Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
презентация по логопедии на тему
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает: овладение детьми речью как средством общения и культуры ; обогащение активного словаря ; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха ; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы .
К числу современных образовательных технологий можно отнести: · здоровьесберегающие технологии; · технологии проектной деятельности · технология исследовательской деятельности · информационно-коммуникационные технологии; · личностно-ориентированные технологии; · технология портфолио дошкольника и воспитателя · игровая технология · технология «ТРИЗ» и др.
При выборе технологии необходимо ориентировать ся на следующие требования : ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей воспитание культуры общения и речи; технология должна носить здоровьесберегающий характер; основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком; реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий , которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
Технология « Азбука общения » Авторы: Л.М. Шипицына, О.В.Защиринская , А.П.Воронова, Т.А.Нилова . П редставляет собой теоретический и практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми. Нацелена: на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Технология « Азбука общения » Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами . Девиз программы «Азбука общения» - Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!
Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач: - обучение пониманию себя и умению быть в мире с собой; - воспитание интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении; - формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения; - развитие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей; - развитие самоконтроля в общении и др.
Для решения названных задач рекомендованы следующие формы образовательной деятельности: - развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные); - этюды, импровизации; - наблюдения, прогулки, экскурсии; - моделирование и анализ ситуаций общения; - сочинение историй и др.
« Технология активизирующего обучения речи как средство общения » Автор: О.А. Белобрыкина нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Лингвистические игры «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.). «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.). «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.). «Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.). «Назови предмет по действию» (ручка - писалка , пчела - жужжалка , занавеска - затемнялка и т.д.). « Антидействие » (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.). «Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.). «Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.). «Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.). «Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д ). «Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.). «Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.). «Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).
« Мнемотехника» Авторы: В.К.Воробъева , Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов , Т.В.Большева , Л.Н.Ефименкова и др. Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций Данная система методов способствует р азвитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной ), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников , Ш ироко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы при заучивании стихов и др.
« Мнемотехника » использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации . Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка , построению самостоятельных связных высказываний , обогащении словарного запаса,
Мнемотаблицы могут быть составлены к русским народным сказкам
Загадкам
С тихам и считалкам.
Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ Авторы: Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук ТРИЗ — теория решения изобретательских задач . наука о том, как решать проблемы . Возникла она в нашей стране в 40-е годы. Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), советский (а позднее — российский) инженер-изобретатель, писатель-фантаст . РТВ-« развитие творческого воображения ». один из курсов, которые преподаются в процессе обучения ТРИЗ. Этот курс появился значительно раньше, чем Теория развития творческой личности (ТРТЛ ). главное кредо тризовцев : "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" ( Г.С.Альтшуллер )
Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ Главное кредо тризовцев : «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» ( Г.С.Альтшуллер )
Главная особенность « тризовских » технологий доходчивость и простота подачи материала и формулировке сложной ситуации . Сказки, игровые и бытовые ситуации - это та среда, через которую ребёнок научится применять « тризовские » решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы, которые черпает их тризовских игр и упражнений. .
« Т ризовские » технологии Мозговой штурм или коллективное решение проблем . Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете) Морфологический анализ Создание новых объектов, с необычными свойствами ( выбор свойств случайный). Системный оператор
Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников С тихотворение без рифмы из пяти строк.
Но это уже совсем другая история…..
Спасибо за терпение и до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия)....

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста ( Ушинский)
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...

Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....

Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский Возможности использования модифицированной метод...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста...