Знакомство с йотированными буквами
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тукиш Татьяна Федоровна

При введении каждой йотированной буквы логопед знакомит детей с двумя ее функциями. Сначала дети узнают важное правило русского языка: после мягкого согласного звука звук «А» никогда не обозначается буквой «А», вместо буквы «А» ставится буква «Я». Аналогично вводим и все остальные йотированные буквы- е, ю, е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_yotirovannymi_bukvami.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с йотированными буквами

При введении каждой йотированной буквы логопед знакомит детей с двумя ее функциями. Сначала дети узнают важное правило русского языка: после мягкого согласного звука звук «А» никогда не обозначается буквой «А», вместо буквы «А» ставится буква «Я». Аналогично вводим и все остальные йотированные буквы- е, ю, е.

На первом занятии, рассказывая детям о букве «Я», логопед делает это очень подробно. Несколько раз ставя и убирая со схемы звукового состава слова эту букву, «забывая» о только что сформулированном правиле «удивляясь», откуда взялась буква «Я», какой звук она обозначает, повторяя все время правило русского языка, то с каждой новой йотированной буквой объяснения логопеда становятся все более краткими.

 Передаем право объяснить это правило детям. Одновременно приучаем давать очень четкие формулировки: если в слове после мягкого согласного звука слышится звук «А», «О», «У», «Э», он никогда не обозначается буквой «А», «О», «У», «Э», а обозначается буквой «Я», «Ю», «Е», «Е». Буквы «Я», «Ю», «Е», «Е» обозначают звуки «А», «О», «У», «Э», после мягкого согласного звука.

Знания о второй функции йотированных букв – достаточно сложные для детей. Логопед прежде всего учит звуковому анализу слов, в котором есть звук «й», например, рой. Дети уже знают, что это мягкий согласный звук. Дети умеют выделять его в легких позициях., разбирай слова, май, чай, майка. Умеют делать звуковой анализ слов юла, елка, также называют слова со звуком «й» в любой части слова.

На данном этапе уместно предоставить детям возможность еще раз поупражняться в произношении этого звука. Очень уместно проводить игру «Назови слово с нужным звуком».

Как правило, дети  помимо слов, аналогичных по своей звуковой структуре слову рой, май, лай, начинают называть слова со звуком «й» в середине слова: майка, лайка и т.п. и в начале слова: юбка. Если дети затрудняются, предлагаем им послушать, как логопед произносит слово ежик ( йожик), елка (йолка), яма (йама). Логопед должен очень четко произносить эти слова, чтобы дети услышали звук «й».

 Произносить слово желательно медленно, чтобы показать, что в начале его не один, а два звука. Таким образом, логопед готовит детей к восприятию второй функции буквы «я». Затем проводим звуковой анализ слова яхта.

Теперь дети знакомятся со следующим правилом: если в слове рядом стоят звуки «й», «я», а затем соответственно другие гласные, они обозначаются одной буквой. Логопед обращает внимание детей на то, что при разборе слова яхта они поставили пять фишек, а когда поставили буквы «а» и «я»  стало не пять карточек, а четыре – две буквы и две фишки. Дети объясняют, почему.

Поскольку все это будет повторяться при знакомстве с каждой йотированной буквой, постепенно данный материал усвоят все дети.

Используются игры «На какую букву начинается», «Замени букву», «Найди букву» «Чья буква?», «Какие буквы изменили свое место», «Внимательные глазки», «Какая буква потерялась», «Дорисуй-ка»   и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "В замок к Снежной королеве". Знакомство детей с буквами "З", "С".

Конспект НОД составлен в соответствии с ФГТ. Форма проведения непосредственно - образовательной деятельности – игра путешествие помогает в интересной форме реализовать образовательные, развивающ...

Тема: «Кошкин дом». Знакомство с согласной буквой «Т т»

Познакомить с новой согласной буквой, дать знания о том, что она имеет два звука: твердый и мягкий согласные звуки. Учить самостоятельно выделять данные звуки в разных частях слова и давать им характе...

План-конспект НОД на тему "Знакомство со звуком, буквой К"

План -конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Знакомство со звуком [К] и буквой К»Разработала конспект -Белова И.В., воспитатель ГБДОУ Детский сад №88 Калининског...

НОД по грамоте "Знакомство с йотированной функцией буквы Е"

НОД по грамоте в подготовительной  группе,  Дистанционное занятие для родителей...

Работа с йотированными буквами

          Повышенное внимание детей следует обратить на слова, содержащие эти буквы как особые случаи чтения и письма. Вот что ребенок должен уяснить с этих занятий.Поч...

Подготовка к обучению грамоте. Звук и буква "Ю" ( знакомство с йотированными буквами)

Цель: познакомить детей с буквой «Ю», обозначающейся 2 звуками.Формировать умение слышать при произношении сочетание звуков.Упражнять в образовании форм глаголов.Закрепить навыки нах...

" Знакомство с йотированными гласными буквами Я,Е, Ё, Ю".

Правильно Незнайка.Ребята, Незнайка пришёл к нам в гости не просто так, ему нужна помощь. Незнайка узнал что в космосе, живут буквы  ( Я,Ё, Е,Ю), буквы непростые . Он очень хочет узнать почему? Н...