ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОУ.
статья (старшая группа) по теме

Геслер Марина Вячеславовна

В статье описывается опыт работы КГКП "Детский сад № 10 "Ладушки" Зыряновского района" по формированию связной речи старших дошкольников в процессе интеграции занятий по развитию речи и изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОУ.

Геслер М.В.

Казахстан, г.Зыряновск

Организация учебно-воспитательного процесса в современных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности. Творчески работающие педагоги стараются найти новые подходы в определении содержания, форм и методов организованной учебной деятельности воспитанников.

Одним из направлений методического обновления дошкольного образования является  проведение интегрированных занятий на основе объединения учебного материала из нескольких образовательных областей вокруг одной темы или понятия.

Интегрированное занятие – это занятие ориентированое на раскрытие определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Цель интегрированных занятий, построенных на межпредметной связи: разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Интегрированное обучение, являющееся новой моделью обучения, согласно направлениям работы с дошкольниками в свете общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан, используется  педагогами КГКП «Детский сад № 10 «Ладушки» Зыряновского района» как личностно-ориентированное обучение и воспитание детей, с учетом их склонностей и способностей, а также запросов родителей. Интегрированный подход отвечает одному из основных требований дошкольной дидактики: образование   должно быть  небольшим по объему, но ёмким .

Интеграция без труда вписывается в систему организованной учебной деятельности дошкольного учреждения, так как воспитатель, в соответствии с расписанием и определенной темой, планирует занятие, и дополняет его фрагментами из разных образовательных областей.

Интегрированные занятия не только нравятся дошкольникам, но и дают детям возможность размышлять, созидать, фантазировать, сочинять, изобретать, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. На них важно продумать и объединять разные виды деятельности, чередовать их. У детей дошкольного возраста формируется познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации. При проведении интегрированных занятий можно сочетать классические и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое, познавательное, эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Используя разные виды деятельности в ход занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми и стабильность результатов.

Интегрированное построение организованной учебной деятельности дает ребенку возможность реализовать свои творческие  способности, вырабатывает коммуникативные умения. Ведь на таком занятии нужно уметь свободно изложить свою мысль, поделиться впечатлениями; у детей развивается познавательный интерес, кругозор, активность, поскольку любая тема требует активизации опыта в ситуации интегрированного занятия[1].

Цель интеграции развития речи и изобразительной деятельности научить дошкольника видеть мир как единое целое, в котором все составные части взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир изобразительного искусства.

Задачи:

1. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, с особенностями декоративно-прикладного искусства.

2. Формировать умения составлять описательные рассказы по репродукциям художников, по своим рисункам и рисункам сверстников, по результатам детского творчества.

3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, репродукций, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек.

6. Воспитывать художественный вкус и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Для успешного проведения интегрированных занятий воспитатели нашего дошкольного учреждения соблюдают следующие требования:

систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю.

 понимание педагогом важности проблемы.

реализация замысла, в процессе которой идет дальнейшая разработка содержания.

подбор наглядного материала, в соответствии с возрастными особенностями детей,  требованиями ГОСО РК.

систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми  и в работе с родителями по данной теме.

Для реализации задач педагоги используют разнообразные методы и приемы.

Диалоги между педагогом и ребенком ориентированы на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседы на тему «Почему нравится...» или «Почему не нравится...», побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо создать условия, необходимые  для уточнения ребенком критериев оценивания предмета. Это могут быть уточняющие вопросы, развивающие логическое мышление.

Частично-поисковый метод направлен на развитие инициативности. Он предполагает выполнение небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, моделям, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого рассказывания, переосмысление традиционных и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются такие методические приемы, как: упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия своей работы с объяснением. Проводится слушание и анализ детских рассказов по собственным рисункам, поделкам. Игры создают творческий настрой на занятиях.

Занятия в старшей группе мы планируем в соответствии с содержанием программы «Біз мектепке барамыз».

Планируя занятие «Золотая осень», мы поставили перед собой задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Оживлять эстетические впечатления, вызванные наблюдениями за осенними явлениями в природе и отражать их в рисунках. Воспитывать чувство прекрасного.

