Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
444_dlya_sayta_doklad_na_agustovskuyu_konferentsiyu_sentyabr_2019g.docx | 88.2 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Парус» г. Волгодонска
Выступление педагога-психолога
МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска
Корчагиной Н.Л.
на конференции
педагогов-психологов дошкольных и общеобразовательных учреждений г.Волгодонска
по проблеме: «Система психолого-педагогической поддержки
детей с особыми образовательными потребностями
в условиях МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска»
г. Волгодонск
сентябрь 2019г.
Педагог–психолог - Корчагина Наталья Леонидовна, являюсь представителем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Парус» г.Волгодонска. В нашем учреждении функционируют 7 групп компенсирующей направленности, в которых воспитывается 75 воспитанников с разными образовательными возможностями, и имеющие статус ОВЗ:
- 3 группы для детей с ЗПР;
- 1 группа для детей с нарушением интеллекта;
- 1 группа для детей с сочетанными нарушениями развития, с режимом пребывания до 12 часов;
- 2 группы для детей с сочетанными и множественными нарушениями, с кратковременным режимом пребывания.
Посещают ДОУ дети разных нозологических групп.
Для осуществления комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в нашем учреждении существует следующая модель образовательной среды.
Технологическая среда
Предметно – пространственная среда
Социальная среда
состоящая из определенных компонентов.
I ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА
Технологическая среда включает в себя:
- подбор рекомендованных адаптированных программ развития дошкольников разных нозологических групп;
- банк диагностических методик, валидных для контингента наших воспитанников по скрининговой и углубленной диагностике когнитивной и эмоционально-личностной сферы;
- разработки индивидуальных программ психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями;
- разработки индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида;
- разработки программ индивидуального психологического сопровождения.
- Ведение карт развития ребенка.
Вашему вниманию представлен перечень рекомендованных адаптированных программ для детей с ЗПР, с УО:
- « Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П.
- «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР» Л.Б. Баряевой, Л.В. Лопатиной.
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
- Программа коррекционно – развивающего обучения дошкольников с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко.
Перечень рекомендованных программ по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы у дошкольников:
- «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». И.А. Пазухина.
- « Тропинка к своему Я» О. Хухлаева, О. Хухлаев, И. Первушина.
- «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет» Н.Ф. Иванова.
- «Давайте жить дружно» С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник.
- «В мире друзей». Е.В. Котова. Программа эмоционально – личностного развития детей.
- «Здравствуй, Я сам!» С.В. Крюкова. Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. Материалы, которых мы используем парциально.
Перечень рекомендованных адаптированных программ для детей с ЗПР, с УО:
- « Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П.
- «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР» Л.Б. Баряевой, Л.В. Лопатиной.
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
- Программа коррекционно – развивающего обучения дошкольников с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, где есть образовательная область «коммуникация» или блок по формированию социально-личностных представлений и коммуникативных навыков.
Перечень методик и технологий, рекомендованных к работе с детьми с особыми образовательными потребностями:
- «Аутичный ребенок: пути помощи» О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.
- «Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей» Сара Ньюмен, перевод с англ. Н.Л. Халмогоровой.
- «Игры с аутичным ребенком, установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия» Е. Янушко.
- «Маленькие ступеньки». Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Университет Маккуэри.
- «Основы комплексного развития особых детей в возрасте до 4 лет». Москва, Центр лечебной педагогики.
- «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах» С.С. Морозова.
- « Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития». И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина.
Так как в нашем учреждении формированием познавательных процессов занимаются учителя-дефектологи, педагог-психолог занимается коррекцией и развитием эмоционально-личностной сферы. Для исследования познавательных навыков применяется методика Е.А. Стребелевой, и для детей с ТиМНР - методика Э.Й.Кипхарда. В банк диагностических методик были отобраны методики для скрининговой диагностики и углубленного исследования эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сферы:
№ п\п | Название методики | Автор, источник | Направленность исследования | Категория детей |
1. | Методика исследования эмоционального состояния | Э.Т. Дорофеева | Эмоциональное состояние ребенка | Средние, старшие, подготовительные группы |
2. | Методика Р. Сирса | Р. Сирс. | Уровень тревожности | Средние, старшие, подготовительные группы. |
3. | Опросник для педагогов по оценке адаптации новых воспитанников | журнал "Психолог в детском саду" № 1/ 2004.г. | Уровень, степень адаптации и процент адаптивных возможностей в условиях пребывания в группе ДОУ. | Средние, старшие, подготовительные группы (для новых воспитанников). |
4. | Опросник для родителей новых воспитанников по оценке адаптации | журнал "Психолог в детском саду" № 1/ 2004.г. | Реакция ребенка на процесс адаптации к условиям нового ДОУ. | Средние, старшие, подготовительные группы(для новых воспитанников). |
5. | Тест Индекс тревожности «Выбери нужное лицо» | Р.Темпл, М.Дорки, В.Амен. | Уровень тревожности | Средние, старшие, подготовительные группы (индивидуально, при необходимости). |
6. | Психодиагностические наблюдения за поведенческими проявлениями воспитанников. | Долговременные наблюдения за поведенческими проявлениями воспитанников в разных ситуациях и режимных моментах. | Средние, старшие, подготовительные группы, группы кратковременного пребывания. | |
7. | Оценка уровня социального развития | Дэвид Вернер | Уровень социального поведения | Средние, старшие, подготовительные группы, группы кратковременного пребывания (индивидуально, при необходимости). |
8. | Диагностическая шкала социальной адаптации ребенка. | Н.Л. Корчагина | Уровень социальной адаптации | Средние, старшие, подготовительные группы, группы кратковременного пребывания (индивидуально, при необходимости). |
9. | Методика исследования детского самосознания (полоролевая идентификация) | Н.Л.Белопольская | Уровень самосознания. Полоролевая идентификация. | Средние, старшие, подготовительные группы (индивидуально, при необходимости). |
По итогам диагностики проводится работа по разработке индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка с особыми образовательными потребностями по установленному образцу и программы психолого-педагогической реабилитации детей инвалидов. Разрабатываются программы индивидуального психологического сопровождения, куда включаются результаты скрининговой и углубленной диагностики, подбор необходимого инструментария, план коррекционных и игровых упражнений, краткий анализ по итогам проведенной работы.
