Работа с йотированными буквами
тренажёр по развитию речи (подготовительная группа)

Беляк Наталья Борисовна

            Повышенное внимание детей следует обратить на слова, содержащие эти буквы как особые случаи чтения и письма. Вот что ребенок должен уяснить с этих занятий.

  1. Почему буквы А – Я,  Э – Е,  О – Ё,  У – Ю образуют пару (дружат)? (Маскировка йотированных букв под нейотированные в позиции за согласной, когда они дают лишь по 1 звуку, уже нам знакомому ([а], [э], [о], [у].)
  2. Могут назвать пару (подругу) каждой из этих букв.
  3. Знают, когда йотированные буквы обозначают только 1 звук. (Только когда стоят после согласного).
  4. Понимают, на что указывают эти буквы, если стоят после согласных. (Указывают на мягкость предшествующего согласного.)
  5. Могут выбрать гласную из пары для написания конкретного слова и объяснить свой выбор. При этом используют следующий алгоритм рассуждений. Услышав после согласного звука гласный звук [а] / [э] / [о] / [у], будем предельно внимательными и обратим внимание на этот предшествующий согласный звук: твердый он или мягкий. А уже в зависимости от этого, делаем выбор между гласной буквой. Информация вам для размышления: школьники усваивают эту тему медленнее, чем дошкольники, если в детском саду она ими усвоена не была.

            Позиция йотированных букв после согласной – единственная, когда они дают 1 лишь гласный звук. Говорю детям, что эти 4 буквы «хитрые» - они никогда не произносятся полностью (2 звука), если стоят после согласного. Замечено, что дети слова, которые начинаются с таких букв, часто пишут неправильно, например: «йолка», «йащик» и т.д., верно определив последовательность звуков в слове. Эти случаи правописания объясняю так: «Есть слова, которые начинаются со звука [й]: «йогурт», «йог», «йод»… А теперь вы продолжайте. Те, которые назвала я, пишутся с буквы «Й». А все те, которые назвали вы, пишутся иначе и в них нет буквы «Й» в начале. С каких же букв будут записываться ваши слова?» Так дети подводятся буквам Я, Е, Ё, Ю. При выполнении звукового анализа этих слов воспитателю следует помнить о том, что эти буквы дают 2 звука, если стоят в начале слова. Аналогично и в случае после гласной или разделительных ь или ъ, но только в детском саду мы не выполняем звуковой анализ таких слов.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с кассой букв и слогов

Важность использования кассы букв и слогов на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с речевыми нарушениями....

Творческая работа "Такие разные буквы" 2020

Изученные буквы из всевозможных материалов вместе с мамой- это здорово!...

Подготовительная работа перед изучением букв

Развитие зрительного восприятия:Сравнение похожих изображений.Задания: «Чем отличаются картинки?», «Найди пару (одинаковые)».Узнавание изображений, когда есть наложения, зашумл...

Подготовка к обучению грамоте. Звук и буква "Ю" ( знакомство с йотированными буквами)

Цель: познакомить детей с буквой «Ю», обозначающейся 2 звуками.Формировать умение слышать при произношении сочетание звуков.Упражнять в образовании форм глаголов.Закрепить навыки нах...

Знакомство с йотированными буквами

При введении каждой йотированной буквы логопед знакомит детей с двумя ее функциями. Сначала дети узнают важное правило русского языка: после мягкого согласного звука звук «А» никогда не об...