса Мадиновна

Интеграция образовательных областей

Познание (формирование целостной картины мира)

Здоровье (использование нетрадиционных методов оздоровления)

Социализация

Коммуникация

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная позновательско-исследовательская

Цель: Формировать эмоциональное отношение к сказкам. Развивать внимание,  память, мышление, мимику, умение слушать;

Задачи:

  1. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.
  2. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные,  характеризующие героев сказки. Закреплять  использование  детьми  пространственных  предлогов, упражнять в согласовании слов в предложениях.
  3. Развивать монологическую речь, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать выразительность речи, силу голоса.
  4. Воспитывать  доброту, желание оказывать помощь, умение действовать согласованно, любовь детей к художественной литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazku.docx547.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №1 а. Кошехабль

Конспект открытого занятия по развитию речи

для детей средней группы (4-5лет)

«Путешествие в сказку»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01f0/000ef60f-f80b64c3/img9.jpg

Подготовила и провела

воспитатель высшей категории:

Курмалиева Л.М.

а. Кошехабль

2021г.

Интеграция образовательных областей

Познание (формирование целостной картины мира)

Здоровье (использование нетрадиционных методов оздоровления)

Социализация

Коммуникация

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная позновательско-исследовательская

Цель: Формировать эмоциональное отношение к сказкам. Развивать внимание,  память, мышление, мимику, умение слушать;

Задачи:

  1. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.
  2. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные,  характеризующие героев сказки. Закреплять  использование  детьми  пространственных  предлогов, упражнять в согласовании слов в предложениях.
  3. Развивать монологическую речь, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать выразительность речи, силу голоса.
  4. Воспитывать  доброту, желание оказывать помощь, умение действовать согласованно, любовь детей к художественной литературе.

Материал и оборудование:  Игрушка мягкая большая лиса, волшебный мешочек, волшебный колокольчик, бумажные бабочки и цветы для дыхательной гимнастики, картинки с изображением: волк, заяц, ёж, лиса, петух, собака, магнитная доска,  карточки  для моделирования, цветные  карандаши.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, загадывание загадок о животных; рисование по сказкам; совместная импровизация «Разговор лесных зверей»; показ кукольного театра «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры - драматизации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети с воспитателем заходят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычное занятие, посмотрите, к нам в группу пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)

 (Проводится координационно-ритмическая игра для концентрации внимания детей).

Приветствие:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Мы пожмём друг другу руку

И тепло пойдёт по кругу.

Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. Ребята, а вам нравятся сказки? А вы их любите?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я тоже люблю сказки не только читать, но и слушать. А хотите сегодня попасть в сказку, а точнее отправиться в сказочное путешествие? Хотите?

 (Ответы детей)

Воспитатель: А у меня есть волшебный колокольчик, и чтобы нам попасть в сказку, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:

«Раз, два, три – в сказку попади!»

Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и в сказке! Посмотрите, какая красота

вокруг. Сколько цветов, какой чудесный аромат. Пожалуйста, подойдите, понюхайте, как они вкусно пахнут.

(Выполняется дыхательная гимнастика: глубокий вдох через нос, выдох через рот  повтор 3 раза)

Воспитатель: А какие бабочки разноцветные прилетели к нам на поляну, посмотрите и скажите какого они цвета (ответы детей). Давайте подуем на них, как красиво они порхают. (Выполняется дыхательная гимнастика: глубокий вдох через нос, выдох через рот  повтор 3 раза). Ребята, а вам нравится здесь?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это такое?

Дети: Мешочек.

Воспитатель: Да не простой мешочек, а волшебный. И в нём кажется что-то спрятано. Хотите угадать, что в нём? (ответы детей)

Воспитатель: Только угадывать мы с вами будем не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас, я каждому из вас дам пощупать мешочек, а вы мне скажете, что, по вашему мнению, в нём спрятано. Договорились?

Дети: (Щупают, высказывают свои предположения).

Воспитатель: Интересные предположения, а мы сейчас проверим, кто из вас был прав. (Щупает, достаёт из мешочка лису) Кто это ребята?

Дети: Это Лиса.

Воспитатель: Она прибежала к нам из сказки. Давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются с Лисой)

Воспитатель: Ребята, а как в сказках называют Лису?

(Лисичка-сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Хитрюга, Лисичка Патрикеевна, Лиса Алиса, Кумушка и т.д.)

Воспитатель: А как вы догадались, что к вам пришла именно лиса, а не волк или другое животное. Давайте присядем на стулья и попробуем описать нашу гостью:

  • Какая у лисы мордочка?  (хитрая, острая, ушки треугольные…)
  • Какая у лисы шубка? ( мягкая, рыжая, гладкая …)
  • Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный, с белым кончиком…)
  • А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост? (…чтобы заметать следы, чтобы не нашёл волк, охотник…)
  • Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая? (Хитрая)

Покажите мне хитрую лису (гримаса «Хитрая лиса»).

Воспитатель: Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас. Давайте , мы будем говорить чётко и громко:

СА-СА-СА с нами рыжая лиса,

СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу,

СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы,

СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе.

Воспитатель:  Расскажите мне, пожалуйста, в каких сказках мы встречаемся с  лисой?

(Ответы детей)

  • Лисичка-сестричка и Серый волк
  • Лиса и Журавль
  • Снегурушка и Лиса
  • Колобок
  • Теремок
  • Лисичка со скалочкой
  • Рукавичка
  • Жихарка  и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята, но наша Лисичка прибежала из другой сказки, где обидела зайчика и выгнала его из дома. Вам знакома  эта сказка, назовите её?

Дети: Это сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Совершенно верно. А Лисичка к нам пришла не с пустыми лапками, она принесла нам загадки и просит их отгадать. Но отгадку просит назвать не обычно, а ласково. Ну что, поможем нашей Лисичке?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, вместе мы справимся. (Загадывает загадки, картинки с отгадкой ставит на мольберт/ магнитную доску)

  • Золотое горлышко утром будит солнышко (Петух – Петушок- Петенька)
  • Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает (Медведь - Мишка-Мишутка)
  • Серый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной (Ёж – Ёжик – Ёжичек)
  • На цепи сидит, дом сторожит (Собака – Собачка)
  • Зимой беленький, летом серенький

Ни кого не обижает, всех сам боится (Заяц – Заинька – Зайчишка)

  • Рыжая плутовка хитрая, да ловкая

В сарай попала, всех кур пересчитала (Лиса – Лисичка – Лисонька)

Воспитатель: Молодцы ребята! Лисичка так рада за вас, что вы справились с этим заданием. Покажите, как радуется Лисичка.

Дети: (Показывают гримасу «Радостная Лисичка»).

Воспитатель: Какая милая Лисичка у вас получилась. Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите мне, пожалуйста, все ли эти животные герои сказки «Заюшкина  избушка», или может быть кто-то лишний?

Дети: Нет, не все. Здесь лишний - Ёж.

Воспитатель: а в какой сказке мы можем встретить  Ёжа?

Дети: Палочка-Выручалочка и т.д.

Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы ребята, какие вы у меня внимательные не дали Рыжей Плутовке вас запутать.  А Лисичка видит, что вы устали и приглашает вас немного поиграть. Становитесь в круг.

(Выполняется физ.минутка с перевоплощением «Зарядка для зверят», движения выполняются согласно тексту)

Эй, ребята,  что вы спите?

Нам животных покажите

У Лисички острый нос

У неё пушистый хвост

Шуба рыжая Лисы

Не сказанной красоты

Лиса по лесу похаживает

Шубку рыжую поглаживает

Зайка по лесу скакал

Зайка корм себе искал

Вдруг, у Зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки

Зайчик прыгнул, обернулся

И под деревом согнулся

Вылез Мишка из берлоги

Разминает Мишка ноги

На носочках он пошёл

И на пяточках потом

Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули, а Лисичка вас приглашает за столы.

(на столе карточки с пронумерованными кругами для моделирования, карандаши 5 цветов) 

Воспитатель: А прежде чем приступить к следующему заданию, мы приготовим к работе наши руки, разомнём наши пальчики.

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки.

Грибочки – груздочки,

Для сына, для дочки

Воспитатель: Молодцы, ребята! А у нашей Лисички приключилась беда. Пока она к нам в гости спешила, она совсем позабыла сказку, из которой пришла.  Ребята, а как вы думаете, мы сможем помочь Лисичке вспомнить её сказку?

Дети: Да, мы поможем Лисичке!

Воспитатель: Лисичка принесла нам вот такие карточки (показывает), они у каждого из вас на столе. На карточке изображено 5 кругов, пронумерованных от 1 до 5, на столе у вас цветные карандаши. Сейчас мы попробуем вспомнить сказку и изобразить героев сказки на этих карточках графически, с помощью цветных карандашей определённого цвета. Попробуем? С чего обычно начинаются сказки?

