Педагогический проект «Развитие памяти детей 5-6 лет через заучивание стихотворений»
материал по развитию речи (старшая группа)
В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно произведение в месяц. В данном проекте объем для заучивания увеличивается, но с учетом возрастных особенностей детей.
Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования и молодежной политики администрации г. Канаш
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15» города Канаш Чувашской Республики
Педагогический проект
«Развитие памяти детей 5-6 лет через заучивание стихотворений»
На период с 01.06.2015 г по 31.05.2016 г
Составитель:
Воспитатель Александрова Е.Ю.
Канаш, 2015
Анализ ситуации.
Спросите себя – много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть стихов наизусть!
Оказывается, не больше 3-4, в лучшем случае это строчки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем – «Села муха на варенье…»
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.
«Расскажи стихотворение наизусть…», - попросила я детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет» и еще отдельные строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего, а ведь этим ребятам уже почти 6 лет. Это проблема и ее необходимо решать.
Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.
Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют учителя и родители, что у детей плохая память.
В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть при скопление людей. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома.
В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно произведение в месяц. В данном проекте объем для заучивания увеличивается, но с учетом возрастных особенностей детей.
Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.
Проблема проекта: Что будет способствовать развитию памяти у детей?
Гипотеза: процесс формирования памяти у детей 5-6 лет будет более эффективен при целенаправленном заучивании стихотворений.
Цель: развивать произвольную память у детей 5-6 лет на основе заучивания стихотворений.
Задачи:
- учить детей различным видам запоминания
- Дать информацию родителям о важности выразительного заучивания стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего развития ребенка.
- Заинтересовать родителей в обмене информацией, поделиться своим опытом.
- Формировать интерес к художественной литературе, умение слушать и понимать услышанное
Ожидаемые результаты.
- Дети больше заучат четверостиший.
- Изменить характер общения с ребёнком. Ребёнок и педагог понимают друг друга, общаясь на «равных».
- Дать толчок для активности. Не просто заучить, но и научиться рассуждать.
- Поднять уровень мотивации коллективных достижений у детей.
- Дети легче запоминают стихотворения.
- Сблизить детей, родителей и воспитателей друг с другом, принимая участие в конкурсах и открытых занятиях.
Этапы реализации:
№п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Ресурсы |
1 | определение проблемы | Сентябрь | «Наши пальчики играют» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Санкт-Петербург 2002г. «Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» Е. А. Янушко Мозаика-Синтез 2005г. «Изобразительная деятельность в детском саду» И. Л. Лыкова. Сфера 2007г | |
2 | определение цели и задачи | Сентябрь | Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. Материалы интернета: https://festival.1september.ru/articles/613484/ | |
3 | подбор методической литературы | Сентябрь | Материалы интернета: https://festival.1september.ru/articles/613484/ | |
4 | подбор конспектов занятий, иллюстративного материала | Сентябрь | Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. 6. Материалы интернета: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-kak-ne | |
5 | подбор оборудования | Сентябрь | Материалы интернета: https://festival.1september.ru/articles/613484/ «Наши пальчики играют» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Санкт-Петербург 200 | |
6 | проведение предварительной работы с родителями | Сентябрь | Материалы интернета: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/18/ | |
7 | составление перспективного плана мероприятий | Сентябрь | Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. 6. Материалы интернета: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-kak-ne | |
8 | разработка диагностики | Сентябрь | . Материалы интернета: https://festival.1september.ru/articles/613484/ | |
9 | Проведение диагностики | сентябрь | . Материалы интернета: https://festival.1september.ru/articles/613484/ | |
10 | организация практической работы с детьми | Сентябрь- май | . Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. «Изобразительная деятельность в детском саду» И. Л. Лыкова. Сфера 2007г Материалы интернета: https://festival.1september.ru/articles/613484/ | |
11 | организация практической работы с родителями | Сентябрь-май | Материалы интернета: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-kak-ne | |
