Конспект занятия по развитию речи №16 в подготовительной группе Тема: «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по  развитию речи в подготовительной группе  «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_sostavlenie_rasskaza_na_temu_moya_lyubimaya_igrushka.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  развитию речи

в подготовительной к школе группе

Тема: «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: учить составлять рассказ на данную тему.

Программное содержание: учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа; учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания детей о способах словообразования.

Материалы и оборудование: игрушки – лисенок, щенок.

Планируемые результаты: дети умеют составлять рассказ на данную тему.

Структура занятия

I

Вводная часть

Загадки

3 мин

II

Основная часть

25 мин

1

Беседа

О зверятах

5 мин

2

Составление рассуждения

О животных

5 мин

3

Рассказ

«Моя любимая игрушка»

5 мин

4

Физкультминутка

«Хомка»

2 мин

5

Упражнения

«Дома»

3 мин

6

Загадки

5 мин

III

Заключительная часть

2 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть      

На столе у воспитателя под платком игрушки: рыжий лисенок и черный щенок.

-  Ребята, чтобы узнать, что у меня под платком вам нужно отгадать загадки:

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Но зато красавица –

Всем ребятам нравится! (Лиса.)

Воспитатель достает лисенка.

- Следующая загадка:

Кто наш самый верный друг?

Сильно любит всех вокруг.

Пусть и лает – не кусает,

Просто весело играет. (Щенок.)

Воспитатель достает щенка.

II. Основная часть

  1. Беседа о зверятах

- Посмотрите, дети, какие симпатичные зверята. Расскажите, какие они. Какой лисенок? А какой щенок?

Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а щенок черный, простоватый (глупый). Если дети не выделяют этих качеств, следует задать наводящие вопросы: «Какого цвета лисенок? Как вы думаете, какой лисенок — грустный или веселый? Что еще можно сказать о лисятах, какие они могут быть? А щенок какой? Хитрый? Можно пояснить: нет, он не хитрый; он добрый, ласковый, простоватый. Можно сказать, что он маленький и поэтому еще глупый.

Если дети говорят, что лисенок оранжевый, нужно уточнить, что такая окраска называется рыжая — рыжий щенок, рыжий котенок и лисенок тоже рыжий.

- Про лисенка можно сказать, что он хитрец, потому что он хитрый. А как можно назвать маленького глупого щенка? (Малыш, глупыш.)

Если дети назовут слово глупец по аналогии с хитрец, следует попросить их сравнить слова глупец и глупыш, объяснить, что глупыш — ласковое слово, а глупец — обидное, хотя они и похожи по смыслу и по звучанию.

- А как зовут наших новых друзей? Они написали нам об этом на листочке. Здесь написано, что по цвету зверят легко догадаться, как их зовут. Подумаем, как же их зовут?

Если дети не догадываются назвать клички Рыжик и Черныш, воспитатель подсказывает: «Как можно назвать лисенка, чтобы было понятно, что он не черный, не белый, а рыжий? Как можно назвать щенка, чтобы было понятно, что он черный?» Если это не помогает, он произносит первый слог «Ры...» 

Воспитатель обращается к игрушкам:

- Ну что, зверята, мы правильно угадали? Нет, не угадали? А я, кажется, догадалась. Лисенок такой ярко-рыжий, как огонь. Его, наверное, зовут Огонек. Так ли это? А вот что написано. (Читает). Да, лисенка действительно зовут Огонек. А теперь вы, наверное, догадаетесь, как зовут щенка. Ведь он черный, как уголь. Вова, как его зовут?

Ребенок отвечает.

- Дети, вы согласны с тем, что сказал Вова?

Дети отвечают.

- Давайте прочитаем записку. Оказывается, щенка зовут Уголек.

- Какие красивые клички у зверят: Огонек и Уголек. А мы думали, что Рыжик и Черныш. Что же, Огонек и Уголек, посидите с нами на занятии и послушайте, что расскажут дети.

2. Составление рассуждения

- Сначала дайте описание этим зверятам, расскажите, какие они. Составьте рассуждение, почему так назвали зверят? Как их можно было бы назвать по-другому?

Заслушиваются 4-5 рассуждений.

- А сейчас придумайте сказку о том, как Огонек и Уголек пошли гулять и что с ними произошло.

Дети придумывают сказку.

3. Рассказ «Моя любимая игрушка»

- Ребята, вспомните, какие у кого дома игрушки и какая самая любимая, и расскажите о них.

