Лэпбук, как эффективное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)
В статье представлены особенности применения лэпбука для сенсорного развития детей раннего возраста, а также описаны этапы его создания, освещены темы, которые можно изучить и закрепить вместе с детьми с помощью лэпбука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polyanskaya_a.e._gribanova_a.e._statya.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЭПБУК, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Грибанова А.А., воспитатель; Полянская А.Е., воспитатель;
Волкова С.В., заведующая ДОО
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 77
Отличительной особенностью обучения и воспитания детей дошкольного возраста, является то, как они воспринимают информацию. Всем нам известно, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, их внимание все ещё не достигло того уровня, чтобы они могли воспринимать скучные образовательные факты, а время, в которое они могут проявлять устойчивое внимание и интерес, ограничено 10-30 минутами, а если информация им не интересна, то ещё меньше. В связи со всеми перечисленными особенностями образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, перед нами возникла проблема, как организовать образовательную деятельность с детьми так, чтобы они имели возможность проявлять собственную инициативу, действовать по своему замыслу и обучаться, или закреплять знания, удерживать внимание, без участия воспитателя. На наш взгляд, применения лэпбука, дает такую возможность, к тому же, можно составить ряд разнообразных заданий, дидактических игр, упражнений, среди которых каждый воспитанник сможет найти для себя интересное и увлекательное. Еще один неоспоримый факт применения лэпбука, это то, что его можно составить на любую тему, он может быть направлен как на получение новых знаний, так и на закрепление полученных знаний, умений и навыков на занятиях. Кроме того, дети могут пользоваться им самостоятельно, главное, вызвать у них интерес.
Применение лэпбука не имеет возрастных ограничений, единственным может являться возраст ребенка, с детьми раннего возраста, обязательно присутствие взрослого, дети старшего дошкольного возраста, способны самостоятельно выстраивать свою игру с ним, главное наполнить лэпбук яркой, доступной для детей информацией, а также заданиями, которые дети смогут решить самостоятельно, испытав ситуацию успеха от выполненного задания.
Для детей раннего возраста, нами был составлен лэпбук, в котором собраны задания для развития мелкой моторики, такие как, - шнуровки, мешочки с сюрпризом, замочки, ткани – шерсть, шёлк, махровые лоскутки и пр. С данным лэпбуком дети работали сначала под присмотром педагога, а к концу года уже самостоятельно, самое главное, исключить мелкие детали, которые ребенок может проглотить, т.е. необходимо подобрать материалы для изготовления так, чтобы обеспечить безопасность, даже при условии, что воспитатель не следит пристально за каждым действием ребенка. Ведь одной из задач лэпбука является обучение ребенка самостоятельно развиваться в окружающей его среде, в дальнейшем это будут центры в группе, таким образом, мы обеспечиваем одновременно несколько условий в соответствии с ФГОС ДО, о том, что среда должна быть развивающей и мобильной, ведь лэпбук может постоянно пополняться новой информацией, ее можно заменять, усложнять или предложить детям лэпбук, направленный на другую тему в соответствии с образовательной программой.
Еще одним преимуществом лэпбука является его компактность, в наших группах достаточно ограниченное пространство, сложно вместить туда весь развивающий материал. Все центры в группах пополняются новой информацией, но сложно создать что-то новое и при этом не задействовать большую территорию, тот же макет по пожарной безопасности или ПДД занимает много места, его сложно сохранить в первозданном виде. При этом, среда постоянно должна пополняться чем-то новым, необходимо обеспечивать сменность информации, чтобы детям в одном и том же пространстве было интересно, и они стремились изучать ее. Если же у нас в развивающих центрах будет находится всегда одно и то же в течение всего года, дети потеряют интерес к исследованию окружающей их среды, а интерес является главным двигателем процесса развития дошкольников.
Одним из наших наблюдений стал тот факт, что детям старшего дошкольного возраста очень интересны игры, в которых у них есть возможность проявить самостоятельность, действовать по своему плану, а не предложенному воспитателем, так они чувствуют себя увереннее и осваивают новые роли социального взаимодействия, главное им не мешать и можно увидеть, как дети сами придумывают сюжеты, распределяют роли, учатся нести ответственность за свои решения, учатся решать проблемные ситуации, выстраивать конструктивное взаимодействие друг с другом.
Для старших дошкольников нами был разработан лэпбук по финансовой грамотности, в котором были собраны дидактические игры, направленные на закрепление знаний о том, что можно и нельзя купить за деньги, что такое труд и почему для того, чтобы улучшить свое благосостояние, надо трудиться, почему так важен труд каждого человека, независимо от того, какая у него профессия и чем он занимается, все мы вместе, обеспечиваем комфортные условия для жизни в нашем государстве. В лэпбуке были собраны игры, - «Где монеты, где банкноты», «Разрезные картинки», «Профессии», «Купюры для игры в магазин», «Карточки с проблемными ситуациями для постановок», «Монополия для детей» и т.д. С помощью данного лэпбука дети могут организовывать сразу несколько сюжетных игр, примерять на себя различные профессии, кроме того, можно организовать работу одновременно нескольких подгрупп детей, так как для игры можно использовать отдельные фрагменты лэпбука не мешая друг другу.
Мы нашли для себя множество преимуществ применения лэпбука в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, начиная от яркой, доступной им информации и заканчивая сохранением пространства группы, для обеспечения двигательной активности воспитанников. Кроме того, мы отметили, что дети проявляют наибольший интерес, если они самостоятельно изготавливают материалы для создания лэпбука, участвуют в его оформлении и предлагают идеи и темы, которые можно реализовать с помощью лэпбука.
Нами были созданы лэпбуки на различные темы, например, «Зимушка-зима», который объединял в себя задания, направленные на закрепление цикла тем о зиме, о зимних забавах, о признаках зимы месяцах, праздниках, одежде, зимующих птицах и пр. Лэпбук «Животные нашей планеты», в котором были представлены игры и задания о домашних и диких животных, о животных, обитающих в тропиках и на Севере, о том как называются их детеныши, чем питаются разные животные, определили, что значит хладнокровные и теплокровные животные и пр.
Как видите, вариантов для создания лэпбука огромное множество, а еще его можно составлять вместе с детьми постепенно, по мере прохождения различных тем. Например, мы предлагали детям по завершению каждой темы создавать новую игру для лэпбука, у детей появлялась цель их деятельности, и они с большим рвением старались усвоить предлагаемую им информацию, к тому же, то, что изготовлено своими руками, как известно больше ценится.
Литература:
1. Еманов С.В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста / С.В. Еманова – Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2021. – 142с.
2. Белкина В.С. Психология раннего и дошкольного детства / В.С. Белкина. – М.: Юрайт, 2020. – 171с.
3. Бочарова Н.И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт, 2018. – 2018с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...
Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...
Музыка, как одно из средств, всестороннего развития детей дошкольного возраста
Музыкальное воспитание, является состовляющей всестороннего развития детей дошкольного возраста....
Оригами как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Сегодня оригами занимаются и взрослые и дети, которые придумываю все новые и новые фигурки. Кстати, оригами не только интересное, но и полезное занятие. Если начать перечислять все положительные сторо...
Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
Решая, социально-личностные задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...
"Оригами,как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".
Задачи мероприятияПознакомить ребенка с применением бумаги в жизни человека.Будем заниматься развитием мелкой моторики рук. Познакомим ребенка со свойствами бумаги.Выявим умение ребенка...
Кинетический песок – как эффективное средство всестороннего развития детей раннего возраста
ldquo;В природе нет ничего бесполезного” – писал философ Мишель Монтень. Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно приро...