12 | работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, открытые просмотры консультации | Сентябрь- май | Материалы интернета: https://festival.1september.ru/articles/613484/ http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-kak-ne http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/18/ | |
13 | Анализ достижения поставленной цели и получаемых результатов | Май | Материалы интернета: https://festival.1september.ru/articles/613484/ | |
14 | Подведение итогов реализации проекта | Май | Материалы интернета: https://festival.1september.ru/articles/613484/ | |
15 | Обобщение результатов работы | Май | Материалы интернета: https://festival.1september.ru/articles/613484/ «Наши пальчики играют» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Санкт-Петербург 2002г |
План работы с родителями
Срок проведения | Мероприятия | Тема | Ответственный |
Сентябрь | Сделать картотеку для родителей | «Стихи для заучивания и чтения | Воспитатель |
Октябрь | Организовать выставку книг | Выставка поэтических произведений и малых форм фольклора | Воспитатель |
Ноябрь | Папка-передвижка | Наглядную информацию по темам «Вместе учим стихи наизусть», «Музыка и стихи» | Воспитатель |
Декабрь | Информационная папка для родителей | «Заучивание стихов с использованием нетрадиционные способы разучивания». | Воспитатель |
Январь | Организация выставки рисунков, выполненных совместно родителями и детьми. | «Мое любимое стихотворение». | Воспитатель |
Февраль | Консультация для родителей | Индивидуальные консультации по интересующим вопросам. | Воспитатель |
Март | Приглашение родителей на детские праздники, развлечения, литературный вечер. | «Весна красна» | Музыкальный руководитель Воспитателб |
Апрель | Консультация для родителей | «Нетрадиционные способы заучивания стихов», | Воспитатель |
Май | Итоговое родительское собрание | Диагностика . | Воспитатель |
План работы с детьми
№ п/п | Планируемое мероприятие | Цель | Исполнитель | Кол-во дней |
1 | Выступления детей на утренниках | Развивать память детей | Родители, воспитатели, музыкальный руководитель | На каждый праздник |
2 | Еженедельные НОД | Развивать память | Воспитатели | Еженедельно |
3 | Подвижные игры | Способствовать развитию словесного творчества | Воспитатели, физ.инструктор | Ежедневно |
4 | Дидактические игры | Способствовать формированию произвольной памяти | Воспитатели | Ежедневно |
5 | Составление книги антонимов, книги синонимов | Способствовать успешному заучиванию четверостиший | Родители, воспитатели | Раз в месяц |
6 | Праздник-презентация | Способствовать успешному заучиванию через художественное творчество | Родители, воспитатели | В конце проекта |
7 | Заседание семейного клуба «За чашкой чая». Выступления детей. Анкетирование родителей. Викторина «Нарифмуй-ка» | Способствовать успешному заучиванию через художественное творчество | Родители, воспитатели | 2 раза за время проведения проекта |
8 | Оформление информации в родительском уголке. Памятки «Знаете ли Вы что...» Рекомендации «Что должен знать и уметь ребёнок 3-4 лет» | Дать представление и повод для мотивации разучивания четверостиший | Воспитатели | Раз в квартал |
|
Список литературы
- Методические рекомендации» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой к «Программе воспитания и обучения в детском саду».- Москва, 2005.
- Т.Н.Зенина «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ»- ООО «Центр педагогического образования», 2008.
- Материалы интернета:
- https://festival.1september.ru/articles/613484/
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-sisteme-korrektsii-rechi-doshkolnikov-kak-ne
- http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/18/
- 7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 17.10.2013 N1155
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 01.09.2013г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...
Педагогический проект "Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста через творческо-репродуктивную деятельность и другие методы"
Изучение основных методов повышения сенсорной рамотности и их эффективность....
Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"
Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники и информационных компьютерных технологий
Не для кого не секрет, что в настоящее время дети обладают скудным словарным запасом, у них не совершенно логическое мышление, плохо развито внимание, часто нарушено звукопроизношение, дети затрудняют...
Индивидуальный педагогический проект "Развитие личностного потенциала детей через сенсорное развитие"
ВВЕДЕНИЕ &l...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...
Педагогический проект: "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование «Я познаю мир»"
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным...