Кружок по развитию речи в детском центре. Опыт работы. Материалы для занятий. (21 занятие)
план-конспект по развитию речи
Представлены материалы к занятиям по развитию речи по лексическим темам:
план-конспект занятия,
раздаточные материалы для детей на занятии,
демонстрационный материал,
рабочий лист для моделирования буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zvuki_rechevye_i_nerechevye_osen.docx | 1.95 МБ |
2_predlozhenie_slovo.docx | 657.18 КБ |
3_a_frukty.docx | 692.16 КБ |
4_u_derevya_talant.docx | 454.96 КБ |
5_o_griby.docx | 2.91 МБ |
6_i_yagody.docx | 2.55 МБ |
7_t_odezhda_i.docx | 1.6 МБ |
8_p_obuv_golovnye_ubory.docx | 2.55 МБ |
9_m_semya.docx | 1.67 МБ |
10_n_chelovek_stroenie_tela_cheloveka.docx | 2.37 МБ |
11_k_igrushki.docx | 2.58 МБ |
12_b_posuda.docx | 1.43 МБ |
13_v_f_zimuyushchie_ptitsy.docx | 1.69 МБ |
14_g_h_dom_zhivotnye_i_ptitsy.docx | 2.64 МБ |
15_s_sever_.docx | 2.6 МБ |
16_y_dikie_zhivotnye.doc | 2.39 МБ |
17_z_zhivotnye_zharkih_stran.docx | 2.83 МБ |
18_sh_zh_armiya.docx | 972.31 КБ |
19_e_transport_.docx | 1.11 МБ |
20_y_vesna.docx | 1.7 МБ |
21_e_kosmos.docx | 726.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО. ОВОЩИ.
Цели: дать понятие о слове; дифференцировать понятия «предложение» и «слово».
Задачи: уточнять знания детей о том, что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Оборудование: сюжетные, предметные картинки, схемы предложений.
Ход занятия
- Организационный момент.
Мы с вами уже знакомились, я хочу предложить вспомнить как всех зовут. (Игра с мячом, передаем мяч и называем, как зовут предыдущего игрока и свое имя.)
II. Основная часть.
Беседа.
-какое сейчас время года?
- назовите осенние месяцы.
-что такое звуки? какие они бывают?
– Из чего состоит речь? (наша речь состоит из предложений)
– Как определить, что предложение закончилось, в устной речи? на письме?
– Какие знаки могут стоять в конце предложения?
Объяснение нового материала.
1. Игра «Доскажи словечко».
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук).
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (горох).
Верите – не верите, мы родом из Америки.
В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)
Логопед. Что вы добавляли?
Дети. Слово.
2. Понятие о слове. Перемещаемся к огороду
Логопед. Послушайте стихотворение И. Токмаковой.
А я придумал слово,
Смешное слово – «плим».
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим,плим!
Логопед. Что значит слово «плим»? Можно подурачиться немного, брать овощи и спрашивать это плим? Так несколько раз, потом ваш вариант 👇
Дети. Ничего.
Логопед. Сравните смысловое значение слов «огурец» – «плим».
Дети. Огурец- это овощ, а плим – ничего.
Логопед. Правильно, каждое слово имеет свое значение
«угадайте, что это?»
зеленый, овальный, срывают.- Огурец
…
Слова мы будем обозначать прямоугольником.
3. Дифференциация слова и предложения.
Логопед. Как вы думаете, что можно составить из слов?
Дети. Предложения.(слова стоят в определенном порядке, связаны между собой по смыслу)
Логопед. Составьте предложения по картинке (на доске) Что больше, слово или предложение? Почему? (слово произносим быстро, предложение долго) ещё слово одно, а в предложении много.
4. Разбор предложения.
Логопед. Составьте предложение из трех слов по картинке.
Дети. Мальчик сорвал помидор.
Логопед. Что составили?
– Сколько слов в предложении?
– Какое слово на первом месте? на втором? на третьем месте?
– Выкладываем схему предложения из полосок-слов.
– Как пишутся слова в предложении? (раздельно)
Правило (ознакомительно) ПЕРВОЕ СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПИШЕТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ, В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАВИТСЯ ТОЧКА (или знак)
5. Составление предложений по опорным схемам, изображённым на доске.
Попробуем наше предложение сделать длиннее. Что нам для этого надо? (добавить слова) какое слово можно добавить? мальчик сорвал красный/спелый/большой помидор
6. Работа с деформированным предложением. (на ковре)
Грядка выросла на тыква.
