"К тайнам звуков и букв"
картотека по развитию речи

Хухорова Марина Константиновна

Игровые упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_uprazhneniya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

К тайнам звуков и букв

(игровые упражнения)

Развитие физиологического дыхания

Чей пароход лучше гудит?

Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: Каждому ребенку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см. диаметр горлышка 1-1,5 см.)

Описание игры: Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я  в него подую (гудит). Загудела как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди называет всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд.

Надуй игрушку, шар

Цель: Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: Надувные игрушки небольших размеров: лошадки, лебеди, жирафы, шар и т.д.

Описание игры: Детям раздают хорошо промытые резиновые надувные игрушки. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутой игрушкой.

Капитаны

Цель: Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтоб кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» - губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры, нужно пригнать кораблик к определенном месту.

Пузырь

Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.

Описание игры: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходя назад, образуют большой круг. По сигналу воспитателя «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося с (ш), подражая выходящему воздуху.

 

Игры для формирования правильного звукопроизношения

Жадный кот

Цель: Дифференциация звуков ш-ж.

Описание игры: Выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети – мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе» Дети дважды произносят слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5-10 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.

Чижик

Цель: Автоматизация звука ч и дифференциация звуков ч-ж.

Описание игры: Один ребенок – кошка. Остальные дети – чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Другая часть площадки свободна. Педагог (или выбранный ребенок) говорит:

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу».

После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки произнося слова: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу».

Появляется кошка, и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков.

Лиса

Цель: Автоматизация звуков с, с`.

Описание игры: Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:

Лиса близко притаилась –

Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела –

Разбегайтесь кто куда.

При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и ловит кур. Тот, кого поймает, становится лисой.

Кот Васька

Цель: Дифференциация звуков с, с`, з, з` в тексте.

Описание игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре, один ребенок – кот. Он идет на носочках, смотрит то на право, то на лево, мяукает. Педагог и дети6

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А летит стрелой, а летит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него – засыпает. Дети:  Глазки закрываются –

Спит, иль притворяется?

Зубы у кота – острая игла.

Одна мышка говорит: что она пойдет посмотрит, спит ли котик. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки побегают к ней, скребут по стулу, где спит кот.

Кот Васька: Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут,

Всех поймает он!

Кот встает и бежит за мышками, они убегают от него.

Найди свой домик

Цель: Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Описание игры: Дети сидят по одну сторону комнаты. По сигналу педагога «Пойдем гулять!» дети расходятся по комнате, кто куда хочет. По сигналу педагога «Домой!» все бегут к стульям и занимают любой свободный. Затем по очереди ищут свой стул. Найдя, обращаются к сидящему на стуле ребенку: «Это дом не твой, ты пришел в чужой. Тебе придется встать и домик свой искать» Когда все окажутся на своих местах, игра повторяется.

 Журавль и лягушки.

Цель: Автоматизация звука к.

Описание игры: На земле чертится большой прямоугольник. Это река. На берегах нарисованы кочки (кружочки, начерченные на расстоянии 45-55 см. от берега, чтобы было с кочки одним прыжком попасть в воду, т.е. в очерченный прямоугольник). Один ребенок – журавль, а остальные –лягушки. Журавль сидит в своем гнезде поблизости, а лягушки усаживаются на косточки и начинают свой концерт.

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулась лягушка.

И, надувшись, как пузырь, стала квакать из воды:

«Ква, кэ, кэ, ква, кэ, кэ,

Будет дождик на реке»

Как только лягушки произнесут последние слова, журавль вылетает из гнезда и ловит их. Пойманная лягушка остается на кочке до тех пор, пока журавль не улетит и пока не вылезут снова все лягушки. Лягушки сидят в воде до тех пор, пока не улетит журавль.

После того, как журавль поймает несколько лягушек (например 3-4), выбирается новый журавль из числа тех детей, которые ни разу не были пойманы. Лягушки на кочках сидят на корточках, а в оде могут плавать (бегать, внутри круга). Обратно на кочку можно попасть только прыжком.

Запятнай пару!

Цель: Дифференциация звуков к-г в тексте.

Описание игры: Дети строятся парами друг за другом. Впереди стоит водящий. В руках у него мячик, сшитый из материи. Водящий громко говорит:

Кинь, кинь, перекинь.

Давай вместе побежим

Через воду и огонь.

Не догонит нас и конь.

Раз, два, догоняй,

Ну, попробуй-ка, поймай!

После слов водящего последняя пара расцепляет руки и бежит вперед до заранее проведенной черты, находящейся в 10-12 шагах от водящего. Водящий должен попасть мячом в одного из бегущих до того, пока он забежит за черту. Тот, в кого он попал, становится с ним вместе в первую пару, а другой водит. Если водящий не попал, то он снова водит, а добежавшая до черты пара становится вперед, и игра продолжается. Последняя пара может бежать только после слов «Ну, попробуй-ка, поймай!»  

Развитие слухового внимания

Где позвонили?

Цель: Определение направления звука.

Оборудование: Звоночек (колокольчик, дудочка и т.д.)

Описание игры: Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Наседка и цыплята

Цель: Определение направления звука.

Оборудование: Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры: Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята, у цыплят карточки, на которых нарисовано разное количество цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Часовой

Цель: Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: Повязка на глаза.

Описание игры: Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит «Стой!». Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Где постучали?

Цель: Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: Палочка, стульчики, повязка.

Описание игры: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора!» Водящий должен искать палочку. Если он ее находит, то садится на место того, у кого палочка, а тот идет водить, если не находит, продолжает водить.

Узнай по звуку

Цель: Развитие фразовой речи.

Оборудование: Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т.п.)

Описание игры: Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.п., ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее и т.д.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Развитие речевого дыхания

Приятный запах

Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование: Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарины, яблоко, лимон).

Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо: Очень хорошо: Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (яблоко)».

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

Обгони

Цель: Развитие ритмической и выразительной речи. Воспитание координированных движений.

Оборудование: Детские стульчики (пенек, бревнышко или скамейка на участке, в лесу).

Описание игры:

Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив в 10-15 шагах один стульчик (пенек). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

Девочке на ручку бабочка села.

Девочка бабочку поймать не успела.

После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успевает сесть на него первым, тот выиграл.

Вариант 2. Эту игру можно сопровождать и другим стихотворением:

Бабка сеяла горох,

Уродился он неплох,

Уродился он густой…

Мы помчимся,

Ты постой.

В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.

Волшебное зеркало

Цель: Развитие ритмичной выразительной речи и координации движений.

Описание игры: Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяйка-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбирает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой реи детей.

Палочка-выручалочка

Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи, координация движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование: Палочка (толщина 3-4 см. длина 30-40 см.)

Описание игры: Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:

Палочка – выручалочка,

Среди бела дня выручай меня!

За березу, за рябину –

Далеко тебя закину.

Кто за палкой гонится, от того хоронится.

После слов «от того хоронится» ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идет искать детей, кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.

Повар

Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений.

Оборудование: Поварской колпак.

Описание игры: Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

То скорей кругом иди.

После слов «скорей кругом иди» водящий останавливается и одевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становится спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...