Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект НОД по речевому развитию
Подготовила: воспитатель Омеленюк Т.В.
Тема: «Звуковая культура речи — звук [ж]»
Возраст:4-5 лет
Образовательная область: Речевое развитие.
Цель: формирование у детей необходимых речевых умений.
Задачи:
Обучающая: Показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах; закреплять умение узнавать звук ж в названии предметов, животных, изображённых на картинках.
Развивающая: Создать условия для развития внимания, мышления. Развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей.
Воспитательная: Содействовать воспитанию звуковой и интонационной выразительности речи. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Виды деятельности; игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Форма организации: Фронтальная.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулках за насекомыми, отгадывание загадок.
Материал и оборудование: Аудиозапись «Звуки леса», искусственные деревья, ёлка, сосновые и еловые шишки, коробка с игрушкой-жуком; предметные картинки: большие и маленькие жуки, шапочки с изображением больших и маленьких жуков; игрушки: ежиха, ежата; листочки с картинками в названиях которых есть звук «ж», фишки «звёздочки».
Примерное содержание непрерывной образовательной деятельности:
Вводная часть:
(Педагог с детьми сидят на ковре.)
Воспитатель. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)
Хотите сегодня отправимся в путешествие? Только мы не поедим, а полетим.
На чём можно летать?
Дети. (На самолёте, вертолёте, на воздушном шаре.)
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что наш ковёр необычный… Это ковёр-самолёт. И мы можем отправиться на нём в путешествие. Хотите проверить? Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза. (Звучит музыка.)
Мы несёмся над горами,
Над полями и морями.
Мы быстрее ветра мчимся,
Где же с вами приземлимся?
(Пока у детей закрыты глаза, воспитатель (или помощник) расставляет искусственные деревья вокруг ковра, раскладывает сосновые и еловые шишки.)
Дети открывают глаза, замечают деревья. Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Основная часть:
Воспитатель. Дети, где мы оказались?
Дети. В лесу.
Воспитатель. А вы знаете что такое лес?
Дети. Лес – это место, где растут деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы. Это дом для животных, птиц, насекомых.
Воспитатель. Дети, а вы слышите песенку листочков? А какая она?
Дети. Ш-ш-ш.
Воспитатель. Ребята, смотрите, какая-то коробочка. Как вы думаете, что внутри? (Ответы детей.)
Послушайте загадку: Жу-жу, жу-жу.
Я на ветке сижу.
Букву ж всегда твержу.
Знаю твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Дети. Жук.
(Воспитатель достаёт из коробки жука.)
Воспитатель. А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.) Давайте научим его петь. Как жужжит жук?
Дети. Ж-ж-ж.
Воспитатель. Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка).
Воспитатель. Песенка жука поётся так же, как песенка листочков ш-ш-ш, но только звонко, с голосом.
Песню ж поёт даже горлышко. Хотите проверить, поёт ли горлышко? (да)
Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж (хором).
Воспитатель. Что вы слышите? Песня поётся в горлышке?
А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню листочков.
Дети. Ш-ш-ш.
Воспитатель. Поёт горло?
Дети. Нет, не поёт.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука? Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его к верху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим.
Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы,сразу начинайте петь: ж-ж-ж.
А сейчас давайте вместе со мной попробуем. (Дети повторяют хором.)
Воспитатель. Слышите, наш жучок тоже запел.
Посмотрите, жучок так звонко жужжал,что к нему прилетели друзья-жуки: большие и маленькие.
«Большие жуки»жужжат громко: ж-ж-ж.
(Дети повторяют с начало хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)
А «маленькие жуки»жужжат тихо: ж-ж-ж.
(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)
Воспитатель. Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?
Дети. Да.
Воспитатель. Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими?
(Дети выбирают жуков.)
Воспитатель. По моей команде «Большие жуки», к ёлке подлетают большие жуки, и громко жужжат.
А по команде «маленькие жуки», подлетают маленькие жуки и тихо жужжат.
(Игра повторяется несколько раз.)
Воспитатель. Вам понравилось играть с жуками? (Да) Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)
(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (в травку).)
Воспитатель. А сейчас приглашаю вас на прогулку по нашему маленькому лесу (дети подходят к поваленной ёлке.)
Воспитатель. Я хочу вам рассказать одну историю,которая произошла в лесу: «Однажды был сильный ветер и повалил ёлку. К поваленной ёлке прибежала… (показать игрушечную ежиху). Кто ребята?
Дети. Ежиха.
(Если дети произносят слова «ёж»,поправляю неточность: «Я сказала: прибежала, а ёж – прибежал. Прибежала… - «ежиха».)
Воспитатель. Она прибежала со своими…
Дети. Детёнышами, ежатами.
Воспитатель.Ежата решили спрятаться от мамы: один спрятался между ветками, а другой – под ёлкой. Ходит мама, ищет своих детёнышей: «Где же мои ежата? Около ёлки нет, за ёлкой нет.