Это предложение? (Нет.) Почему? (Непонятно.) Что надо сделать, чтобы получилось предложение?(Поменять слова местами.) тыква выросла на грядке.
Логопед. Правильно, каждое слово в предложении должно стоять на своем месте, слова должны быть связаны по смыслу. Что же такое предложение?
Дети. Это несколько слов, связанных по смыслу, стоящих в определённом порядке.
7. Поиграем с овощами. Предлагаю вам помочь сварить суп маме или бабушке?
Что можно делать с овощами на кухне?(имитация движений) резать, чистить, давить, мыть, тереть. (пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём, (потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим, (пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём, (сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам! (сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)
Кладем овощи в кастрюлю, какой получится суп? Картофельный, свекольный, гороховый, капустный. Пюре какое? Тыквенное, морковное, кабачковое.
IV. Итог.
– Что такое текст?
– Что такое предложение?
– Как обозначается на письме начало предложения?
– Какие знаки препинания можно поставить в конце предложения на письме?
– Из чего состоит предложение?
– Как пишутся слова в предложении?
– Что больше, предложение или слово?
– Назовите слова.
– Придумайте «не слова».
– Чем одно отличается от другого?
Из этого можно сделать игру и добавить к четвертому заданию. Учиться составлять предложения.
*
| ||
| ||
Предварительный просмотр:
Звук и буква А. Фрукты.
Словарь : Существительные: сад, дерево, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, ананас, банан, киви, гранат, персик, абрикос, виноград, хурма, авокадо, манго.Прилагательные: вкусный, сахарный, сочный, спелый, ароматный, гладкий, красный. Желтый, оранжевый, коричневый, синий, фиолетовый, розовый, зеленый, круглый, овальный, мелкий, крупный, большой, маленький. Глаголы: цвести, плодоносить, зреть, собирать, убирать, заготавливать, срывать.
Понятия: «слово» «предложение», «звук», «буква».
- Какой одинаковый звук в словах Апельсин, Ананас, Абрикос?
- Звук [а]- губы в спокойном состоянии, рот широко открыт, язык лежит во рту, горлышко работает(проверяем рукой)-звук гласный, потому что воздух во рту проходит свободно, не встречает преград, звук можно петь. Гласные звуки обозначаем красным кругом.
- Положи перед собой столько кружков, сколько я произнесу звук [а];
Хлопни, если услышишь звук [a]: а, и, а, у, о, а, м, а, д, к, б, а; уа, ау, иу, иа, эа, иои, пу, ам, эх, им, он, ал
- Обведи фрукты, в названии которых есть звук [а].
- Обозначь красным кружком место звука [а] в словах (начало, середина, конец):
Апельсин
Груша
Слива
Абрикос
- Назови, какой чай?
- Зачеркни лишний предмет? Почему он лишний?
- Пропиши букву А:
АПЕЛЬСИН ГРУША СЛИВА АБРИКОС
АПЕЛЬСИН ГРУША СЛИВА АБРИКОС
Предварительный просмотр:
«Звук и буква У. Деревья.»
Словарь: существительные: осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна. Глаголы: наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться (небо), облетать, накрапывать. Прилагательные: жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень), сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий. Наречия: мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.
- Вспомни и назови деревья
ДУБ БЕРЕЗА ОСИНА КЛЕН ЛИПА РЯБИНА
2. Назови листья: у дуба-дубовый, у березы-березовый, у осины-осиновый, у клена – кленовый, у липы – липовый, у рябины-рябиновый
3. Упражнение "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе. Дерево растет, деревья ... (растут)
Лист падает, листья ...(падают), лист желтеет, листья…(желтеют), дерево на ветру шелестит, деревья на ветру …(шелестят)
4. Какой гласный звук в слове ДУБ? (гласные звуки, это те, которые можно петь, воздух во рту проходит свободно, не встречает преграды)
Звук У- рот приоткрыт, губы вытянуты трубочкой, язык спокойно лежит во рту.
Произнеси слово Дуб по звукам (отогнуть три пальца, называя каждый звук, загибаем по одному Д, У, Б)
5. Определи место звука У в словах и напиши букву У в начале, середине или в конце слова.
6. Помоги сове добраться до дерева, ей надо назвать все буквы на дорожке
7. Пропиши слово АУ, не забудь пропустить клетку между словами.
План-конспект
Сегодня мы отправимся на прогулку в волшебный лес. Какие звуки услышим в лесу? (аудио), как где то далеко гудит поезд : «У- У-уууууу!». Какой звук услышали? Что еще мы слышим? как в лесу кричит сова: «У- У-ууууууу» . Какой звук услышали? ( звук «У»). Молодцы
А давайте мы с вами споем как пела сова: «УУУУУУУУУУУУУУУ». Когда мы поем песенку совы наши губы вытягиваются в трубочку. А сейчас давайте мы пропоем песенку совы тихо. Молодцы. Сейчас давайте мы пропоем песенку совы громко. Ребята звуки которые можно петь, называются гласными. Звук «у» мы с вами можем пропеть, значит, этот звук (Какой?) гласный. Гласные звуки мы с вами будем обозначать красным кругом. (показать символ детям). А сейчас давайте посмотрим вокруг нас, на все что нас окружает и назовем слова в которых живет звук «у».
Посмотрите, к нам прилетела сова, она хочет помочь нам собрать следующую страницу азбуки, и принесла нам части нашей буквы, но в лесу был сильный ветер, и она растеряла всё. Поможем сове отыскать части для азбуки?
Ребята, скажите, на чем сидит сова? На суку, Давайте подумаем и скажем в слове сук живет звук «у»? а сук это часть чего?
- Какие еще части есть у деревьев. Вспомнить названия деревьев, (на фланелеграфе), игра один-много.
- Собрать дерево (разрезная картинка)
- Назвать, какой лист? дубовый, берёзовый и т д (по карточкам соотнести дерево и лист)
Ветер дует нам в лицо : «У- у –уууууу» | Дети обмахивают руками лицо и коротко произносят звук «У» |
Закачалось деревцо | Поднимают руки вверх, наклоны влево вправо |
Ветер дует тише, тише: «У-уууууууу» | вытягивают руки от груди вперед, тихо и длительно произносят звук «У» |
Деревце растет все выше, выше | Поднимают руки вверх и подтягиваюся. |
Ветер сильный набежал: «У-уууууууу» | Оставляют руки вверху, раскачиваются в стороны и громко произносят звук «У» |
И все листья оборвал. | Бросают руки вниз, расслабляются. |
- Волшебные листочки, (игра с фонариком) определить место звука у в словах и положить лист в начало/середину/конец корзинки. Слова: улитка, утка, улей, сук, пруд, дупло, какаду, рагу, эму
- Назови слово по звукам (по РКШ) СУК, ДУБ, ПРУД
- Отгадай , что кричат дети? Сложи первый и последний звук в слове улитка
- Знакомство с буквой У
- Прописать в тетради АУ
- Из полученных частей сложить аппликацию
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Космос. Буква Е.
1.Выучи считалочку.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой - Нептун.
Номер «девять» звать Плутон,
Тот, кто лишний – выйди вон!
2.Назови планеты. Посчитай сколько слогов в названиях планет и напиши цифры. (Мер-ку-рий,
Ве-не-ра, Зем-ля, Марс, Ю-пи-тер, Са-турн, У-ран, Неп-тун.)
3.Найди в названиях планет все буквы «е», подчеркни их.
4. Подпиши картинки, прочитай слова.(Еда, ежи, ель, енот, Емеля) Составь предложения с этими словами. (Колючая ель растёт в лесу. Емеля сидит на печке. и т д.)
Ь | Я |
5. Допиши букву Е к согласным буквам, какие получились слоги? Не забудь, буква Е умеет смягчать согласные, которые стоят перед ней.
6. Прочитай предложение по первым буквам названия картинок. (Саша ела еду из тарелки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОУ.
В статье описывается опыт работы КГКП "Детский сад № 10 "Ладушки" Зыряновского района" по формированию связной речи старших дошкольников в процессе интеграции занятий по развитию речи и изодеятельност...
Занятие по развитию речи в старшей группе "Кто работает в детском саду"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: « Кто работает в детском саду».Программное содержание.1. Учебная. Закреплять представления детей о том, ...
Занятие по развитию речи в старшей группе "Кто работает в детском саду"
Обогащение знаний о труде взрослых с детьми старшей группы....
Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития
Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками...
Опыт работы по развитию речи в детском саду
Опыт работы по развитию речи в детском саду/...
«Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» Опыт работы
laquo;Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» 1 слайдВ соответствии с Законом “Об образовании” здоровь...
Публикация статьи в педагогический колледж (2022) 1. Тема: Методы проведения физкультурного занятия в детском саду (опыт работы)
В настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране.Моя позиция в работе инструктора по физической культуре:&laqu...