Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
презентация
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_rechevogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 145.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования , сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на РАЗВИТИЕ — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Задачи образовательной области «Речевое развитие» - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Подобные приоритеты расставлены не случайно. 1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения. 2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии. 3. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования .
Технология обучения детей составлению сравнений. Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время. Модель составления сравнений: - воспитатель называет какой-либо объект; - обозначает его признак; - определяет значение этого признака; - сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте
Развитие диалогического общения (А.Г. Арушанова ) Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств. А.Г. Арушанова отмечает важность целостного подхода к формированию диалогической речи детей дошкольного возраста, полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерских отношений, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи. В технологии «активизирующего общения» программным содержанием обучения выступает «несанкционированная» речевая активность каждого ребенка .
Азбука общения (Л.М. Шипицына, О.В.Защиринская , А.П.Воронова, Т.А.Нилова ) Технология нацелена на формирование у взрослых людей ответственного отношения к воспитанию маленького человека, развитию различных форм контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми. Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Девиз программы «Азбука общения» - Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья !
Технологии использования моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста (Т.А.Ткаченко, М.М.Алексеева, В.И.Яшина и др.) Использование наглядных моделей в процесс обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие рассказы. Включение наглядных моделей в процесс обучения речи содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания . Наибольшее распространение в обучении детей дошкольного возраста самостоятельному рассказыванию получили схемы составления описательных и сравнительных рассказов, разработанные Т.А.Ткаченко. Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания и составить описательный рассказ. Наличие зрительного плана делает детские рассказы четкими, связными, полными, последовательными, поэтому использование моделирования целесообразно при обучении составлению не только описательных, но и повествовательных рассказов.
Мнемотехника ( В.К.Воробъева , Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов , Т.В.Большева , Л.Н.Ефименкова и др.) Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников. Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциа Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Особенностью данной техники является то, что в качестве дидактического материала в работе с детьми используются схемы, в которых заложена определенная информация. По мнению авторов, использование мнемотехники в речевом развитии детей возможно во всех возрастных группах детского сада. При этом определение содержания мнемоквадратов , мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей.
Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ Главная особенность « тризовских » технологий заключается в доходчивости и простоте подачи материала и формулировке сложной ситуации. Сказки, игровые и бытовые ситуации - это та среда, через которую ребенок научится применять « тризовские » решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы, которые черпает их тризовских игр и упражнений . 1. Мозговой штурм или коллективное решение проблем. Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить. Важным является то, что неправильных решений не бывает, принимаются все варианты . 2.Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете)Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Затем проводится анализ предмета с позиции «хорошо-плохо». 3. Морфологический анализ Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный) 4. Системный оператор . Составление характеристики избранного предмета (прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали)
Технология обучения детей составлению загадок . Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.
Игры и творческие задания Данные технологии направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям. Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Необходимо поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине. 1-ый тип: «текст реалистического характера» 2-ой тип: «текст фантастического характера» Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления; развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать); развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Информационно - коммуникативные технологии ИКТ позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.
словесные игры с использованием нетрадиционных приёмов « Да нет-ка »\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части- живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\ « Назови общие признаки »\ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.\ « Чем похожи?»\ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.\ « Чем отличаются?»\ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.\ « Чем похожи и чем отличаются?»\ кит- кот; кот-крот; кот-ток и т.д.\ «Назови предмет по действию».\ ручка-писалка , пчела-жужжалка , занавеска-затемнялка и т.д.\ « Антидействие »\ карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища и т.д.\ « Кто кем будет?»\ мальчик-мужчиной , жёлудь-дубом , семечка-подсолнухом и т.д.\ стол-деревом « Кто кем был» \ лошадь-жеребёнком , и т.д.\ « Назови все части»\ велосипед→рама, руль,цепь , педаль, багажник, звонок и т.д.\ « Кто где работает?»\ повар-кухня, певец-сцена и т.д.\ « Чем был, чем стал»\ глина-горшок, ткань-платье и т.д.\ « Так было раньше, а теперь?»\ серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т.д.\ « Что умеет делать?»\ ножницы -резать, свитер- греть и т.д.\ « Давай поменяемся»\ слон→обливается→водой, кошка→лижет→языком→шёрстку и т.д.\
Сочинение сказок. « Салат из сказок» / смешивание разных сказок / « Что будет если?»\ сюжет задаёт воспитатель « Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад « Использование моделей»\ картинки- геометрические фигуры « Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.\ « Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных « Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д.\
Сочинение загадок. -город простых загадок /цвет, форма, размер, вещество/ -город 5 чувств \осязание, обоняние, слух, зрение, -город похожестей и непохожестей\на сравнение -город загадочных частей /развитие воображения/: --улицы неоконченных картин, разобранных предметов, молчаливых загадок и спорщиков, - город противоречий / может быть холодным и горячим-термос / -город загадочных дел. « Страна загадок»
Экспериментирование. « Моделирование маленькими человечками» -газообразование, жидкость, лёд. -более сложные модели: борщ в тарелке, аквариум ит.д. -высший уровень :изображение отношений между предметами \притягивается, отталкивается, бездейственен\ -« Растворяется, не растворяется». -« Плавает, тонет». -« Сыпучесть песка».
Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Последовательность работы: Подбор слов-предметов. Дифференциация «живой» - «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов(графическое изображение). Подбор слов-действий, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение). Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия». Подбор слов – признаков к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение). Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки». Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова – предметы» + «слова – действия» , («слова – предметы» + «слова – действия» + «слова - признаки».)
Модель Синквейна
Здоровьесберегающие технологии Биоэнергопластика - БИОЭНЕРГИЯ – энергия, находящаяся внутри человека, ПЛАСТИКА – плавные, раскрепощённые движения рук и тела. - Логоритмика – взаимосвязь речи, музыки и движения . - Пальчиковая гимнастика - игры и упражнения на развитие мелких мышц рук./ с предметами и без предметов/ Дыхательная гимнастика – упражнения, направленные на выработку глубокого вдоха и длительного выдоха. - Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...
Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
Представлены методы технологии ТРИЗ (метод составления загадок и работа с пособием круги Луллия)....
Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста ( Ушинский)
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...
Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полно...
Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....
Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский Возможности использования модифицированной метод...
Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста...