НОД "ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Глимбоцкая Татьяна Анатольевна
Конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Животные Севера»

Цель: Формирование представления детей о климатических зонах нашей страны; расширять представления об образе жизни животных и птиц холодных стран; знакомить с животными, занесенными в Красную книгу.

Задачи: 1. Расширять и углублять представление детей о животных и птицах Севера и Антарктики: белый медведь, северный олень, тюлень, овцебык, морж, полярная сова, пингвин и др.

2. Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

3. Воспитывать бережное отношение к животным и природе;

4. Знакомить детей с причинами невозможности встречи полярного медведя и пингвина.

Материал: ноутбук, глобус, бумага, цветные карандаши.

Ход занятия.

Звучит аудиозапись

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи,

О земную ось…

В.: Сегодня мы отправляемся в путешествие !На противоположных полюсах земного шара лежат покрытые снегом и льдами Антарктика на юге и Арктика – на севере. Климат там суровый, по полгода длится полярная ночь Слайд1. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабые, что не греют – это время называют полярным днем. Ребята, а кто знает, где находится Крайний Север?

Ответы детей.

В.: Отправимся в путешествие на Север.

Дети встают в круг: Вокруг себя, ты повернись на Севере, ты очутись.

Слайд 2: (снежная пустыня)

В.: Ну, вот мы и на месте. Здесь очень мало растительности – низкорослые кустарники карликовой березы, полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений?

Ответы детей: В Арктике долгая и холодная зима, а лето короткое.

В.: Повсюду только снег и лед. Очень холодно. Давайте погреемся.

Пальчиковая гимнастика «Животные севера»

Кто на севере живет? (хлопки ладошки-кулачки попеременно)

Кто там ест, и кто там пьет («Замок» меняя положение пальцев)

Звери необычные к холоду привычные (соприкосновение пальцев поочередно, образуя колечки)

Вот песец из норки смотрит (пальчики шагают)

Белый мишка важно ходит (пальчики шагают)

Ну, а морж, как капитан покоряет океан (ладони лодочкой)

Гордый северный олень грузы возит целый день (ладони вместе, пальцы раздвинуты)

В.: Ребята, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?

Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из-под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Слайд3(белый медведь)

Дети: белый медведь!

В.: А, как рычит белый медведь?

Ответы детей

В.: Давайте послушаем.

Аудиозапись «Рычание белого медведя»

В.: Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м.  На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?

Дети: шерсть его белая и снег белый.

В.: А, что может выдать белого медведя? И почему?

Ответы детей черный нос. Его хорошо видно на белом снегу

В.: Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Почему? Слайд 4

Ответы детей: Море – это его родная стихия! Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет густой подшерсток. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное.

В.: А, еще, подушки лап у него покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду. Чем питается белый медведь?

Ответы детей.

В.: Слайд 5

 Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Как в думаете что кушает белый медведь?

Ответы детей.

В.: Правильно, белый медведь-хищник, он питается рыбой и др. Слайд 6

В.: Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться от него подальше. А, как вы думаете, почему белый медведь никогда не встретится с пингвином?

Ответы детей.

В.: Посмотрите на глобус. Белые медведи живут на Северном полюсе, а пингвины на Южном. Между ними тысячи километров.

Слайд 7(пингвин)

В.: Пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам.

В.: Посмотрите, какие они грациозные под водой, как быстро плавают и как ловко выпрыгивают из-под воды. Слайд 8

В.: Ребята, а как вы думаете, пингвин издает какие-либо звуки?

Ответы детей.

В.: Давайте послушаем.

Аудиозапись крика пингвина.

В.: Давайте немного поиграем с пингвинами

Физкультминутка

«Пингвины»

Идут вразвалочку пингвины (идут друг за другом)

По огромной белой льдине.

Друг за другом, все гуськом,

По снегу прямо босиком.

Вот и море, остановка. (останавливаются, поворачиваются лицом в круг)

Начинают подготовку.

Чтоб рачка в воде поймать,

Нужно воздуха набрать. (надувают щеки)

Растопырить крылышки (руки вдоль туловища, раздвигают пальцы)

И расправить перышки.

В.:А,наше путешествие продолжается, предлагаю, поехать дальше на санках. А, кого же запряжем мы в санки, отгадайте.

Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Слайд9(северный олень)

В.:   Да, этоолени. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег. А чем питаются северные олени, если вокруг снег?

Ответы детей: особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, поэтому они не скользят, а разгребают копытами снег, чтобы добраться до еды

В.:Олени питаются мхом и ягелем, спрятанным под снегом. Посмотрите, как выглядят эти растения

Слайд 10 (мох, ягель)

В.:  А, что так украшает этих животных?

Ответы детей (рога)

В.: Огромные, красивые, ветвистые.  Рога есть у самок и самцов. А, вот еще одно животное, которое лежит на льдине, отгадайте кто это.

В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он - ... (тюлень)

Слайд11(тюлень)

В.: Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой.Детёныши тюленя белые, их называют – бельки. Как вы думаете, почему?

Слайд12(белек)

Ответы детей он белый

В.: А, почему он белого цвета, а не такого как его мама и папа?

Ответы детей чтобы быть незаметным на снегу и прятаться от хищников.

В.: А, каких еще животных и птиц, живущих в холодных странах, вы знаете?

Ответы детей (овцебык, морж, полярная сова, полярный волк, песец, кулик)

В.: Посмотрите, пожалуйста на слайд. На нем изображены различные животные и птицы, назовите тех, которые обитают на севере?

Слайд 14 

Видеофрагмент северного сияния

В.: Ребята, посмотрите, что за чудо, что за диво – небо так горит красиво! Кто знает, что это такое?

Ответы детей

В.: Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво! Благодаря этому явлению полярная ночь становится не такой темной.

А наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути.

Ответы детей

В.: Все эти животные занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться, т.к. их осталось очень мало, и они могут совсем исчезнуть. Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере.

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере....