Итоговое занятие для учителей г. Нижнекамск по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие по стране Пиши-Читай"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Попадая в волшебную страну "Пиши-Читай", у детей воспитывается любовь к чтению и грамматике, закрепляется умение делать звуковой анализ слов; закрепляются знания об особенностях гласных и согласных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_obuch_gramote_puteshestvie_po_strane_pishi-chitay_podgotovit_gr.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 9»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Конспект итогового открытого занятия
по обучению грамоте
в подготовительной группе № 6
Тема: «Путешествие по стране Пиши-Читай»
Подготовила: воспитатель Анисимова Л.В.
2022 г.
Итоговое занятие по обучению грамоте для детей
старшего дошкольного возраста
(подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Цель: воспитывать любовь к чтению и грамматике.
Задачи:
Образовательная задача: закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков.
Развивающая задача: развивать умение составлять предложения из заданных слов; совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок, закреплять умение считать в обратном порядке от 1 до 20.
Воспитывающая задача: воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь другим.
Предварительная работа: дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук». Составление предложений из заданных слов. Составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Оборудование:
Видеопроектор (обращение персонажа), мяч, буквы алфавита, полоски белой бумаги, цветные карандаши, конверты с цветными фишками для звукового анализа, песня «Алфавит», кассы букв, ДИ «Угадай, как нас зовут?», кроссворды (по количеству детей), картинки по теме «Школьные принадлежности», числовые карточки от 1 до 20, 2 письма, посылка.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Это учителя, они хотят посмотреть, как мы с вами подготовились к школе, какие мы стали взрослые, как много мы знаем и умеем. А еще, какие мы дружные и как мы умеем друг другу помогать.
Раздается звонок видеописьма на проекторе.
Воспитатель: Ребята нам кто-то звонит. Пришло видеописьмо. Кто бы это мог быть? Давайте послушаем.
Видеобращение онлайн от АБВГДейки.
«Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в нашей стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать звуковой анализ слов. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать.
Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.
Воспитатель: Ребята, что будем делать?
Дети: Надо помочь!
Воспитатель: В волшебную страну «Пиши-ЧитаЙ» мы с вами перенесемся, выполняя упражнения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика
Если в сказку всем сердцем поверить
(приоткрыть рот)
В мир волшебный раскроются двери
Вы туда без труда попадете
(Удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе: «Лопаточка»)
На волшебном ковре-самолете, на летучем большом корабле
(поднять боковые края и кончик языка: «чашечка»)
Или с Бабой-Ягой на метле
(кончик языка ритмично двигается вправо-влево: «часики»)
На плоту по молочной реке
(широкий расслабленный язык: «Лопаточка»)
И верхом на Коньке-Горбунке
(поцокать языком : «Лошадка»)
Можно в сказку влететь на Жар-Птице
(широкий язык движется вверх-вниз: «Качели»)
Можно на Колобке закатиться
(круговые движения кончиком языка вокруг губ)
Можно въехать как слон на еже
(покусать кончик языка)
Ой, мы кажется в сказке уже….
Вот мы и в Волшебной стране, на пути у нас 1 задание. (Воспитатель зачитывает задание)
Игра «Пароль».
Я буду каждому из вас задавать вопрос, на который вы должны ответить, если кто-то не сможет ответить на вопрос, то другие ребята смогут ему помочь.
(Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает мяч – ребенок/ дети отвечают)
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Сколько гласных букв в алфавите? (10)
3. Сколько согласных букв? (21)
4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)
5. Как пишется начало предложения? (С заглавной буквы)
6. С какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)
7. Что ставится в конце предложения? (Точка)
8. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)
9. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)
10. Какие звуки самые протяжные, певучие? (Гласные)
(Дети встают на «тропинку» - коврик. Вывешена табличка Страна «Пиши –Читай»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Нам пора отправляться дальше (дети идут по тропинке с воспитателем). А вот и второе задание (на коврике лежит2 задание. Воспитатель поднимает и зачитывает детям задание).
1 задание. «Буквы алфавита».
Ребята, как вы знаете, русский алфавит состоит из 33 букв, а буквы, в свою очередь, делятся на звуки. Ребята, посмотрите у нас на пути дерево (на дереве вывешаны буквы алфавита в смешанном порядке), «Опечатка» и здесь смешала и перепутала весь алфавит. Нам нужно найти и назвать гласные буквы. Сколько их всего? (10). Назовите и покажите их.
Дети: А-Я, О-Е, Ы-И, Э-Е, У-Ю.
Воспитатель: Есть ли среди них особенные? Назовите их.
Дети: Буквы Е, Е, Ю, Я.
Воспитатель: А что в них особенного?