Дети:  Жили – были.

 Воспитатель: А как начнется наша сказка?

Дети: Жили-были Лиса и Заяц.

Воспитатель: А чем внешне отличаются Лиса от Заяц?

Дети: Остренькая мордочка, ушки треугольные.

Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 1 покажем, что это Лиса, рисуем треугольные ушки и острую мордочку. А какого цвета карандаш нам нужно использовать и почему.

Дети: Используем оранжевый карандаш, потому, что Лиса рыжая.

 Воспитатель: А чем внешне отличается Заяц?

Дети: У Зайца длинные уши овальной формы.

Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 2 покажем, что это Заяц, рисуем длинные овальные ушки. Для этого возьмём карандаш голубого цвета. Воспитатель: Вот пришла Лиса к Зайцу, попросилась пожить, да его же и выгнала. Идет Зайчик плачет … Что же было дальше?

Дети: Навстречу ему Собака.

Воспитатель: А какая особенность есть у Собаки, отличающая её от других героев сказки?

Дети: У Собаки хвостик как колечко.

Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 3 покажем, что это Собака, добавляем хвостик колечком. Карандаш, какого цвета нам подойдёт.

Дети:  Карандаш чёрного цвета.

Воспитатель: Помогла Собака выгнать Лису?

Дети: Нет, Собака испугалась и убежала.

 Воспитатель: Продолжите сказку…(индивидуально)

Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Медведь.

Воспитатель: Ребята, как же нам изобразить Медведя? В чём его отличительная особенность от остальных животных?

Дети: У Медведя круглые ушки.

Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 4 рисуем круглые ушки. Используем карандаш коричневого цвета, почему?

Дети: Потому, что у Медведя коричневая  шуба.

Воспитатель: Помог Медведь Зайцу?

Дети: Нет, Медведь тоже испугался Лисы и убежал.

Воспитатель: Продолжите сказку…(индивидуально)

Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Петушок.

Воспитатель: Хорошо, а как нам изобразить Петушка?

Дети: У Петушка есть гребешок и клюв.

Воспитатель: Совершенно верно,  на круге под номером 5 мы добавляем Петушку гребешок и клюв. Карандаш, какого цвета мы возьмём?

Дети: Карандаш красного цвета, у Петушка красный гребешок.

Воспитатель: Чем заканчивается сказка?

Дети: Петушок выгнал Лису, стали они с Зайчиком жить поживать, да добра наживать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Уберите карандаши и выйдите из-за столов.

( Дети выходят из-за столов, становятся в круг)

Воспитатель: Ребята, Лисичка благодарит вас за то, что вы напомнили сюжет сказки, ей очень понравилось, как вы её рассказали. А вам нравится сказка «Заюшкина избушка»?  А чему она учит?

Дети: Нельзя обижать маленьких и слабых, надо всем помогать и защищать.

Воспитатель: Лисичка что-то совсем загрустила, наверно поняла, что поступила плохо. А давайте мы ей подарим нашу «Пирамиду Дружбы» может она наконец-то помирится с Зайчиком и даже подружится с ним.

(Все становятся в круг. Из кулачков,  с поднятым вверх пальцем,  образуем пирамиду)

Все, все, все, все

Вместе мы всегда, везде

Наш девиз: «Дружить, прощать,

 никого не обижать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, по-моему Лисичка стала веселее. А  это значит, что наше путешествие заканчивается. Лисичке пора возвращаться в сказку, а нам в группу.  За вашу помощь она приготовила нам подарок книгу со сказками, чтобы вы знали, что сказка приносит только добро. Мы  прощаемся с Лисичкой, но всегда будем рады видеть её у нас в гостях. А чтобы нам вернутся в группу, нам нужно вспомнить чистоговорку:

Коси коса, пока роса

Роса долой, и мы домой.

Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и в детском саду. Ребята, а вам понравилось путешествовать? А что понравилось больше всего? Что вам показалось трудным, а с чем вы справились с лёгкостью.

(Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо всем за внимание, а детям за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в сказку"

Представлен Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в сказку" в средней группе....

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам» в ясельной группе

Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм (сказок), закрепить знания детей о сказках....

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"

Воспитание нравственных качеств; Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками....

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам"

Воспитание нравственных качеств; Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками....