ООД по речевому развитию на тему "Путешествие в лес" для средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект
организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему:
«Путешествие в лес»
для воспитанников 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_les.docx | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
обобщение и закрепление знаний детей о деревьях, о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
-формировать умение детей видеть сезонные изменения в природе, закрепить в речи дошкольников правила поведения в природе, названия деревьев;
-упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
-упражнять в составлении рассказа об осени по схемам и изображении их;
- закрепить правила поведения в лесу;
-учить образовывать относительные прилагательные из имен существительных;
-активизировать словарный запас детей при помощи новых слов, совершенствовать навыки самостоятельного принятия решений, способствовать снятию психомоторного напряжения дошкольников.
-закреплять умение различать близкие по звучанию звуки "с" и "ш"; правильно и отчетливо произносить звук "с" и звук "ш".
Развивающие:
-развивать умение различать листья деревьев, закрепить названия деревьев;
-развивать звуковую культуру речи;
-развивать связную речь, обогатить активный словарь детей, развивать память, внимание, воображение через игры и игровые упражнения.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к природе.
Активизация словаря:
березовый листок, дубовый листок, еловые иголки, рябиновый листок, листопад.
Материалы и оборудование:
-интерактивная доска (фон леса)
-маски деревьев;
-листья деревьев;
-разрезные картинки «Лес»;
- мяч;
- мнемотаблица «Осень»;
-знаки, обозначающие правила поведения в лесу;
-подносы с манной крупой для рисования на каждого ребенка;
-аудиозапись звуки леса, башкирская мелодия для игры.
Дети встают в круг.
Воспитатель: Я рада всех вас видеть веселыми, в хорошем настроении. Мне
очень хочется, чтобы такое настроение длилось до вечера.
Улыбнитесь друг другу. Повернитесь друг за другом по кругу.
Похлопайте по спине пальчиками и поздоровайтесь. А теперь
повернитесь и поздоровайтесь с другим соседом.
– А вы любите путешествовать? (Да)
-А куда отправимся в путешествие, вы узнаете, когда
выполните задание.
Игра «Сложи из частей целую картинку»
(Дети за столами стоя складывают из частей целую картинку. Сложив картинку, дети отвечают, куда они отправятся в путешествие).
Воспитатель: Дети, куда мы с вами отправимся в путешествие? (В лес).
Да, мы сегодня пойдём в гости, в лес, к природе: к берёзке и
рябине, к пахучим ёлочкам. Но для начала давайте вспомним,
как нужно вести себя в лесу, какие правила нужно
выполнять.
(Показ карточек о правилах поведения в лесу, дети комментируют).
- Не шуми в лесу;
- Не ломай, не руби ветки деревьев и кустов;
- Не рви и не топчи в лесу, на лугу цветы;
- Не сбивай грибы;
- Не разжигай костёр;
- Не бросай мусор.
Воспитатель: А на чем мы можем отправиться в путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте мы полетим на волшебном транспорте,
ковре – самолете! Приглашаю всех занять места, садитесь
удобнее.
(Дети садятся на ковер в круг)
Воспитатель: Пока летим, поиграем в игру
«Назови ласково»
(Воспитатель передает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: лист - листочек, ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, береза – березка, дуб - дубочек, елка – елочка, орех - орешек, рябина – рябинка, облако – облачко)
Воспитатель: Вот мы и попали в лес. Давайте послушаем тишину леса.
Глубоко вдохнем свежий воздух, выдохнем.
Дети присаживаются на «пенечки»
Воспитатель: А как вы думаете, какая погода в осеннем лесу? (Холодная,
дождливая, пасмурная)
Воспитатель: Ой, ребята, что-то мне холодно стало, ветерок дует!
Покажите, как ветерок дует! Ш-Ш-ш-ш-ш (холодный ветер)
Теперь давайте согреем себя: С-с-с-с (теплый ветер)
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы
должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
песенку холодного ветерка (ш) – шишка, шапка, бумага, машина.
