Опыт работы по развитию речи в детском саду
материал
Опыт работы по развитию речи в детском саду/
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад « Солнышко»
Опыт работы
по развитию речи
в детском саду
Подготовила:
воспитатель
Уклеина Алена Олеговна
Р.п.Дмитриевка, 2018 год
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь не дается человеку от рождения, должно пройти время, чтобы ребенок заговорил. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь развивалась правильно и своевременно. От уровня овладения связанной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с другими людьми, общее интеллектуальное развитие ребенка.
В нашем ДОУ существует проблема по развитию речи, т.к. с каждым годом увеличивается количество детей с дефектами речи, малоговорящих детей . Решать эту проблему необходимо как можно раньше. Наш детский сад работает по общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н, Е., в которой указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе. Успешная реализация всех этих задач , зависит от жизни группы, той атмосферы, в какой воспитывается ребенок, от продуманной среды.
В своей работе я выделила несколько основных факторов успешного овладения ребенка речью.
Дети моей группы, третьего года жизни , нуждаются в общении. Они внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают общаться задавая вопросы: «Как?», « Что это?», «Зачем?», «Где?» .получают новые впечатления от услышанного. Я стараюсь создать для детей такие условия, при которых детям будет успешно общаться со взрослым и друг с другом. Обогащаю у детей активный и пассивный словарь, использую в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия , предлоги. Для этого всегда внимательно и заинтересованно выслушиваю ребенка, вовлекаю его в разговор, много говорю сама., помогаю вступать в речевой контакт со старшими детьми, со взрослыми.
Другой фактор успешного овладения речью – чтение мною стихотворений, народных песенок и потешек. В начале адаптационного периода при планировании тщательно подбирала материал по развитию речи. Повторяла знакомые детям произведения. И сейчас стараюсь ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы. Использование многочисленных произведениях (приговорушки, потешки, ладушки, стишки) помогают мне в общении с детьми в тот или иной отрезок времени , делают его более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке, также и шуточные стихи. Устанавливается тесный контакт с детьми, поднимается их эмоциональное состояние.
Во время адаптации у нас хорошо проходила игра «Кто у нас хороший.» . На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки… » помогает мне завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.
Когда беру куклу, баюкаю (вокруг меня собираются малыши, читаю стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Дети начинают петь песенку, используя не только выученные в группе, но и домашний репертуар.
Петь детям и с детьми желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Музыкальный руководитель констатирует, что дети, с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников, чьи воспитатели не поют: они умеют слушать пение и игру на инструментах, без труда и с удовольствием подпевают взрослым.
Большое значение по воспитанию общих речевых навыков имеет работа на дыхание. Провожу дыхательную гимнастику в игровой форме . Это вызывает интерес детей и желание заниматься. Дыхательная гимнастика «Кораблик», «Шарик», «Перышко», «Мыльные пузыри», «Загони мяч в ворота». Для работы на речевым дыхание использую речевые подражания: голосам животных, бытовым предметам, звукам, издаваемым транспортом, слияние гласных.
Во время пальчиковых игр совершенствуется произношение стихотворного текста, происходит постановка правильного дыхания, развивается речевой слух. Детям нравятся пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Понимание речи и активизация словаря детей происходит постоянно , в течении всего пребывания в детском саду : во время расширения ориентировки в ближайшем окружении, во время наблюдений, проведения культурно -гигеенических навыков, во время настольных игр, рассматривания альбомов. Слежу за тем, чтобы дети употребляли слова в самостоятельной речи.
Значительным является фактор создания речевой развивающей среды.
Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, удивить ребенка – это часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогают мне на достаточно длительное время занять одних детей, пока я работаю с другой подгруппой.
Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. С помощью игровых приемов добиваюсь динамичности процесса обучения. Использую самые разнообразные игровые задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно. Например, чередование хоровых ответов с индивидуальными .Хоровых ответов должно быть достаточно много. Когда дети говорят хором, слежу, чтобы не переходили на крик.
Использую самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, в пассивном словаре ребенка.
Работая с детьми- я пришла к выводу, что не все дети одинаково воспринимают речь воспитателя. У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети еще очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений еще практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки.
В моей группе дети очень любят театрализованные игры, в которых осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах. Так, например, игра «Какого цвета». Я раздаю детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее). Затем я показываю квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так, мы и знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.
Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, застегивание пуговиц. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, пластилин6ом, шнуровки. На примере простых упражнений на развитие общей моторики я стараюсь научить малыша выслушивать и запоминать задания , а затем выполнять их.
В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. В настоящее время во всем мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида и от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга
В презентации представлен опыт работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Пет...
Педагогический опыт «Режимные моменты в детском саду: подъем детей после сна»
Цель: Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия.Задачи:1. Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.2. Повысить жизненный тонус и сопрот...
«Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» Опыт работы структурного подразделения детского сада «Теремок» ГБОУ СОШ с.Девлезеркино
Опыт работы структурного подразделения детского сада "Теремок" ГБОУ СОШ с.Девлезеркино...
Дидактическая юбка по развитию речи детского сада.
Равлекательна, полезноДетям очень интересноВокруг юбки собираемсяЕжедневно развлекаемся....
Опыт работы музыкального руководителя детского сада. Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет по ФГОС
Работа музыкального руководителя над развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста...
Дидактическая юбка по развитию речи детского сада.
Развлекательна, полезнаДетям очень интересноВокруг юбки собираемся Ежедневно развлекаемся....
Опыт работы педагога-психолога детского сада. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.
В статье представлен опыт работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Материал будет полезен для педагогов-психологов впервые осуществляющих работу по психологическому сопровождению дете...