Лэпбук как современное средство речевого развития детей дошкольного возраста
проект по развитию речи (младшая группа)

Романенок Мария Александровна

Перед  педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками с целью развития их речи. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного.      Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romanenok_m.a.docx191.84 КБ

Предварительный просмотр:

детсад.jpg

Проект

«Лэпбук как

современное средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Автор: Романенок М.А.

                                           Воспитатель I квалификационной категории

2017-2018 уч.г.

Тип проекта: практико-ориентированный, творческий.

Участники проекта: дети 2-3 лет, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный: сентябрь 2017г. - май 2018г.

Актуальность проекта.

    Проблема формирования правильной красивой речи, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении речевой активности детей и задержке речевого развития. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

    В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками с целью развития их речи. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.  С внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я стала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.

    Что такое лэпбук и для чего он нужен?

    Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Лэпбук – можно рассматривать как: форму совместной деятельности участников образовательного процесса (детей, родителей, педагога), часть предметно-развивающей среды или продукт коллективного творчества. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Согласитесь, что позитивный опыт лучше запоминается и хочется его еще раз повторить. Лэпбук – сравнительно новое явление. Активно лэпбук используется в детских садах и начальных школах Америки. Лэпбук - это книжка - раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладышами и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного.      Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности. Лэпбук можно использовать как особый вид детско-родительского проекта.

   Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

  • трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
  • вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
  • доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
  • насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

    Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
  • добровольное присоединение детей к деятельности;
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
  • открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).

    Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над темой, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать материал по всем пяти направлениям.

   Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

    Таким образом, возникла необходимость в выборе темы проекта «Лэпбук как современное средство речевого развития детей дошкольного возраста».

    Объект проекта: современные средства обучения детей дошкольного возраста.

    Предмет проекта: использование лэпбука в процессе развития речи детей дошкольного возраста.

    Гипотеза: можно предположить, что развитие речи детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.

   Цель проекта: повышение уровня развития речи у детей дошкольного возраста через создание и использование лэпбука.

   Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.

2. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.

3. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства речевого развития детей дошкольного возраста на 2017-2018учебный год.

    Ожидаемые результаты проекта: создание лэпбуков по запланированным темам в течение года, выставка лэпбуков в дошкольной образовательной организации «Лэпбук - это интересно!», мастер-класс для педагогов «Лэпбук: от идеи до воплощения», рекомендации для родителей по созданию лэпбуков «Создаем вместе».

Ресурсы:

1. Нормативно-правовые:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26;

- Примерная образовательная программа «Детство»

2. Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и принтер для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.

3.Кадровые ресурсы: для создания и использования лэпбуков в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. Использование лэпбука может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.

Критерии эффективности:

1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовываться в условиях сотрудничества педагогов и воспитанников, что позволяет реализовать режим развития данной возрастной группы и дошкольной организации.

2. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все формы и методы, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и детьми, и формированию осознанного отношения детей к процессу совместной деятельности и способам ее реализации.

3. Основные принципы реализации проекта: комплексно-тематический, личностно-ориентированный и деятельностный подход, создание активной развивающей предметно-пространственной среды.

Теоретическая значимость проекта заключается в определении особенностей использования лэпбука в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта состоит в использовании материалов, методических разработок по применению лэпбуков в практике образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  1. Разработка проекта.
  2. Разработка перспективного плана, тематики, содержания лэпбуков на учебный год.
  3. Подбор и приобретение необходимого материала. Изготовление дидактических игр. Подбор и изготовление демонстрационного материала по лексическим темам в соответствии с перспективным планом работы.

Основной этап работы над проектом предполагает организацию и проведение индивидуальной и групповой работы с детьми по речевому развитию, закрепление полученных знаний, умений и навыков. А также организацию мастер-классов для родителей, организацию выставок изготовленных лэпбуков, привлечение родителей к подбору демонстрационного и дидактического материала для создания лэпбуков.

Перспективное тематическое планирование

№ п/п

Тема лэпбука

Время

Содержание

1.

«Овощи и фрукты»

октябрь

Формирование знаний об овощах и фруктах, их пользе для человека.

2.

«Транспорт»

ноябрь

Формирование представлений о различном транспорте, его предназначении, о правилах дорожного движения.

3.

«Зимушка-зима»

декабрь

Формирование представлений о зиме, зимних явлениях природы, зимних забавах, праздниках.

4.

«Одежда и обувь»

январь

Закрепление знаний об одежде в разные сезоны.

5.

«Здоровячок»

февраль

Закрепление знаний о здоровье и здоровом образе жизни, питании, уходе за своим телом.

6.

 «В гостях у сказки»

март

Закрепление знаний о сказках и сказочных героях.

7.

«Домашние животные»

апрель

Обобщение знаний о домашних животных.

8.

«Моя семья»

май

Формирование представлений о семье и её членах, воспитание уважения и любви к своим родным и близким.

Заключительный этап:

    Выставка лэпбуков в дошкольной образовательной организации «Лэпбук - это интересно!», мастер-класс для педагогов «Лэпбук: от идеи до воплощения», рекомендации для родителей по созданию лэпбуков «Создаем вместе», трансляция педагогического опыта работы на образовательных сайтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия)....

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста ( Ушинский)

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...

Отчёт по теме самообразования «Лэпбук как современное средство речевого развития детей дошкольного

Отчёт по теме самообразования "Лэпбук как современное средство речевого развития детей дошкольного возраста"...

Лэпбук, как эффективное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

В статье представлены особенности применения лэпбука для сенсорного развития детей раннего возраста, а также описаны этапы его создания, освещены темы, которые можно изучить и закрепить вместе с детьм...