Воспитатель. Дети, давайте позовём ежат, поможем ежихе.
Дети. Ежата, ежата.
Воспитатель. Вот и нашлись.
А теперь давайте вместе со мной – отчётливо повторим.
Жа-жа-жа,
Жу-жу-жу –
Едем в гости к ежу.
Жу-жу-жу,
Жа-жа-жа –
Повстречали мы ежа.
Воспитатель. Жжук, жужжит. Какой звук я выделяю голосом?
Дети. Ж-ж-ж.
Воспитатель. Песня жука, живёт в одних словах и не живёт в других.
Посмотрите, на полянке лежит много листочков. Ребята, почему листочки оказались на земле? (Был сильный ветер.) Возьмите себе по листочку.
(Предлагаю детям сесть на полянке и перевернуть листочки; рассмотреть картинки с обратной стороны и про себя назвать свои картинки.)
Воспитатель. А теперь догадайтесь, в названии какой картинки спряталась песня жука – ж-ж-ж. Как только найдёте картинку, сразу же ставьте на неё фишку (звёздочку).
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель. В названии каких картинок живёт песенка жука ж-ж-ж.
(Ответы детей, чёткое произношение.)
Воспитатель.А теперь ребята послушайте стихотворение:
«Есть иголки у ежа,
Клюв и крылья у чижа.
Молоко дадим ежу,
Крошки вкусные – чижу».
Воспитатель.Давайте повторим его все вместе:
Воспитатель. У кого есть иголки?
Дети. У е…жа.
Воспитатель. У кого есть клюв и крылья?
Дети. У чи…жа?
Воспитатель. Кому дадим молока?
Дети. Е…жу.
Воспитатель. Кому дадим вкусных крошек?
Дети. Чи…жу.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие.
Заключительная часть
Рефлексия:
Дети, где мы сегодня побывали?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Кому мы помогли?
Дети. Жуку, ежихе.
Воспитатель. Чем мы помогли?
Дети. Научили жучка петь (жужжать, его нашли друзья.
Помогли ежихе найти ежат.
Воспитатель. Как вы думаете, почему сумели им помочь?
(Ответы детей. Если дети затрудняются, то помочь.)
Воспитатель. Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.
А теперь прошу всех встать на ковёр-самолёт, закрывайте глаза, мы возвращаемся в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Звуковая культура речи — звук [ж]» | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
«Звуковая культура речи — звук [ж]»
Подготовила: воспитатель Омеленюк Т.В.
Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».
Цель: формирование у детей необходимых речевых умений.
Задачи:
Обучающая: показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах; учить узнавать звук ж в названии предметов, животных, изображённых на картинках;
Развивающая: создать условия для развития внимания, мышления. Развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей.
Воспитательная: воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Материал и оборудование: аудиозапись «Звуки леса», искусственные деревья, ёлка, сосновые и еловые шишки, коробка с игрушкой-жуком; предметные картинки: большие и маленькие жуки, шапочки с изображением больших и маленьких жуков; игрушки: ежиха, ежата; листочки с картинками в названиях которых есть звук «ж», фишки «звёздочки».
Ход образовательной деятельности.
(Педагог с детьми сидят на ковре.)
Воспитатель. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)
Хотите сегодня отправимся в путешествие? Только мы не поедим, а полетим.
На чём можно летать?
Дети. (На самолёте, вертолёте, на воздушном шаре.)
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что наш ковёр необычный… Это ковёр-самолёт. И мы можем отправиться на нём в путешествие. Хотите проверить? Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза. (Звучит музыка.)
Мы несёмся над горами,
Над полями и морями.
Мы быстрее ветра мчимся,
Где же с вами приземлимся?
(Пока у детей закрыты глаза, воспитатель (или помощник) расставляет искусственные деревья вокруг ковра, раскладывает сосновые и еловые шишки.)
Дети открывают глаза, замечают деревья. Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Воспитатель. Дети, где мы оказались?
Дети. В лесу.
Воспитатель. А вы знаете что такое лес?
Дети. Лес – это место, где растут деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы. Это дом для животных, птиц, насекомых.
Воспитатель. Дети, а вы слышите песенку листочков? А какая она?
Дети. Ш-ш-ш.
Воспитатель. Ребята, смотрите, какая-то коробочка. Как вы думаете, что внутри? (Ответы детей.)
Послушайте загадку: Жу-жу, жу-жу.
Я на ветке сижу.
Букву ж всегда твержу.
Знаю твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Дети. Жук.
(Воспитатель достаёт из коробки жука.)
Воспитатель. А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.) Давайте научим его петь. Как жужжит жук?
Дети. Ж-ж-ж.
Воспитатель. Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка).
Воспитатель. Песенка жука поётся так же, как песенка листочков ш-ш-ш, но только звонко, с голосом.
Песню ж поёт даже горлышко. Хотите проверить, поёт ли горлышко? (да)
Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж (хором).
