Занятие по развитию речи в старшей группе «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чукаева Лилия Викторовна

Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Насекомые»

Цель: уточнение и расширение знаний детей о насекомых, развитие умений использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Насекомые»

Цель: уточнение и расширение знаний детей о насекомых, развитие умений использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей о частях тела насекомых, местами их обитания;  и обобщающим понятием насекомые в природе весной; расширить лексический запас по теме «Насекомые», повторить с детьми названия насекомых. 

Развивающие: Развивать зрительное восприятие, слуховое и  зрительное внимание, речевую активность и общую моторику (двигательные навыки и переключаемость).

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация.

Словарная работа:

Активный словарь:

Существительных - бабочка, муравей, пчела, кузнечик, жук, божья коровка, гусеница, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, лес, цветы листья, трава.

Прилагательных – Красивый(ая), большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы – Летать, ползать, садится, кружится, есть, пить, ловить, кусать.

Наречия – Высоко, низко, далеко, близко.

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми в природе на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о насекомых, заучивание стихов о насекомых, аппликация на тему «Луг для пчелы».

Индивидуальная работа:

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: картинки с изображением различных насекомых; конверт; картинки с силуэтами насекомых; 2 листа А3 для создания панно для пчелы и заготовки цветов (ландыш, подснежник, колокольчик, одуванчик, ромашка).

Раздаточный: картинки цветов и насекомых.

Структура и методические приемы:  

I Организационный момент: проветривание группы, организация детей принесли письмо.

Ой! Ребята, посмотрите,

Кто - то в двери  постучал

И письмо нам передал?!

Мы откроем сей конверт

И узнаем в нем ответ.

 II Основная часть:  

Воспитатель: Дети,  к нам сегодня прилетела гостья  сегодня и принесла с собой письмо от своих друзей. В письме друзья пишут, что: «Какие - то мальчишки обижают насекомых: разломали муравейник, ловят бабочек, собирают гусениц в банку, Топчут цветы. И просят помочь им.»

В: как мы себя ведем на природе?

Д: (цветы не ломаем, они нужны, чтобы собирать нектар бабочкам и пчелам.Муравьи труженики леса.)

 Воспитатель предлагает  вспомнить, чем питаются бабочки и гусеницы.

Д: - Бабочки любят нектар. Гусеницы капусту.

В: Ребята, давайте превратимся в насекомых.

Игра  «Превращение»- развитие фонематического слуха

(дети одевают шапочки насекомых и изображают тех насекомых, которые у них на шапочка.Пока звучит музыка, выполняются движения, характерные для насекомого. Когда музыка заканчивается.)

В. Спрашивает: Кому я дам цветок? (Бабочке)

Кому я дам мед? (Пчеле)

Кому я дам травинку? (Божьей коровке)

Кому я дам капусты? (Гусенице)

Кому я дам прутик? (Муравью).

Кому я дам скрипку? (Кузнечик).

В: Молодцы справились!

Дидактическая игра «На лугу»

Цель этой игры: дети самостоятельно изменяют глаголы по числам и лицам.

Воспитатель сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

               ***

Бабочки в небе …(летают),

Крыльями …(машут),

Нас забавляют.

Я по небу не…(летаю),

Я на солнце …(загораю).

        ***

На скакалке я …(скачу),

В классики …(играю),

Если только захочу… (поскачу),

***

В траве сидит …(кузнечик),

Зеленый огуречик.

Только ветер зашумел,

Наш кузнечик …(улетел).

Прыгает  и … (скачет).

Никогда не…(плачет).

В:  А теперь, поиграем в мяч. Вставайте в круг, я буду бросать мяч и начну фразу, а вы закончите.

- Бабочка летит, а бабочки … (летят).

- Жук ползет, а жуки…(ползут).

- Гусеница грызет, а гусеницы …(грызут).

- Пчелка собирает нектар, а пчелы … (собирают) нектар.

- кузнечик прыгает, а кузнечики… (прыгают).

Физминутка (игра с движением) «Жук»

Я нашла себе жука

(дети вытягиваю руки вперед,

На большой ромашке

Как бы показывая жука).

Не хочу держать в руках,

(Изображают, как кладут

Пусть сидит в кармашке.

в карман)

Ой, упал, упал мой жук,

(Нагибаются.)

Нос испачкал пылью.

(Показывают на нос.)

Улетел мой майский жук,

(Машут руками)

Зажужжали крылья.

В: Я знаю стих про пчелку и жука, послушайте:

***

- Жук, жук, где твой дом?

        - Под березовым листом

             Ехал Филя – коновал,

             Мой домик растоптал.

                        ***

-Пчелка – пчелка,

 Золотая холка,

 Полети на лужок,

 Принеси нам медок!

В:  А теперь еще раз вместе повторяйте за мной.

В: Ребята, разделимся на две команды с помощью считалки - одна команда загадает насекомое и будет его описывать, а другая отгадывать. Если не сможете отгадать, буду помогать вам с помощью картинок, где будут нарисованы части тела насекомого.

Считалка

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчелы на цветы,

Мы играем – водишь ты!

Ребята, отгадаете - ка загадки, их в письме принесла нам пчелка, отгадаете и узнаете кто ее друзья на лугу.

Загадки

Землю роет, а сам воет

Шесть ног без копыт,

Есть рога, а не бык.      (Жук)

 Всех жучков она милей,

Спинка красная у ней,

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.  (Бабочка)

Живет в лесу малыш изящный,

Пусть ростом мал, да работящий,

Весь день без устали снует,

То прут, то бревнышки несет!  (Муравей)

Все жужжит она, жужжит,

Над цветком кружит, кружит,

Села, сок с цветка взяла,

Мед готовит нам …(Пчела).

 В: Какие молодцы все загадки отгадали!

Ребята, вместе повторим стихотворение Татьяны Кулаковой

Пчелка весело жужжит,

Над цветком она кружит,

Приземлилась на цветок,

Опустила хоботок

В серединку и с восторгом

Пьет нектар – цветочный сок.

III Заключительная часть: анализ проведенного НОД, поощрение.

Воспитатель: Дети, вы сегодня все были такие молодцы, так много рассказали о насекомых. Давайте сегодня вечером отправим пчелке письмо, и в нем расскажем ему все, что вы знаете как вести себя на природе и ни когда не будите ломать цветы и муравейники, ловить бабочек. Но у меня еще есть сюрприз. Пчелка прислала вам с письмом прислал подарок для Вас. Ой, а картинки то у нас не цветные. Что же случилось с ними?

(Ответы детей)

Воспитатель: Наверно на письмо попала вода и размыла все краски. Но вы не переживайте. Мы с вами сегодня их раскрасим и вместе с письмом отправим пчелке, чтобы её поляна стала еще краше.

Воспитатель: Дети, что мы с вами сегодня делали на занятии? Что было интересного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "Насекомые"

       Цель: 1. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства)....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Насекомые"

Конспект занятия по развитию речи в подоготовительной группе "Насекомые"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе: «Насекомые».

Конспект итогового занятия в средней группе по развитию речи....

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Насекомые»

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Насекомые»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Насекомые»

Цель: закрепление знаний детей об особенностях жизни насекомых.Задачи:Воспитательные:Воспитывать уважение и любовь к окружающему миру.Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.Р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Насекомые"

Увлекательное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: "Насекомые" в старшем дошкольном возрасте...