Дети: Эти гласные буквы имеют два звука, один из которых мягкий согласный звук «Й».
Воспитатель: Правильно, молодцы! Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите и покажите их.
Дети: Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука. Буквы Ж, Ш, Ц – всегда твердые, т.к. у них нет мягкого парного звука.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь идем дальше, (дети с воспитателем шагают по тропинке)- следующее, третье задание: (воспитатель достает задание, зачитывает) –
2 задание. «Слова и предложения».
«Из слов нужно составить предложение и прочесть его. Вот эти слова:
«школе, В, читают, дети, и, пишут».
Воспитатель: Давайте их прочитаем. Какое бы предложение из этих слов вы бы составили? (предложения детей)
У вас на столах лежат полоски бумаги. Вы работаете в парах, составляете схему этого предложения. (Дети садятся за столы, выполняют задание. Можно попросить у доски выполнить это задание одного из детей самостоятельно. После выполнения проверка.)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, почему у вас первое слово в предложении обозначено большой буквой?
Дети: Потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, послушайте предложение: «Девятого мая прозвучал салют Победы». Назовите слово, в котором есть буква «Ю».
Дети: Это слово «Салют».
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Сделайте звуковой анализ этого слова. У вас на столах конверты с звуковыми карточками, которые помогут выполнить звуковой анализ слова. Работаем дружно, слушайте друг друга, помогайте друг другу.
(Дети выкладывают слово «Салют» буквами и делают звуковой анализ. Проверка)
Воспитатель: Ребята, а почему в слове «Салют» у буквы «Ю» только один звук?
Дети: Потому что, если буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» стоят после гласной буквы, после ь и ъ, или в начале слова, они дают два звука.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения:
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)
З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)
П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)
Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)
Воспитатель: Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься.
(Дети с воспитателем отправляются дальше в путешествие по тропинке, находят Задание 4).
Задание 3. «Имена жителей страны Пиши-Читай».
-Ребята, Опечатка зашифровала имена жителей страны «Пиши-читай». Мы должны им помочь прочесть их имена, буквы перемешались, известна только первая буква их имени (воспитатель показывает на картинки и буквы, предлагает детям составить имена жителей из наборов букв). Давайте ребята разделимся на 4 группы и будем составлять имена жителей. (Имена жителей страны Пиши-Читай: «Знайка», «Умник», «Умница», «Азбука» - имена жителей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам удалось расколдовать жителей страны Пиши-Читай, теперь они обязательно вспомнят свои имена.
-А нам пора отправляться дальше в путь (Дети с воспитателем отправляются дальше в путешествие по тропинке, находят Задание 5).
Задание 4. «Решаем кроссворд».
А теперь еще более сложное задание: для того, чтобы жители страны Пиши-Читай вспомнили названия окружающих их предметов, нам необходимо решить кроссворд и вписать в него названия некоторых предметов.
Воспитатель: У вас на столах лежат карточки, на которых изображены школьные принадлежности. Я буду загадывать вам загадки, вы среди карточек находите нужную и показываете ее. (Выбирается желающий ребенок выполнить задание на доске).
Воспитатель: Молодцы! Страна Пиши-читай спасена! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок. А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для того чтобы вернуться в детский сад нам необходимо добыть пароль, а для этого необходимо разложить числовые карточки от 1 до в обратном порядке 20 . Если вы все сделаете правильно, то узнаете пароль. (Дети выкладывают цифры).
Получение пароля на выход из волшебной страны
Воспитатель показывает детям пароль: «Здравствуй, школа!»
Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было очень трудно?
Дети: Немного трудно, но интересно!
(Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам еще одно письмо и посылка!».
Воспитатель: Большое спасибо! А ну-ка, что там… (читает письмо).
Письмо Пиши-читая.
«Дорогие друзья! Пишет Вам мэр страны Пиши-читай. Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки и тетрадки. Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки! Ваш друг Пиши-Читай.
(Раздаются подарки детям от Пиши-Читая – красивые ручки и яркие блокноты).
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем спасибо! Теперь, я думаю, вы готовы пойти в школу, чтобы там пуститься в еще более интересное путешествие по стране «Знаний». Хочется пожелать вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Мы покоряем вершины!»
Данный материал может быть полезен логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе " В поисках клада"
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе " В поисках клада"...
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"
Конспект занятия по развитию речи в игровой форме...
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»
Цель. Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр-заданий.Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группеЗадачи:Образовательные:- формировать умения обобщать, классифицироват...
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»
Цель. Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр-заданий.Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группеЗадачи:Образовательные:- формировать умения обобщать, классифицироват...
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «В поисках клада» способствует в увлекательной форме путешествия повторению и обобщению знаний детей по темам, пройденным ...