песенку теплого ветерка (с) – осень, дерево, сосна, дуб.
Воспитатель: Осенний ветерок принес нам листья с деревьев.
(Младший воспитатель рассыпает листья)
Воспитатель: Посмотрите, как много листьев упало с деревьев.
И теперь наши листья лежат где? (Под деревьями, на земле).
Как называется явление, когда падают листья? (листопад)
Воспитатель: Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек.
Назовите, какой это листок?
Ребёнок: Этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.
Ребёнок: Этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.
Ребёнок: Этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.
Ребёнок: Этот листочек упал с ели. Это еловые иголки.
Воспитатель: Возьмите по одному листочку! (Дети собирают листья.)
Проводится игра «Беги к дереву»
(4 ребенка одевают маски деревьев: дуба, березы, рябины и ели. У других детей на руках листья разных деревьев. Под музыку «листочки» выполняют легкий бег. По окончании музыки подбегают к дереву)
После игры дети садятся на «пенечки»
Воспитатель: Береза, дуб, рябина, ель растут в лесах нашей республики.
Воспитатель: Как красив лес в осеннее время! Давайте мы придумаем
красивые предложения про осень. Я вам предлагаю придумать
предложения об осени, глядя на картинку. Каждое
предложение должно начинаться со слова «Осенью»
Что же бывает только осенью, давайте расскажем?
Игровое упражнение «Составь предложение».
Воспитатель: «Осенью желтеют и опадают листья»
«Осенью часто идут дожди»
«Осенью солнышко светит, но не греет»
«Осенью люди собирают урожай»
«Осенью животные делают запасы на зиму»
«Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края»
Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши предложения
об осени.
Воспитатель: Ребята, вам нравится в лесу? А как вы думаете, медленно или
быстро растут деревья в лесу?
Психогимнастика «Дерево»
Воспитатель: Давайте представим себя деревом. Вот оно совсем
маленькое. (Дети сидят на корточках, согнувшись). На него
падают солнечные лучики, и оно растет, тянется к
солнцу (дети встают на носочки, тянутся вверх). Затем оно
подросло, окрепло (дети ставят ноги на ширину плеч, руки в
разные стороны). На него дул ветерок, оно наклонялось,
клонилось в разные стороны (дети выполняют наклоны из
стороны в сторону, вперед и назад). А старые деревья повалило
на землю и осталось в лесу очень мало деревьев.
-А как мы можем помочь лесу? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда подойдите к столу. Мы посадим новые деревья.
Пальцами схематично нарисуйте дерево.
-Что есть у дерева? (ствол, ветки)
(Дети пальцами на манной крупе рисуют дерево)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стал наш лес большой.
Воспитатель: Молодцы! Нам пора возвращаться домой. Сядем на наш ковёр-самолёт. А пока летим обратно, давайте вспомним, где побывали?
-Какие деревья вы встретили в лесу?
-А какие добрые дела мы сегодня совершили?
-Что тебе больше всего запомнилось в путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа кружка по познавательно-речевому развитию "От слова к звуку" (средняя группа)
программа по познавательно-речевому развитию...
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: "Новый теремок"
Конспект НОД содержит пальчиковую гимнастику, лексико-грамматическую игру, физминутку, упражнение артикуляционной гимнастики, драматизацию сказки, ритуалы начала и конца НОД....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию...
НОД по познавательно-речевому развитию "Жители фермы" для детей средней группы
Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию "Жители фермы" для детей средней группы...
НОД по познавательно-речевому развитию "Зимующие птицы" для детей средней группы
НОД по познавательно-речевому развитию "Зимующие птицы" для детей средней группы...
Конспект нод по речевому развитию посредством театрализованной деятельности в средней группе "Под грибком"
Разработка содержит материалы по речевому развитию (потешку, скороговорку), а также сценарий по мотивам сказки Сутеева "Под грибом"....
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...