Педагогический проект "Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста через творческо-репродуктивную деятельность и другие методы"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Изучение основных методов повышения сенсорной рамотности и их эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
описание педагогического проекта | 199.38 КБ |
prezentatsiya_pedproekta.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта.
- Название проекта: «Развитие сенсорного восприятия детей младшего возраста через творческо-репродуктивную деятельность и другие методы».
- Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
- Тип проекта: исследовательский, творческий.
- Продолжительность: краткосрочный.
- Цель:
- Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
- Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.
Учить детей называть свойства предметов. [15]
- Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;
- провести диагностику уровня сенсорного развития детей раннего возраста;
- провести анкетирование родителей, разработать и дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию.
- Предполагаемый результат: повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста.
Эксперимент проводился на базе ДОУ детского сада №29 г. Комсомольска-на-Амуре в двух первых младших группах (контрольная группа - №1; экспериментальная группа - №2). Производилась входная диагностика детей и после внедрения проекта. В нем участвовало 14 детей в возрасте 2,5-3 лет, их родители и педагоги.
Организация проекта.
- Актуальность темы исследования:
- Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
- Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни.
- Сенсорное воспитание позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
- Кроме того, сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребенка; на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
- Предмет исследования: процесс формирования сенсорной деятельности ребенка младшего возраста.
- Формулировка проблемы: Изучить степень влияния систематических занятий на уровень сенсорного развития детей младшего возраста. Предстоит ответить на вопрос: происходит ли повышение уровня развития памяти, расширяется ли словарный запас, развивается ли внимание, воображение, наблюдательность.
- В данном исследовании выдвигается следующая гипотеза: при использовании нижеперечисленных методик происходит значительное повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста.
- Методы повышения сенсорной грамотности у детей младшего возраста в рамках проекта:
- Чтение художественной литературы («Теремок» обр. М. Булатова; Л. Толстой «Три медведя»);
- Дидактические игры (в том числе, изготовленные самим педагогом);
- Рассматривание наглядно-иллюстрационного материала;
- Творческо-репродуктивная деятельность (рисование гуашью, пластилином, ватой и пальчиковыми красками; аппликация, лепка, конструирование);
- Театр (драматизация произведения Л. Н. Толстого «Три медведя»);
- Игры с песком;
- Игры с водой;
- Сенсорный маршрут на участке детского сада;
- Изготовление дидактических игр;
- Сортировка мелких предметов разных по форме, величине, материалу;
- Игра с мозаикой;
- Собирание пазлов;
- Анкетирование родителей;
- Составление рекомендации для родителей по развитию сенсорных способностей детей.
- Диагностика сенсорного воспитания детей раннего возраста.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).
Оборудование:
1. деревянная (пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –
круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;
7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.
Основные задания для детей 2,5-3 лет:
- Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
- Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части. [4]
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Педагог предлагал ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Обучение.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, взрослый демонстрировал соответствующее действие, а затем просил ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставлял фигуры в соответствующие прорези; собирал пирамидку с учётом величины колец; складывал разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми контрольной группы №1каждого из предложенных занятий:
Таблица 1.
|
|
|
|
|
|
|
1. | Арсений Г. | + | - | - | + | - |
2. | Артем К. | + | + | + | - | - |
3. | Ева Г. | + | - | - | + | - |
4. | Милана Щ. | + | - | + | + | - |
5. | Арина К. | + | - | + | - | + |
6. | Артем Д. | + | + | + | + | - |
7. | Таисия П. | + | - | + | + | - |
В таблице 2. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми экспериментальной группы №2 каждого из предложенных занятий:
Таблица 2.
|
|
|
|
|
|
|
1. | Денис Т. | + | + | + | + | - |
2. | Арина Ш. | + | + | + | - | + |
3. | Маргарита Т. | + | - | - | + | - |
4. | Алина Ш. | + | - | + | + | - |
5. | Тимофей М. | + | + | + | + | + |
6. | Алиса Ф. | + | + | + | - | + |
7. | Ульяна Ф. | + | - | - | - | - |
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень – 3 выполненных задания;
- низкий уровень – 1-2 выполненных задания.
