Доклад Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями
консультация по коррекционной педагогике
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sistema_podderzhki_detey_s_osobymi_obrazovatelnymi_potrebnostyami.rtf_.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями:
достижения и перспективы развития»
педагог-психолог Паскаль М.Д.
Ребенок с особыми образовательными потребностями – это термин, который возник в связи с необходимостью отразить в языке отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав. В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии» и является тождественным термину «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).
Категории детей с ОВЗ
- Нарушение зрения
- Нарушение слуха
- Задержка психического развития (ЗПР)
- Нарушение интеллектуального развития (УО)
- Тяжелые нарушения речи (ТНР, ОНР)
- Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)
- Расстройство аутистического спектра (РАС)
- Комплексное нарушение развития
Современные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития:
- время начала образования (время начала специального коррекционно-развивающего воздействия совпадает с моментом определения нарушения в развитии ребенка);
- содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, создание специальных методов и средств обучения;
- особая пространственная и временная организация, смысловая организация образовательной среды;
- определение квалифицированных специалистов разных профилей.
За последние годы произошли существенные положительные изменения в организации и содержании образования детей с ОВЗ, в частности на уровне дошкольного образования.
Можно выделить наличие негативных и позитивных тенденций в развитии системы образования детей имеющих особые образовательные потребности на протяжении всех этапов психического развития.
К негативным тенденциям следует отнести рост числа детей с нарушениями в развитии, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения, рост числа детей с невыраженными отклонениями в развитии, увеличение числа детей с комплексными нарушениями. Все это затрудняет определение их особых образовательных потребностей и разработку индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на конкретный вариант нарушения.
К позитивным тенденциям следует отнести закрепление особенностей организации образования детей с ОВЗ в нормативных правовых актах различных уровней; начало внедрения системы комплексной помощи детям, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения детей и создает возможности для осуществления инклюзивного обучения; наблюдающийся рост в использовании достижений высокотехнологичной медицины, который требует разработки новых коррекционно-развивающих технологий.
Причины необходимости системной поддержки детей с ОВЗ:
- поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционно-развивающей помощи детям;
-необходимость совершенствования методов коррекционно-развивающей работы;
- недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области
специального образования детей с ОВЗ);
- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с
ОВЗ.
Цель системы поддержки детей с ОВЗ – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей в условиях дошкольного учреждения:
-максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
-коррекция его психофизических недостатков;
-актуальное включение его в окружающую среду;
-подготовку к школьному обучению.
Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ:
Психолого-педагогическая диагностика детей, сбор информации и составление банка данных на детей с ОВЗ;
Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;
Определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;
Информирование родителей о результатах работы с детьми;
Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках
разработанной модели;
Проектирование последующей работы с детьми;
Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.
Сопровождение детей с ОВЗ ведется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) и предполагает:
1. Диагностику проблемных сфер развития детей по запросам родителей и педагогов.
2. Составление банка данных о детях с ОВЗ.
3. Консультации по запросу педагогов и родителей.
4. Рекомендации педагогам по организации коррекционно-развивающего процесса.
5.Консультации и рекомендации педагогам и родителям по итогам коррекционно-развивающей работы.
6. Разработка программ для индивидуальной работы.
7. Анализ совместной деятельности специалистов ПМПк, педагогов, родителей. Прогноз
развития ребенка.
Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ:
1) Диагностико-прогностический;
2) Коррекционно-формирующий;
3) Оценочно-проективный.
1. Основные направления диагностико-прогностического этапа:
Информация о развитии и воспитании ребенка;
Всесторонняя оценка интеллектуального развития;
Диагностика развития психических функций;
Оценка психомоторного развития;
Оценка развития эмоционально-волевой сферы;
Оценка поведения и психологических механизмов его регуляции;
Оценка характера и особенностей личности в целом;
Прогноз дальнейшего развития ребенка.
В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо делать для того, чтобы опираться на сохраненные функции в процессе коррекционно-развивающей работы. Диагностическое обследование каждого ребенка с ОВЗ проводится всеми специалистами комплексного сопровождения ребенка, каждым в своей области.
