«Модель образовательной деятельности по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. Поэтому актуальная задача педагога - своевременное формирование речи детей, ее правильности и чистоты. Важно обеспечить систему работы по развитию речи во взаимосвязи всех направлений. Реализация данной цели предполагает разработку системы образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Поэтому актуальная задача педагога - своевременное формирование речи детей, ее правильности и чистоты. Важно обеспечить систему работы по развитию речи во взаимосвязи всех направлений. Реализация данной цели предполагает разработку системы образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования. Для этого была разработана комплексная модель, которая включает в себя поэтапный, системный алгоритм сочетания форм, методов и приемов совместной образовательной деятельности в течение месяца в режиме дня в младшей группе.
В утренний приём приоритетной деятельностью, создающей эмоциональный настрой на содержательное речевое общение, активизацию как пассивного, так и активного словаря воспитанников являются:
- Ритуалы утреннего приветствия, которые знакомят детей с разнообразными формами приветствия, создают эмоционально-положительный настрой на весь день.
- Артикуляционная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Беседы. Принимая в них участие, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас.
- Словесные игры и упражнения.
- Речевые тренинги и упражнения.
На прогулке приоритетной деятельностью, направленной на практическое речевое общение, формирование коммуникативных навыков являются:
- Минутки любования красотой природы.
- Наблюдения в природе.
- Художественное слово (используется при наблюдениях).
- Ситуативные разговоры.
- Речевые проблемные ситуации.
- Речевые коммуникативные игры.
- Игры с речевым сопровождением.
Всё это способствует развитию мыслительной и речевой активности, умению делать речевые выводы, умозаключения.
Во второй половине дня важными речевыми формами, методами, приемами развитию диалогической и монологической речи является:
- Индивидуальная работа по развитию речи.
- Работа с художественной литературой (чтение, заучивание, рассказывание, пересказ, знакомство с фольклором). Художественная литература учит понимать красоту родного языка, способствует освоению грамматического строя речи.
- Театротерапия (этюды, кукольный театр, драматизации, досуги).
- Речевые тренинги.
- Развлечения.
- Телефонные минутки (обучение игровому (диалогическому) общению).
- Решение проблемных ситуаций.
- Словесные дидактические игры, игры-фантазии, игры-викторины. Именно такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.
Таким образом, разумное сочетание форм, методов и приёмов в режиме дня обеспечит комплексность, последовательность, системность в решении речевых задач.
Наиболее эмоциональными формами работы будут: театрализованное развлечение, сюжетно-ролевые игры.
Модель включает циклограмму периодичности форм работы по развитию речевой активности дошкольников в режиме дня.
Модель образовательной деятельности по реализации ОО «Речевое развитие» образовательной программы ДОУ
во2 младшей группе(3-4 года)».
День недели | УТРО | ПРОГУЛКА | ВЕЧЕР | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Понедельник | 1. Беседа о выходных днях. 2. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций. 3. Ритуал «Добрые приветствия». | 1. Наблюдение за погодой.Художественное слово 2. Минутка любования красотой природы. | 1. Индивидуальная работа по развитию речи (звуковая культура речи) | 1. Индивидуальная работа по развитию речи (связная речь) 2. Коммуникативная игра. | 1. Индивидуальная работа по развитию речи (словарь) | 1. Индивидуальная работа по развитию речи (грамматика) |
Чтение художественной литературы. | ||||||
Вторник | 1.Рассматривание предметных картинок. 2. Ритуал «Добрые приветствия». |
| 1. Театрализованная игра: обыгрывание в лицах по сказке | 1. Театрализованная игра: имитация действий, мимики, интонации изображаемых героев | 1. Театрализованная игра: приёмы вождения настольных кукол | 1. Театрализованная игра: эмоциональное состояние человека (мимика, позы, жесты, движения) |
Среда | 1.Ритуал «Добрые приветствия». 2.Словесная игра «Посмотрите на меня». |
2. Минутка любования красотой природы. | ||||
Чтение художественной литературы. | ||||||
Четверг | 1. Рассматривание репродукций, фотографий, изделий народных мастеров. 2. Разговор о культурно-гигиенических навыках, правилах поведения. 3. Игры на классификацию. | 1. Наблюдение за неживой природой. Художественное слово 2. Минутка любования красотой природы. | 1. Театрализованная игра. | |||
2. Рассказ воспитателя: о жизни группы | 2. Рассказ воспитателя: об ожидаемых событиях | 2. Рассказ воспитателя: о детях, о себе 3.Развлечение-забавы. | 2. Рассказ воспитателя: о «трудных ситуациях» | |||
Пятница | 1. Д/и по развитию речи. 2. Родной край (рассказ воспитателя) 3. Индивидуальная работа по развитию речи. | 1. Целевая прогулка. Художественное слово Минутка любования красотой природы. | 1. Работа с художественной литературой: чтение | 1. Работа с художественной литературой: заучивание | 1. Работа с художественной литературой: рассказывание | 1. Работа с художественной литературой: фольклор |
|
Циклограмма периодичности форм работы по развитию речевой активности дошкольников в режиме дня.
Периодичность | Формы работы | Количество в день |
Ежедневно 1 раз в неделю 2 раза в неделю 1 раз в месяц 1 раз в квартал 1 раз в год |
« Связующая нить». «Спасибо матушке Земле». «Добрые приветствия».
| 1 1-2 1-2 2 2 1 1-2 1 2 1-2 1 1-2 1 1 1 1 1 1 1 1 1-2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/01/picture-401344-1404218409.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)
Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/25/picture-466035-1406297793.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего дошкольного возраст «Весна шагает по дороге»
Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствоватьграмматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анали...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-328402-1383331140.jpg)
Конспект занятия организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
Занятие написано для детей первой младшей группы (2-3 года)Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных пр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-532110-1421430942.jpg)
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Зимующие птицы »...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/23/picture-679095-1445622520.jpg)
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Мы рады солнышку и весне»
Задачи:1) Развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками («Социально-коммуникативное развитие»)2) Развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-588750-1425300462.jpg)
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности По речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной «Где чей дом?»»
Тема: «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной«Где чей дом?»»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/19/picture-489348-1645294898.jpg)
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Зима» младший дошкольный возраст
Конспект образовательной деятельностипо речевому развитию«Зима»младший дошкольный возраст...