Работа с кассой букв и слогов
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Важность использования кассы букв и слогов на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_kassoy_bukv_i_slogov.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность использования кассы букв и слогов на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Целенаправленная, системная работа с кассами букв и слогов дошкольников с нарушениями речи является одним из элементов подхода к обучению родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи. У ребёнка формируются первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги. Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения. Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения дошкольными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются: зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез, пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез, слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух, сенсомоторные координации, точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и не учебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально -типологических особенностей и возможностей детей.
Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ребёнка. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда крайне важно из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3-5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в составлении слогов и слов их изученных букв.
Как средство обучения применяется на занятиях по обучению грамоте. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков дошкольников проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе наглядного материала.
Работа с разрезной азбукой связана с активной деятельностью детей. Тем самым обеспечивается их устойчивое и сосредоточенное внимание. У них заняты и голова и руки. Они ищут и находят нужные буквы, ставят их в определенном порядке, перемещают при наращении или замене в соответствии с заданиями педагога. Отвлеченные грамматические понятия -- слог, слово, предложение -- в работе с разрезной азбукой конкретизируются, становятся зримыми и даже ощутимыми. Этой работой занята вся подгруппа, каждый ребенок.
К перечисленным достоинствам работы с разрезной азбукой следует присоединить постепенное овладение умением самостоятельно анализировать, рассуждать, соотносить правило и действие, строить свою работу в определенной последовательности, по привычному плану. Составление слов и их членение допускают возможность самоконтроля. Прочитывая то, что он сложил, ребенок видит свою ошибку и исправляет ее, заменяя одну букву другой или вторично составляя заданное слово.
Работа с разрезной азбукой на занятиях по грамоте является одним из важнейших средств развития дошкольников 6-7 лет, приобретения и закрепления знаний, упражнения навыков чтения и письма. Эти преимущества применения разрезной азбуки учитываются в опыте творчески работающих педагогов. Составление слов, предложений -- непременное условие обучения грамоте; редкое занятие проходит без выполнения задания дефектолога по работе с разрезной азбукой, которая обычно сочетается с чтением по букварю, печатанию слов и предложений в тетради.
Вывод.
Из сказанного следует, что работа с разрезной азбукой самым непосредственным образом связана с обучением дошкольников с речевыми нарушениями чтению. Она играет прежде всего роль подготовительных упражнений к освоению письма, а в дальнейшем постоянно с успехом используется учителем в школе, как форма контроля, конкретизации и закрепления правила чтения и особенно письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
Занятие по методике О.Г.Молчановой....
Игра домино Рассыпушки: "Буквы и слоги"
Авторская разработка....
Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами»
Формирование правильного фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза – важнейшее направление как в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так и в работе по профила...
Касса букв и цифр на магнитах «Читаем и считаем»
Идеальный вспомогательный материал для начального обучения ребенка чтению и счету.Рекомендован для старших групп дошкольных образовательных учреждений, младших классов начальной школы и родителей для ...
Демонстрационное настенное пособие "Касса букв и слогов"
Исправление речевых нарушений у дошкольников с помощью пособия «Касса букв и слогов»В работе логопеда уделяется немаловажное внимание развитию речи и обучению родному языку. Системная рабо...
Дидактическая игра по развитию речи "Касса букв"
Игра для детей 5-7 лет! распечатайте содержимое игры на картоне, заламинируйте и разрежьте. К карточкам можно прикрепить магнитик и будет отличная игра на металлической доске или другой мета...
Касса букв на липучках
Эта касса подойдет для детей с нарушнием мелкой моторики. Крупные карточки, фикация на липуччках поможет ребенку чувствовать себя уверенней и спокойней во время занятий....