По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется и пополняется в процессе сопровождения и включает:
- Договор ДОУ с родителями по комплексному сопровождению ребенка;
- Результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);
- Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения;
- Динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
2. Коррекционно-формирующий этап (коррекционно-развивающая работа) предполагает ежегодное диагностическое обследование детей с ОВЗ в начале и конце учебного года. По результатам обследования на ПМПк определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через адаптированную индивидуальную программу комплексного сопровождения, составляется прогноз развития. В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития и достоверности прогноза.
Основной целью работы на этом этапе является обеспечение позитивных сдвигов в психическом и физическом развитии ребенка и целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей.
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
1. Формирование и развитие умений и навыков разных видов деятельности: общение, игра,
самообслуживание и др. Адаптация в социуме.
2. Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с
окружающими:
- развитие зрительно-моторной сферы;
- коррекция нарушений речевого общения;
- коррекция нарушений восприятия, памяти и внимания;
- коррекция нарушения эмоциональной сферы.
3. Развитие когнитивной сферы (познания, изучение, осознание):
- стимуляция сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений;
- формирование готовности к обучению в школе.
3. Оценочно-проективный этап включает:
- оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;
- проектирование последующей работы с детьми.
В комплексном сопровождении развития ребенка педагоги являются «руководителями» сопровождения, т.к. именно они реализуют индивидуальную программу в повседневной работе с ребенком с ОВЗ.
Поэтому важнейшим направлением в работе с педагогами сопровождения являются:
- повышение психологической компетентности педагогов через различные формы просвещения: семинары, практикумы, консультации, беседы, дискуссии;
- оказание помощи в профессиональном самосовершенствовании и самореализации;
- взаимодействие в системе сопровождения в вопросах анализа совместной деятельности;
- разработки индивидуальных коррекционных программ, обсуждение поэтапных итогов, их реализации эффективности.
Взаимодействие с родителями, имеющих детей с ОВЗ:
Сотрудничество с родителями – очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции. «Взаимодействие» рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Эффективные формы работы с родителями:
- консультации по запросу родителей;
- самодиагностика родительского отношения к детям;
- обсуждение проблемных психологических ситуаций, приемов общения, поведения детей и родителей;
- знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребенка;
- информирование родителей о результатах психолого-педагогических обследований, результатах коррекционно-развивающей работы;
Формы работы с родителями носят как индивидуальный, так и групповой характер. Расширить диапазон взаимодействия с ними позволит работа родительского клуба, где комплексный подход к организации занятий с родителями позволяет наладить взаимодействие детско-родительских отношений и проработать основные психологические проблемы.
Перспективы развития системы поддержки детей с особыми образовательными потребностями (детей с ОВЗ)
Система поддержки детей с ОВЗ должна обеспечить:
- повышение в обществе инклюзивной культуры по отношению к лицам с ОВЗ, повышение значимости в общественном сознании получения качественного образования лицами с ОВЗ;
- доступность для всех категорий детей с ОВЗ качественного образования, способствующего удовлетворению их особых образовательных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
- совершенствование и создание доступной и развивающей образовательной среды не только в образовательных организациях, но и за их пределами, ориентированной на широкий круг ограничений жизнедеятельности;
- социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей с ОВЗ и объединяющую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных и других организаций и обеспечение доступа к ней разных категорий детей с ОВЗ;
- подготовленность лиц с ОВЗ к ведению максимально возможной самостоятельной и независимой жизни;
- укрепление и развитие кадрового потенциала системы образования лиц с ОВЗ;
Дети:
- позитивная адаптация к условиям ДОУ;
- динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
- эффективное формирование нарушенных функций;
- развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
- приобретение социального опыта.
Педагоги:
- развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;
профессиональное самосовершенствование, приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
Родители:
- получение квалификационной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
- адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
- информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМПк ДОУ;
- приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Обеспечение приемственности в системе дошкольного и начального образования детей с особыми образовательными потребностями
Доклад для педагогов-психологов дошкольных учреждений. В нём рассматриваются актуальные вопросы по обеспечению приемственности дошкольного и начального образования детей с "особыми образова...
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в ДОУ
В презентации представлено кадровое обеспечение, количественные показатели детей с особыми образовательными потребностями, алгоритм сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специал...
Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"
Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения....
Конева Е.А. Рудаметова Н.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями
Книга "Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями"В пособии отражена технология «Психомоторная коррекция в системе компле...
Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.
Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...
Текст к видео докладу на региональной конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, ресурсы, практики» на тему: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»
Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья говорить, обра...