Работа с йотированными буквами
тренажёр по развитию речи (подготовительная группа)
Повышенное внимание детей следует обратить на слова, содержащие эти буквы как особые случаи чтения и письма. Вот что ребенок должен уяснить с этих занятий.
- Почему буквы А – Я, Э – Е, О – Ё, У – Ю образуют пару (дружат)? (Маскировка йотированных букв под нейотированные в позиции за согласной, когда они дают лишь по 1 звуку, уже нам знакомому ([а], [э], [о], [у].)
- Могут назвать пару (подругу) каждой из этих букв.
- Знают, когда йотированные буквы обозначают только 1 звук. (Только когда стоят после согласного).
- Понимают, на что указывают эти буквы, если стоят после согласных. (Указывают на мягкость предшествующего согласного.)
- Могут выбрать гласную из пары для написания конкретного слова и объяснить свой выбор. При этом используют следующий алгоритм рассуждений. Услышав после согласного звука гласный звук [а] / [э] / [о] / [у], будем предельно внимательными и обратим внимание на этот предшествующий согласный звук: твердый он или мягкий. А уже в зависимости от этого, делаем выбор между гласной буквой. Информация вам для размышления: школьники усваивают эту тему медленнее, чем дошкольники, если в детском саду она ими усвоена не была.
Позиция йотированных букв после согласной – единственная, когда они дают 1 лишь гласный звук. Говорю детям, что эти 4 буквы «хитрые» - они никогда не произносятся полностью (2 звука), если стоят после согласного. Замечено, что дети слова, которые начинаются с таких букв, часто пишут неправильно, например: «йолка», «йащик» и т.д., верно определив последовательность звуков в слове. Эти случаи правописания объясняю так: «Есть слова, которые начинаются со звука [й]: «йогурт», «йог», «йод»… А теперь вы продолжайте. Те, которые назвала я, пишутся с буквы «Й». А все те, которые назвали вы, пишутся иначе и в них нет буквы «Й» в начале. С каких же букв будут записываться ваши слова?» Так дети подводятся буквам Я, Е, Ё, Ю. При выполнении звукового анализа этих слов воспитателю следует помнить о том, что эти буквы дают 2 звука, если стоят в начале слова. Аналогично и в случае после гласной или разделительных ь или ъ, но только в детском саду мы не выполняем звуковой анализ таких слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как работать над звуками-буквами?
Советы родителям...
Работа с кассой букв и слогов
Важность использования кассы букв и слогов на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с речевыми нарушениями....
Творческая работа "Такие разные буквы" 2020
Изученные буквы из всевозможных материалов вместе с мамой- это здорово!...
Подготовительная работа перед изучением букв
Развитие зрительного восприятия:Сравнение похожих изображений.Задания: «Чем отличаются картинки?», «Найди пару (одинаковые)».Узнавание изображений, когда есть наложения, зашумл...
Подготовка к обучению грамоте. Звук и буква "Ю" ( знакомство с йотированными буквами)
Цель: познакомить детей с буквой «Ю», обозначающейся 2 звуками.Формировать умение слышать при произношении сочетание звуков.Упражнять в образовании форм глаголов.Закрепить навыки нах...
Знакомство с йотированными буквами
При введении каждой йотированной буквы логопед знакомит детей с двумя ее функциями. Сначала дети узнают важное правило русского языка: после мягкого согласного звука звук «А» никогда не об...