Конспект итогового занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шулаева Татьяна Валерьевна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте в старшей логопедической группе

Тема: «Весна»

Основная образовательная область: коммуникация

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной и речевой активности.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закреплять представления о весне и ее приметах.

2. Активизировать словарь по темам: «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Насекомые».

3. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.

4. Закреплять образы букв.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать общую и мелкую моторику.

2. Совершенствовать навыки звукового анализа и синнтеза: определение места звука в слове; называние слов с заданным звуком, выделять первый и последний звук в словах.

3. Совершенствование слогового анализа.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

2. Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.

Методы и приемы:

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные, положительные эмоции от познавательной, продуктивной деятельности.

Приемы: художественное слово, вопросы к детям, показ педагогом, указания, объяснение, поощрение.

Наглядные средства обучения:

Демонстрационный материал: наборы картинок по темам «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Насекомые», макет солнышка и тучи; индивидуальный набор букв; схемы для слогового анализа; красные и синие фишки, листочки с изображением «полянки» букв, цветные и простые карандаши, «копилка признаков», кубик с картинками, волшебный мешочек

Раздаточный материал: сигнальчики, схема «птичка», простые карандаши, листочки с заданием, магнитики.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам пришли в гости ваши родители и педагоги детского сада. Давайте громко с ними поздороваемся, а теперь шепотом на татарском языке.

А теперь станем рядышком по кругу,

Скажем, здравствуйте, друг другу

Нам здороваться не лень,

Всем Привет! и Добрый день!

Если каждый улыбнется,

Тогда занятие начнется! (дети садятся на стульчики)

2. Сообщение темы занятия.

- Сейчас девочки прочитают стихотворение, а мы внимательно послушаем и скажем, о каком времени года говориться в этом стихотворении?

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла … (ВЕСНА)  

Автор: Е. Карганова

Слайд № 1

-Ребята, вот вам копилка предложений. Положите туда те признаки, которые помогли вам догадаться, что , именно, о весне говорится в этом стихотворении.

Игра «Копилка предложений»

-А сейчас какое время года?

-Скажите, сколько месяцев у весны? Назовите их. (Первый месяц весны, последний?)

3. Образование существительных в Родительном падеже.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру « Без чего не бывает весны». (игра с мячом)

Я начинаю, а вы продолжаете. Отвечаем только полным ответом. (Весны не бывает без дождя, …  и т.д.)

4. Подбор признаков к предмету.

- Вы, действительно, правы,  весны не бывает без солнца. А весной солнце какое? игра «Подбери признак» Слайд № 2.

- Ребята, а какая будет погода, если на улице ярко светит солнце? (солнечная),

если на улице идет дождь (дождливая), если на улице сильный ветер (ветреная), если на улице пасмурно (пасмурная), если на улице прохладно, тепло, хмуро, холодно и т.д).

5. Составление предложений по картинке.

- Ребята, я вас приглашаю на нашу весеннюю полянку. (дети садятся по кругу на ковер)

-Сейчас по картинкам мы будем составлять красивые предложения о весне.

Игра «Кубик-рубик»

6. Составление рассказа о весне по мнемотаблице.

-Из этих предложений постараемся составить небольшой рассказ о весне. Слайд № 3

7. Упражнение на развитие речевого дыхания «Ветерок».

-Ребята, подул сильный ветерок. На небе появилась злая тучка и закрыла наше весеннее солнце.

Тучка отняла у солнца лучики и оно стало грустным. (логопед вешает грустное солнце на доску).

-А как же весна без солнца? Давайте поможем вернуть лучики. Для этого мы будем выполнять разные задания. Вы согласны? Слайд № 4

8. Физкультминутка Развитие общей и мелкой моторики.

-Тучка хочет с нами поиграть. Логоритмическое упражнение «Злая тучка», затем пальчиковая+ ритмическая гимнастика «Капли».

Капля-раз! Капля - два!

Капли медленно сперва.

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом, бегом. (Дети вешают первый лучик.)

9. Дифференциация гласных и согласных звуков и определение места заданного звука в слове.

-Кто же к нам спешит на помощь? Слайд № 5

(птицы) Какие это птицы? Назовите их. Почему их называют перелетными? На своих крыльях они принесли задание. А прежде, чем выполнить задание, нам нужно ответить на вопросы.

-Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

-Какие звуки называем гласными, согласными? Сейчас я буду произносить звуки. Если звук гласный, то поднимаем сигнальчик красного цвета, если согласный – синего цвета. (Дети вешают второй лучик.)

-Ребята, а кто еще несет нам задание?

-Как назовем одним словом? (насекомые). Давайте сосчитаем насекомых на татарском языке. Посмотрите, какая весенняя полянка. Помоги бабочке сесть только на цветочки с согласными буквами. Соедини бабочку и нужные цветочки. (Дети работают на листочках и вешают третий лучик.)

10. Деление слов на слоги.

-Сейчас выберите себе любимого насекомого. Мы им поможем расположиться на цветах. Сосчитайте в этом слове слоги. На первый цветок сядут те насекомые, в названии которых один слог, на второй цветок – насекомые, в названии которых два слога, на третий – насекомые, в названии которых три слога. (Дети вешают четвертый лучик.)

 

11. Чтение слогов.

- Посмотрите, кто это? Слайд № 6(медведь, лось, лиса, заяц, белка). Как  можно назвать одним словом? (Дикие животные).Они принесли с собой мешочек со слогами. (Дети вешают пятый лучик.)

12. Итог занятия.

- Молодцы! Со всеми заданиями справились, помогли солнышку выглянуть из-за тучки и вернуть ему свои лучики. Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание для вас было трудным?

- Сейчас, если вам было интересно, поместите магнитик на солнышко, если грустно, неинтересно – разместите  магнитик на тучку.

- Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте

Занятие по развитию речи с элементами обучения грамоте....

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы помочь в обучении пониманию природных явлений и их влияния на эмоциональное состояние человека; в развитии диалогической речи; в развитии способности...

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Звуки весеннего леса"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы способствовать обучению понимания природных явлений, их влияния на эмоциональное состояние человека; развитию диалогической речи; учить делать выводы...

конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

Данное занятие проводится с группой детей старшегодошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формирова...

Конспект образовательной деятельности по культурной практике «Развитие речи» с элементами обучения грамоте» в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Закрепление полученных знаний в учебном году.Задачи: образовательные:• Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деяте...

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте "Домашние животные". Подготовительная группа.

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучение грамоте "Домашние животные" подготовительная группа....