В результате проведенного входного диагностирования детей в возрасте 2,5-3 года в контрольной и экспериментальной группе мы можем сделать следующие выводы:
- Детей с высоким уровнем сенсорного развития: в контрольной группе – 1 человек, в экспериментальной группе – 4 детей;
- Детей со средним уровнем сенсорного развития: в контрольной группе – 4 детей, в экспериментальной – 1 ребенок;
- Детей с низким уровнем сенсорного развития: в контрольной группе – 2 ребенка, в экспериментальной – 2 ребенка.
В таблице 3. Приведены данные о способе выполнения исследуемыми контрольной группы №1 каждого из предложенных занятий:
Таблица 3.
|
| № задания | Желание сотрудничать со взрослыми | Способ выполнения задания | Результат | |||||
Самостоятельно | После показа | После совместных действий | Невыполнение | Точное соотв. Образцу взрослого | Неточное соответствие | Невыполнение | ||||
1. | Арсений Г. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + |
| + |
| + | |||||
3 | + |
| + |
| + | |||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
2. | Артем К. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + |
| + | + | ||||||
5 | + | + | + | |||||||
3. | Ева Г. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + |
| + |
| + | |||||
3 | + |
| + | + | ||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
4. | Милана Щ. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
5. | Арина К. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
6. | Артем Д. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + |
| + |
| |||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
7. | Таисия П. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + |
| + |
| + |
В таблице 4. приведены данные о способе выполнения исследуемыми экспериментальной группы №2 каждого из предложенных занятий:
Таблица 4.
|
| № задания | Желание сотрудничать со взрослыми | Способ выполнения задания | Результат | |||||
Самостоятельно | После показа | После совместных действий | Невыполнение | Точное соотв. Образцу взрослого | Неточное соответствие | Невыполнение | ||||
1. | Денис Т. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
2. | Арина Ш. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
3. | Алиса Ф. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
4. | Маргарита Т. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
5. | Алина Ш. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
6. | Тимофей М. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
7. | Ульяна Ф. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + |
Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.
Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.
Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.
Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия разу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы – 1 ребенок в экспериментальной группе.
2. Соответствие возрастной норме – 4 человека в контрольной группе и 4 человека в экспериментальной.
3. Отставание от возрастной нормы – 3 человека в контрольной группе и 2 человека в экспериментальной.
4. Значительное отставание от возрастной нормы – таковых не выявлено.
Описание.
1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.
2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца проверок. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.
3. Отставание от возрастной нормы: Как правило, в контакт вступал не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок был несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук.
4. Значительное отставание от возрастной нормы: В контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимал, что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалась. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а так же с заданиями для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой. Отмечались неадекватные действия с предметами: брал игрушки в рот, стучал, кидался.
- После внедрения предложенных методов повышения сенсорной грамотности у детей младшего возраста были получены следующие результаты.
В таблице 5. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми контрольной группы №1каждого из предложенных занятий:
Таблица 5.
|
|
|
|
|
|
|
1. | Арсений Г. | + | - | - | + | + |
2. | Артем К. | + | + | + | - | - |
3. | Ева Г. | + | + | - | + | - |
4. | Милана Щ. | + | - | + | + | - |
5. | Арина К. | + | - | + | - | + |
6. | Артем Д. | + | + | + | + | - |
7. | Таисия П. | + | - | + | + | - |
В таблице 6. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми экспериментальной группы №2 каждого из предложенных занятий:
Таблица 6.
|
|
|
|
|
|
|
1. | Денис Т. | + | + | + | + | + |
2. | Арина Ш. | + | + | + | + | + |
3. | Маргарита Т. | + | + | + | + | - |
4. | Алина Ш. | + | + | + | + | - |
5. | Тимофей М. | + | + | + | + | + |
6. | Алиса Ф. | + | + | + | + | + |
7. | Ульяна Ф. | + | + | + | - | - |
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень – 3 выполненных задания;
- низкий уровень – 1-2 выполненных задания.
В результате проведенного эксперимента мы можем сделать следующие выводы:
- Детей с высоким уровнем сенсорного развития: в контрольной группе – 1 человек, в экспериментальной группе – 6 детей;
- Детей со средним уровнем сенсорного развития: в контрольной группе – 6 детей, в экспериментальной – 1 ребенок;
- Детей с низким уровнем сенсорного развития: таковых не выявлено.