На занятии дети закрепили приметы осени,  названия осенних месяцев, слушали прекрасные стихотворения А.Пушкина «Унылая пора, очей очарование…», Е.Успенской «Подарило солнце», З.Федоровской «Осень», И.Бунина «Листопад»., любовались репродукциями картин И.И.Левитана «Золотая осень», В.Д. Поленова «Золотая осень», А.Остроухова «Золотая осень», И. Грабарь «Рябина», И.В. Шишкина «Осень», с удовольствием делились своими впечатлениями от увиденного и услышанного. Речь детей активизировалась словами: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, курлыкают, улетают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, убирают, срывают, выкапывают и т.д..

Педагог помог детям почувствовать необыкновенный жар, пылающей красками осени, восторг ее красотой. Занятие превратилось в настоящий праздник радости и светлой грусти прощания с таким прекрасным временем года. В своих рисунках дошкольники передали приметы и явления осени: перелет птиц, листопад, сбор урожая. Анализ детских работ превратился в творческое рассказывание по сюжету рисунка.

Программой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Бiз мектепке барамыз» предусмотрена необходимость формирования национальных ценностей. На интегрированных занятиях расширяются и углубляются представления о национальных праздниках путём создания творческих работ, формируются знания о традициях казахского народа[2].

Праздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее время приобрел новый духовно-этический смысл. На занятии «Праздник Наурыз» дети знакомятся с традициями встречи праздника. После знакомства с историей праздника мы предлагаем творческую работу по развитию речи: придумать рассказ на тему «Праздник весны - Наурыз».  Перед   составлением рассказа проводится предварительная подготовка, работа по картинкам, рассказ о традициях встречи праздника, чтение стихотворений на русском и казахском языках, работа над пополнением словарного запаса.  Для составления рассказа о празднике детям предлагаются слова, с которыми нужно составить рассказ. Итогом занятия является коллективная работа детей по сюжетной лепке «Дети на празднике «Наурыз».

На занятии «Ваза с цветами» дети знакомятся с разнообразием цветов, закрепляют практические навыки аппликации; получают пространственные представления, учатся правильно располагать изображения на листе бумаги.

 Фея цветов приносит цветик-семицветик. Каждый лепесток содержит задание. Дети называют цветы, места из произрастания, части цветочного растения, собирают букеты. Результат занятия – ваза с цветами, которую можно подарить маме на 8 марта.

 Воспитатели КГКП «Детский сад № 10 «Ладушки» Зыряновского района»  вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов подачи содержания детям. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает немаловажное значение через интегрированное обучение дошкольников, так как изменился способ организации детских видов деятельности: это стало не руководство взрослого, а совместная деятельность ребенка и взрослого.

 

Использованная литература:

1. Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.57-60.

2.  Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Бiз мектепке барамыз». - Астана, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ комплексного занятия по развитию речи и изодеятельности "Посуда для Федоры"

Целью занятия является: формирование опформирование определенного запаса знаний и умений формирование определенного запаса знаний и умений ределенных знаний и умений, повторение произведения...

Занятие по развитию речи в старшей группе "Все работы хороши - выбирай на вкус"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИТЕМА: Все работы хороши – выбирай на вкус!СТАРШАЯ ГРУППА. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ОРЛОВА Е.В. ЗАДАЧИ:Образовательные:1. Закрепить представление детей о профессиях.2...

Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию занятий по развитию речи и физической культуре.

Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию речи и физической культуре....

Занятие по развитию речи в старшей группе "Кто работает в детском саду"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: « Кто работает в детском саду».Программное содержание.1.       Учебная. Закреплять представления детей о том, ...

Занятие по развитию речи в старшей группе "Кто работает в детском саду"

Обогащение знаний о труде взрослых с детьми старшей группы....

Конспект комплексного занятия по развитию речи и изодеятельности в младшей группе «Путешествие в сказку»

Занятие направлено на активизацию речи детей , включая в частичный пересказ сказки, формирование  интереса к  изобразительной деятельности (рисование на крупе; лепка из теста) через ска...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изодеятельности по теме: «Птицы Ямала»

Программное содержаниеУточнять знания детей о зимующих птицах, расширять их представления; развивать связную речь, зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, мелкую и общую моторику. Воспиты...