Следующий компонент образовательной среды - это предметно-пространственная среда
II. ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Для создания благоприятной предметно-пространственной среды, способствующей разносторонне развивать наших воспитанников была проделана следующая работа:
- Пересмотрен речевой режим в ДОУ и введены дополнительные упражнения, знаки, карточки, символы, жесты для активизации взаимоотношений и создания ситуации вербальных коммуникаций для безречевых детей.
- Введены дополнительные знаки, символы, упражнения, карточки для формирования поло-ролевой идентификации.
- Ведется работа по насыщению сенсорно – двигательной среды для формирования базовых сенсорно - двигательных эталонов, приносящих удовольствие ребенку, тем самым снимающих психо-эмоциональное и нервно – мышечное напряжение, что благоприятно сказывается на снижение уровня эмоциональной лабильности и закрепление позитивного фона настроения и расширения двигательных возможностей.
- Продолжается работа по оформлению уголков уединения для детей с РАС в групповых комнатах и зоны релаксации в кабинете психолога.
- Расширена работа по распознаванию базовых эмоций и процессов самосознания через групповые и индивидуальные занятия с применением техник самопознания, закрепления схемы тела и переноса на плоскость в рисуночных играх и упражнениях.
- На групповых и мини групповых психологических занятиях ведется работа по формированию процессов контроля и регуляции поведения в группе сверстников. Для этого используем определенные ритуалы, схемы занятий, запрещающие знаки, звуковые сигналы, как организующие, предупредительные, так и по завершению работы; что является дополнительной опорой ребенка для завершения действия.
III. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Компоненты социальной среды включают в себя 2 больших блока направлений: работа с педагогами и работа с родителями.
В работе с педагогами были внесены изменения в
- педагогическое общение, психологический климат и педагогические трансляции (Язык, стиль речи педагога. Темп. Сила голоса. Интонации. Тембр голоса. Позы. Гримасы. Дистанции. Все формы вербального педагогического взаимодействия, с учетом нозологических групп воспитанников.)
- Построен новый алгоритм взаимодействий в коллективе согласно циклограмме работы, согласованной с коллегами (Для профилактики неконструктивных способов профессионального взаимодействия, с ориентировкой на позитив и с позиции взаимозаменяемости и взаимопонимания).
В работе с родителями были введены обновленные формы взаимодействия:
- Совместные проекты детского сада и семьи;
- Тематические досуги с участием родителей, детей и педагогов ДОО;
- Родительский клуб для просвещения и объединения родителей;
- Мини тренинги по общению в диаде «Родитель-Ребенок», где родитель учится лучше понимать поведение своего не говорящего ребенка и более конструктивно с ним взаимодействовать;
- Мини тренинги семейные по формированию у детей с РАС эмоциональной отзывчивости к членам семьи и конструктивным способам взаимодействий;
- Тематические досуги для родителей и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с активным включением этих детей в досуговую деятельность;
- Интерактивные способы взаимодействия с родителями. (УДАЛЕННОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ )
- Транслирование наработанного опыта в городе и регионе.
Был разработан и внедрен проект «Музыка наших сердец» для детей с ТиМНР.
Постепенно создается и апробируется новый проект «МиРитМиЯ» для этих же детей, который охватывает несколько направлений работы:
- Формирование позитивного образа Я;
- Развитие дополнительных коммуникаций;
- Гармонизацию Детско-Родительских отношений;
- Снижение психо-эмоционального напряжения у родителей;
- Расширение доверительных взаимоотношений в триаде «Педагог-Родитель-Ребенок»
В нашем садике большое внимание уделяется и тем детям, которые могут полностью компенсироваться и перейти на обучение по общеобразовательным программам. Это система индивидуальных и групповых занятий с проведением открытых занятий для родителей, с участием родителей, с ведущей ролью родителя «Родитель-учитель» или «Родитель-логопед». Дети
также участвуют в разных творческих конкурсах в тематических развлекательных мероприятиях.
Представленная вашему вниманию работа позволяет запустить компенсаторный ресурс ребенка через комплекс специальных стратегий, тактик, приспособлений, способствующий максимально помочь ребенку с особыми образовательными потребностями в познании себя в окружающей действительности и реализации своих социальных потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Обеспечение приемственности в системе дошкольного и начального образования детей с особыми образовательными потребностями
Доклад для педагогов-психологов дошкольных учреждений. В нём рассматриваются актуальные вопросы по обеспечению приемственности дошкольного и начального образования детей с "особыми образова...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Современная образовательная политика направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при вовремя...
Программа муниципальной опорной площадки "Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ"
Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ В ДОУ"
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как буде...
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА (ранний, дошкольный возраст))
Выступление на городском МО учителей-логопедов и дефектологов. Краткое изложение о сенсорной интеграции, о нарушениях процесса обработки сенсорной информации у детей дома ребенка и показ практич...
Использование арт-терапии как условие успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации.
Детская Арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами - это лечение творчеством. Основная цель Арт - терапии сост...