Воспитатель. Что вы слышите? Песня поётся в горлышке?
А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню листочков.
Дети. Ш-ш-ш.
Воспитатель. Поёт горло?
Дети. Нет, не поёт.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука? Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его к верху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим.
Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы,сразу начинайте петь: ж-ж-ж.
А сейчас давайте вместе со мной попробуем. (Дети повторяют хором.)
Воспитатель. Слышите, наш жучок тоже запел.
Посмотрите, жучок так звонко жужжал,что к нему прилетели друзья-жуки: большие и маленькие.
«Большие жуки»жужжат громко: ж-ж-ж.
(Дети повторяют с начало хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)
А «маленькие жуки»жужжат тихо: ж-ж-ж.
(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)
Воспитатель. Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?
Дети. Да.
Воспитатель. Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими?
(Дети выбирают жуков.)
Воспитатель. По моей команде «Большие жуки», к ёлке подлетают большие жуки, и громко жужжат.
А по команде «маленькие жуки», подлетают маленькие жуки и тихо жужжат.
(Игра повторяется несколько раз.)
Воспитатель. Вам понравилось играть с жуками? (Да) Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)
(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (в травку).)
Воспитатель. А сейчас приглашаю вас на прогулку по нашему маленькому лесу (дети подходят к поваленной ёлке.)
Воспитатель. Я хочу вам рассказать одну историю,которая произошла в лесу: «Однажды был сильный ветер и повалил ёлку. К поваленной ёлке прибежала… (показать игрушечную ежиху). Кто ребята?
Дети. Ежиха.
(Если дети произносят слова «ёж»,поправляю неточность: «Я сказала: прибежала, а ёж – прибежал. Прибежала… - «ежиха».)
Воспитатель. Она прибежала со своими…
Дети. Детёнышами, ежатами.
Воспитатель.Ежата решили спрятаться от мамы: один спрятался между ветками, а другой – под ёлкой. Ходит мама, ищет своих детёнышей: «Где же мои ежата? Около ёлки нет, за ёлкой нет.
Воспитатель. Дети, давайте позовём ежат, поможем ежихе.
Дети. Ежата, ежата.
Воспитатель. Вот и нашлись.
А теперь давайте вместе со мной – отчётливо повторим.
Жа-жа-жа,
Жу-жу-жу –
Едем в гости к ежу.
Жу-жу-жу,
Жа-жа-жа –
Повстречали мы ежа.
Воспитатель. Жжук, жужжит. Какой звук я выделяю голосом?
Дети. Ж-ж-ж.
Воспитатель. Песня жука, живёт в одних словах и не живёт в других.
Посмотрите, на полянке лежит много листочков. Ребята, почему листочки оказались на земле? (Был сильный ветер.) Возьмите себе по листочку.
(Предлагаю детям сесть на полянке и перевернуть листочки; рассмотреть картинки с обратной стороны и про себя назвать свои картинки.)
Воспитатель. А теперь догадайтесь, в названии какой картинки спряталась песня жука – ж-ж-ж. Как только найдёте картинку, сразу же ставьте на неё фишку (звёздочку).
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель. В названии каких картинок живёт песенка жука ж-ж-ж.
(Ответы детей, чёткое произношение.)
Воспитатель.А теперь ребята послушайте стихотворение:
«Есть иголки у ежа,
Клюв и крылья у чижа.
Молоко дадим ежу,
Крошки вкусные – чижу».
Воспитатель.Давайте повторим его все вместе:
Воспитатель. У кого есть иголки?
Дети. У е…жа.
Воспитатель. У кого есть клюв и крылья?
Дети. У чи…жа?
Воспитатель. Кому дадим молока?
Дети. Е…жу.
Воспитатель. Кому дадим вкусных крошек?
Дети. Чи…жу.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие.
Дети, где мы сегодня побывали?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Кому мы помогли?
Дети. Жуку, ежихе.
Воспитатель. Чем мы помогли?
Дети. Научили жучка петь (жужжать, его нашли друзья.
Помогли ежихе найти ежат.
Воспитатель. Как вы думаете, почему сумели им помочь?
(Ответы детей. Если дети затрудняются, то помочь.)
Воспитатель. Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.
А теперь прошу всех встать на ковёр-самолёт, закрывайте глаза, мы возвращаемся в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи: звук Ж."
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ."
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Конспект ОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки щ – ч»
Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч ....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ц]».
Цель:Объяснить детям артикуляцию звука /ц/, упражнять в произношении изолированного звука в слоге, в разных словах.Учить произносить звук /ц/ громко и тихо.Задачи Воспитывать интерес к ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [с]-[с’]»
Звуковая культура речи: звуки С и СЬОсновной целью этого занятия Обьяснить детям артикуляцию звука С, упражнять в правильном и четком произношении звука....
Конспект нод по развитию речи в средней группы. Звуковая культура речи: звук ж
Конспект нод по развитию речи в средней группы.Звуковая культура речи: звук ж...