- Послушайте и мой рассказ о том, какая любимая игрушка была у меня в детстве:

Когда я была маленькая, любимой игрушкой у мена был белый плюшевый зайка — длинноухий, с черными блестящими глазками-пуговками и длинными усами. Зайка был белый-белый, как снежок. Играла я с ним аккуратно, и всегда он был белоснежным. Играла я так: приводила в гости козлика, мишку, угощала их. Козлику и зайке давала капусту, морковь; мишке — сахар. Бабушка связала для зайки серенькие варежки, и я часто гуляла с ним. Однажды пришла домой, вижу — нет одной варежки. Очень я расстроилась, чуть не заплакала, но тут кто-то позвонил в дверь. Открываю — стоит мальчик Саша и протягивает крохотную варежку: «Это твой зайка потерял, возьми». «Спасибо»,— сказала я мальчику. Больше зайка не терял своих варежек.

Детям предлагается дать оценку рассказу воспитателя (что больше всего понравилось, какими словами об этом говорилось).

- Какие любимые игрушки есть у вас дома? Как вы с ними играете? Что интересного было в ваших играх?

По этому плану дети составляют рассказы (5—6).

Каждый рассказ оценивается, в конце выбирается наиболее интересный.

4. Физкультминутка «Хомка»

Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

Хома раненько встает, (потягиваются)

Щечки моет (тереть щеки руками)

Лапки трет (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

И выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

Два (руки вверх)

Три (руки в стороны)

Четыре, пять (трясут кистями рук)

Хомка хочет сильным стать. (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей)

5. Упражнение «Дома»

- Про чьи дома рассказывается в этом стихотворении?

Воробей живёт под крышей,

В тёплой норке – домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

- Эй, цыплёнок, где твой дом?

- Он у мамы под крылом.

- Как вы понимаете слова: «дом», «домик», «домишко», «домище», «домочек»?

- Каким бывает дом? (Старым, новым, деревянным…)

- Расскажите про свой дом. Какой он? Кто в нем живет? Кого вы знаете из соседей? С кем дружите?

Дети рассказывают.

6. Загадки

- Отгадайте загадки:

Чей домишко из иголок

На земле у старых ёлок? (Муравейник.)

Глаза на рогах

А домик на спине. (Улитка.)

Кто самый первый входит в дом,

А все за ним идут хвостом? (Ключ.)

- Что ещё мы называем словом «ключ»? (Родник, музыкальный и гаечный ключи.)

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный – завитой

И обычный ключ  дверной.

- Как назвать ласково ключ? (Ключик.)

- В какой сказке говорится про ключик? («Золотой ключик».)

- Какой он? (Золотой.)

- Колючая, маленькая – это ежик или елочка?

Дети отгадывают.

Воспитатель обращает внимание на правильность отгадки. Если ребенок сказал, что это ежик. Еще раз произносит текст загадки и голосом выделяет окончание. Колючая маленькая. А про ежика мы бы сказали: колючий, маленький.

III. Заключительная часть

- Скажите, чем мы с вами занимались?

- Что вам запомнилось больше всего на занятии? 

- Что показалось сложным? Почему?

Воспитатель подводит итог занятия: отмечает самых активных детей на занятии, обращает внимание на ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе (область социально-коммуникативное развитие) ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

Что за чудо чудеса,Раз рука и два рука.Вот ладошка правая, вот ладошка левая.И скажу вам, не тая,Руки всем нужны друзья!Сильные руки не бросятся в драку,Добрые руки погладят собаку,Умные руки умеют ле...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза»

Цель: формировать  умение  взаимодействия в парах, совершенствовать связную  речь.Задачи:Образовательные:·        учить рассказывать по картине, не по...

Конспект ОИС по речевому развитию в подготовительной группе с использованием образовательных технологий Тема: «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Программное содержание:- обучение  детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;- обучение  отвечать на вопросы воспитате...

Конспект занятия по художественной литературе с подготовительной группе "Пересказываем короткие рассказы"

                                 Тема: «Пересказываем короткие рассказы»Цель: Учить детей ...

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Путешествие в Страну Красивой Речи или поиски пропавшего звука [C]»

Цели:коррекционно - образовательные:автоматизация произношения звука С  в слогах, словах;дифференциация звука по твердости – мягкости;закрепление умения определять наличие заданного звука в...