В таблице 7. Приведены данные о способе выполнения исследуемыми контрольной группы №1 каждого из предложенных занятий:
Таблица 7.
|
| № задания | Желание сотрудничать со взрослыми | Способ выполнения задания | Результат | |||||
Самостоятельно | После показа | После совместных действий | Невыполнение | Точное соотв. Образцу взрослого | Неточное соответствие | Невыполнение | ||||
1. | Арсений Г. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + |
| + |
| + | |||||
3 | + |
| + |
| + | |||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + |
| + |
| |||||
2. | Артем К. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + |
| + | + | ||||||
5 | + | + | + | |||||||
3. | Ева Г. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + |
| + |
| |||||
3 | + |
| + | + | ||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + |
| + |
| |||||
4. | Милана Щ. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
5. | Арина К. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
6. | Артем Д. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + |
| + |
| |||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
7. | Таисия П. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + |
| + |
| + |
В таблице 8. приведены данные о способе выполнения исследуемыми экспериментальной группы №2 каждого из предложенных занятий:
Таблица 8.
|
| № задания | Желание сотрудничать со взрослыми | Способ выполнения задания | Результат | |||||
Самостоятельно | После показа | После совместных действий | Невыполнение | Точное соотв. Образцу взрослого | Неточное соответствие | Невыполнение | ||||
1. | Денис Т. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + |
| + |
| |||||
2. | Арина Ш. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + |
| + | ||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + |
| ||||||
5 | + | + |
| + | ||||||
|
| 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + |
| + |
| |||||
5 | + | + | + | |||||||
4. | Маргарита Т. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + |
| + |
| |||||
3 | + | + |
| + |
| |||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
5. | Алина Ш. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + |
| + |
| |||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
6. | Тимофей М. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | |||||||
3 | + | + | + | |||||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + | |||||||
7. | Ульяна Ф. | 1 | + | + | + | |||||
2 | + | + |
| + |
| |||||
3 | + | + |
| + |
| |||||
4 | + | + | + | |||||||
5 | + | + | + |
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
После внедрения методик повышения уровня сенсорного развития были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы – 4 ребенка в экспериментальной группе.
2. Соответствие возрастной норме – 6 человек в контрольной группе и 3 человека в экспериментальной.
3. Отставание от возрастной нормы – 1 человек в контрольной группе и в экспериментальной группе таковых не выявлено.
4. Значительное отставание от возрастной нормы – таковых не выявлено.
Таким образом, после проведенного эксперимента на базе МДОУ детский сад общеразвивающего вида №29 города Комсомольска-на-Амуре в группах раннего возраста мы можем сделать следующие выводы. После входного диагностировании контрольной группы мы увидели такие показатели.Одного ребенка с высоким уровнем сенсорного развития, четырех – со средним, двух – с низким. Опережение возрастной нормы не наблюдалось, соответствие возрастной норме – у четырех детей, отставание – у трех детей. Не было выявлено детей со значительным отставанием от возрастной нормы. Соответственно в экспериментальной группе показатели были следующими: высокий уровень сенсорного развития – четыре человека, средний – один человек, низкий – два человека. Опережение возрастной нормы – один человек, соответствие – четыре человека, отставание – два человека. После введения разработанной методики повышения уровня сенсорной грамотности мы увидели следующие результаты. В контрольной группе количество детей с высоким уровнем сенсорного развития не увеличилось, но увеличилось количество детей со средним уровнем на два человека, не осталось детей с низким уровнем. Детей с опережением возрастной нормы так и не появилось, увеличилось количество детей с соответствием нормы на два человека, а с отставанием нормы уменьшилось на два человека. В экспериментальной группе: на два человека увеличилось детей с высоким уровнем сенсорного развития, со средним уровнем так и остался один человек, но не стало детей с низким уровнем. Произошло увеличение детей с опережением возрастной нормы на три человека, с соответствием – уменьшилось на одного человека, с отставанием – не было выявлено.
Если посмотреть на изменения в процентном соотношении мы увидим следующее. В контрольной группе произошло увеличение детей со средним уровнем развития на 50%, увеличилось количество детей с соответствием нормы на 50%, уменьшилось число детей с отставанием от нормы на 66,6%.
В экспериментальной группе произошли следующие изменения. Увеличилось количество детей с высоким уровнем сенсорного развития на 50%, с опережением возрастной нормы на 300%. Уменьшилось число детей с соответствием возрастной нормы на 25%, за счет увеличения количества детей с опережением возрастной нормы.
Данные показатели можно изобразить графически.
- По данным результатам можно сделать вывод о том, что предложенная методика увеличения сенсорной грамотности в действительности работает, и может широко применятся в практике работы с детьми младшего возраста. То есть гипотеза нашла свое подтверждение. Мы ответили на поставленный в начале нашего эксперимента вопрос: у детей происходит повышение уровня развития памяти, расширяется словарный запас, развивается внимание, воображение и наблюдательность.
- Работа с родителями: провести анкетирование «Выявление знаний родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания»; разработать рекомендации для родителей по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.
- Научно-методическая база проекта:
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста - М.: Медицина, 1977. - 303 с.
- Almanah.ikprao.ru
- Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.
- Webkursovik.ru
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1983. Т.5. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгер, В.В.
- Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед.вузов и колледжей. – М.: Издательский центр Академия , 1999. – 65с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений, - М., Издательский центр Академия, 1998. – 350 с.
- Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1970. - №3. – с. 36-41 с.
- Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. – 350 с.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983. – 126 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой-3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика – Синтез, 205.-208с.
- Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. - 1960. - №5. - С. 115-124.
- Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указания – М.: Просвещение, 1969. – 176 с.
- Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание. -2002.-№10.- С.90-93.
- Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М.: 1965. – 160с.
- Shkola7gnomov.ru
- Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка – задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях - М.: 1960 – 250с.
В работе использованы информационные технологии: ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Microsoft PowerPoint, возможности текстового редактора MS Word.
Приложение 1
Анкетирование родителей.
«Выявление знаний родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания»
- Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Рекомендации для родителей по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет
Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных свойствах предметов: их цвете и форме, величине и строении, об их положении в пространстве и пропорциях, запахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки.
При этом совершенствуются все виды восприятия, улучшается деятельность органов чувств и происходит накопление сенсорного опыта, который в дальнейшем поможет усвоению и использованию сенсорных эталонов. Всё вышеперечисленное способствует умственному развитию ребенка.
Двухлетний малыш уже знает некоторые цвета, различает некоторые формы и величины. Но пока в первую очередь он воспринимает самый главный признак предмета. Так, например, ребенок замечает, что мяч круглый, но не «видит» его цвета. В то же время, кроха не может ещё уяснить, что все мячи - круглые.
Советы по организации занятий по сенсорному развитию детей:
- Обращайте внимание ребенка на цвет предметов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
- Предлагайте задания на различение формы предметов: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Начинайте знакомить малыша с объемными геометрическими телами и их упрощенными названиями: кубик, шар, кирпичик.
- Наряду с известными понятиями о величине - «большой», «маленький» - введите новое – «средний».
- Привлекайте ребенка к формированию и различию групп однородных предметов: один, мало, много.
- Обогащайте слух ребенка разнообразными звуками: произведениями классической музыки, звучаниями музыкальных инструментов и т.п.
- В различных бытовых ситуациях побуждайте ребенка воспринимать свойства предметов на вкус, запах и вес.
- Подбирайте специальные дидактические игры с предметами, в ходе которых ребенок в игровой форме будет знакомиться со свойствами предметов.
- Не требуйте от ребенка обязательного запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел различать эти свойства в ходе практической деятельности.
Показатели сенсорного развития детей
2 года – 2 года 6 месяцев
- Подбирает по образцу или по просьбе взрослого разнообразные предметы основных цветов и их оттенков.
- Подбирает к образцу предметы определенного цвета, но разной формы.
- Может правильно назвать 1-2 цвета.
- Различает некоторые объемные геометрические формы: шар, куб, призма (крыша), параллелепипед (кирпичик).
- Соотносит объемные геометрические формы с их контуром или соответствующими по форме отверстиями.
- Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
- Ориентируется в различных по величине формах, собирает игрушки–вкладыши из 3-4 составляющих (стаканчики, матрешки, колпачки): большой, средний, маленький.
- Правильно собирает пирамидку из 4-8 колец.
- Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
- При выполнении дидактического задания способен ориентироваться одновременно на два признака: цвет и форму (красный куб), величину и форму (большой треугольник), величину и цвет (маленькая синяя машинка).
2 года 7 месяцев – 3 года
- Правильно и четко называет четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
- Ориентируется в красном, синем, зеленом, желтом, синем, оранжевом, голубом, белом, черном и сером цветах, находит по образцу и по просьбе взрослого предмет заданного цвета.
- Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
- Знает и называет объемные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик (параллелепипед), столбик (цилиндр), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик.
- Визуально соотносит объемные геометрические фигуры с их плоскостными изображениями: шар – круг, куб – квадрат и т.д.
- Ребенок определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
- При подборе игровых элементов может ориентироваться сразу на три свойства: размер, цвет и форму.
- Последовательно собирает матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
- Собирает пирамидку из восьми - десяти колец.
- Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний - между ними.
- Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый).
- Собирает картинку из двух – четырех частей.
- Собирает пирамидки, башенки по чертежу-рисунку.
Показатели развития ребенка третьего года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой. [ 20 ]
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух. Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Учить детей называть свойства предметов.
Задачи исследования: изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста; провести диагностику уровня сенсорного развития детей раннего возраста; провести анкетирование родителей, разработать и дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию.
Предполагаемый результат проекта: Мы предположили значительное повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста. Эксперимент проводился на базе ДОУ детский сад общеразвивающего вида №29 г . Комсомольска-на-Амуре в двух первых младших группах (контрольная группа - №1; экспериментальная группа - №2). Производилась входная диагностика детей и после внедрения проекта. В нем участвовало 14 детей в возрасте 2,5-3 лет, их родители и педагоги.
Актуальность темы исследования: Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни. Сенсорное воспитание позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. Кроме того, сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребенка; на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Методы повышения сенсорной г рамотности у детей младшего возраста в рамках проекта: Чтение художественной литературы («Теремок» обр. М. Булатова; Л. Толстой «Три медведя»); Дидактические игры (в том числе, изготовленные самим педагогом); Рассматривание наглядно-иллюстрационного материала; Творческо-репродуктивная деятельность (рисование гуашью, пластилином, ватой и пальчиковыми красками; аппликация, лепка, конструирование); Театр (драматизация произведения Л. Н. Толстого «Три медведя»); Игры с песком; Игры с водой; Сенсорный маршрут на участке детского сада; Изготовление дидактических игр; Сортировка мелких предметов разных по форме, величине, материалу; Игра с мозаикой; Собирание пазлов; Анкетирование родителей; Составление рекомендации для родителей по развитию сенсорных способностей детей.
Авторская разработка «Развивающее панно логико-математической направленности «Солнечная полянка»
Набор дидактических игр, применяемых в ходе эксперимента.
Дидактические игры, созданные педагогом
Игры, используемые в творческо-репродуктивной деятельности и занятиях физической культурой.
Даже стены в нашей группе оформлены с учетом повышения сенсорной грамотности детей.
В результате эксперимента были получены следующие данные . В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сенсорного развития на 50%, с опережением возрастной нормы на 300%. Уменьшилось число детей с соответствием возрастной нормы на 25%, за счет увеличения количества детей с опережением возрастной нормы.
Уровень сенсорного развития экспериментальной группы (входная диагностика)
Уровень сенсорного развития экспериментальной группы (после эксперимента)
По характеру выполнения заданий (до эксперимента)
По характеру выполнения (после эксперимента)
Вывод о проделанной работе. По данным результатам можно сделать вывод о том, что предложенная методика увеличения сенсорной грамотности в действительности работает, и может широко применятся в практике работы с детьми младшего возраста. То есть гипотеза нашла свое подтверждение. Мы ответили на поставленный в начале нашего эксперимента вопрос: у детей происходит повышение уровня развития памяти, расширяется словарный запас, развивается внимание, воображение и наблюдательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...
Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »
Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....
Презентация семинара «Развитие сенсорной культуры детей младшего возраста через различные виды деятельности»
Презентация семинара...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ. Тема: "Сенсорное восприятие детей младшего возраста посредством изобразительной деятельности".
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ. Тема: "Сенсорное восприятие детей младшего возраста посредством изобразительной деятельности". Актуальность темы: Я считаю, что эта проблема является ...
Сенсорное воспитание детей младшего возраста через восприятие цвета
Сенсорное воспитание детей младшего возрастачерез восприятие цвета...
МПГУ Сенсорное развитие детей младшего возраста через сенсорно –дидактические игры и упражнения
Для современной образовательной системы проблема умственного,интеллектуального развития чрезвычайно важна.Современный педагог ставит своей целью воспитаниеребёнка-дошкольника – творчески развито...
Моя педагогическая находка " Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры
Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются на...