Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Это занятие поможет воспитателям
• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;
• упражнять в словообразовании и словоизменении;
• формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его;
• развивать мышление, зрительную память, наблюдательность;
• развивать мелкую моторику рук и движений;
• воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус;
• воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_r.r.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки»
Образовательная область: речевое развитие.
Тема: «Сказки»
Возраст: старшая группа
Цель: обобщить представления детей о сказках.
Задачи:
• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;
• упражнять в словообразовании и словоизменении;
• формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его;
• развивать мышление, зрительную память, наблюдательность;
• развивать мелкую моторику рук и движений;
• воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус;
• воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.
Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, ларец, «письмо», книга, слайды по сказкам, разрезные картинки, иллюстрации сказок.
Предварительная работа:
• чтение детям сказок;
• обсуждение прочитанного материала;
• отгадывание загадок,
• собирание пазлов по сказкам,
• раскрашивание изображений к сказкам.
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (пазлы, , крупа).
Ход НОД
1. Организационный момент. Звучит музыка.
Подгруппа детей входят в группу, останавливаются возле воспитателя, здороваются с гостями.
В: Сегодня у нас занятие развитие речи. Но о чем мы будем говорить с вами, вы мне скажите, отгадав мою загадку:
«Там волшебство, там чудеса,
Бывает бабушка Яга
Герои действуют умно,
И дружба побеждает зло!»
В: Так о чем мы сегодня будем говорить?
Д: О сказках.
В: Правильно, у нас сегодня будет необычное занятие, оно будет у нас волшебное, сказочное. И поможет нам в этом Веселый Язычок
Сказка о Веселом Язычке
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.
В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.
А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами.
Язычку очень понравилось его новое жилище.
(Т.В. Мецлер)
В одном домике, дружок,
Живет Веселый Язычок,
Ох, и шустрый он
мальчишка
И немного шалунишка.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Распластался, как лопатка,
Полежал на губе
И опять ушел к себе.
Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит - маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали!
В.Первое знакомство со сказкой у нас произошло.
В: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! - Хотите отправиться со мной? (ответы детей)
- Как вы думаете, на чем мы сегодня отправимся в наше путешествие? (ответы детей)
В: А отправимся мы с вами на ………
Что за чудо длинный дом
Пассажиров много в нем
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус)
В.Правильно. На автобусе
Присаживайтесь, пожалуйста, занимайте свои места.
Водителем у нас будет Гном.
В. Ну, что, ребята, удачи – и в добрый путь!
Основная часть.
В: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.
- А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
В: Молодцы, много сказок знаете.
На нашем занятии поведем мы речь о сказках. Скажите ребята, а что такое сказка?
Д: сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных сил.
В: А какие жанры сказок вы знаете?
Д: волшебные – «Василиса прекрасная», «Царевна лягушка»; сказки о животных - «Теремок», «Рукавичка»; бытовые - «Волшебный горшочек»
В: Кто придумывает сказки?
Д: автор, народ.
В: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то. (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то. (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
В: Вы много сказок знаете?
Д: да.
В: Тогда сейчас я проверю, знаете или нет. Я загадаю вам сказочные загадки, вы должны их отгадать.
Сказочные загадки:
1. Сказку ты, дружок, послушай. Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять, сладких зерен поискать. Видит дом-домок, в чистом поле одинок. («Теремок»)
2. Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей, доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки, в лес зеленый стали звать: грибы – ягоды сбирать …
(«Маша и медведь»)
3.. Жили-были дед да баба, жили дома с птицей рядом. Баба птицу ту любила, ее зернами кормила.
(«Курочка Ряба»)
4. Жили-были семь ребят – белых маленьких козлят. Мама очень их любила, молоком детей поила. Тут, зубами щелк да щелк, появился серый волк. Шкурку белую надел, нежным голосом запел.
(«Волк и 7 козлят»)
5. Из муки его слепили, после в печку посадили, на окошке он студился, по дорожке он катился.
(«Колобок»)
6. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать?
(«Заюшкина избушка» – петух)
7. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
8. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю?
(«По щучьему велению»)
9. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли?
(«Репка»)
10. Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка –
(«Снегурочка»)
11 Всех излечит, исцелит, добрый доктор –
(«Айболит»)
12 Она красива и мила, а имя её от слова зола? –
(« Золушка»)
13. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
Как вы догадались? (ответы детей)
- А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей)
- А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).
Игра: “Забавные медведи”
(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)
Когда медведям грустно - они делают так.
Когда медведи удивлены - делают вот так.
Когда они испуганы - они такие.
Когда мишки злятся - они уже другие.
Когда медведи радуются - делают вот так.
В: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя».
В: Ребята давайте вспомним, как сочиняют сказки. Как обычно начинаются сказки? (жили-были, много лет тому назад, в некотором царстве).
Да, с самого начала должно быть ясно и понятно, где и когда происходит событие. Придумайте начало сказки (Однажды, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве, давно это было)
Потом должен быть большой рассказ – что происходит. Встреча героев, они решают куда пойти и зачем. Потом главный герой сражается со злом.
А что самое интересное в сказках (чудеса, волшебство, приключения, происходит борьба добрых и злых сил)
А что в сказке побеждает всегда? (добро побеждает зло).
И далее после большого рассказа должен быть конец. Как обычно заканчиваются сказки? (И стали они жить –поживать, жили они долго и счастливо). В русских народных сказках – это присказка: «Вот и сказке конец – а кто слушал – молодец», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»
В:Ответьте на такой вопрос: Какие герои бывают в сказках?
Д: Добрые и злые.
В: Замечательно. Посмотрите на иллюстрации и определите, какие герои положительные, а какие отрицательные.
Физкультминутка:
Скачут, скачут во лесочку
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки_
Прыг-скок, прыг-скок
Встал зайченок на пенек
(Прыжки вперед-назад)
Всех построил на зарядку,
Стал показывать зарядку
Раз! Шагают все на месте
Два! Руками машут вместе
Три! Присели, дружно встали, все за ушком почесали
На четыре потянулись
Пять! Прогнулись и нагнулись
Шесть! Все стали снова вряд, зашагали как отряд.
Играет музыка, появляется сказочный ларец.
В: Посмотрите, какой чудесный сказочный ларец
Что за чудо из чудес
Здесь стоит большой ларец
В нем предметы не простые
А волшебные, какие!
Ребята давайте посмотрим что там? В ларце (сапоги-скароходы, волшебная палочка, шапка – невидимка, колпак и письмо).
В: Ребята, посмотрите письмо, давайте его прочитаем?
«Дорогие ребята! В сказках герои часто попадают в разные неприятности. Это происходит из-за незнания правил поведения, но вы друзья эти правило хорошо знаете. Я хочу попросить вас помочь этим героям и сделать для них книжку с правилами поведения, чтобы они больше не попадали в беду, поэтому и прислала вам это письмо с просьбой»
В: Ну что, ребята надо помочь бабушке Сказочнице, хотите помочь?
Д: Да.
В:, Ой, что это выпало: какие-то картинки, наверно надо их посмотреть и узнаем какую сказку надо сочинить.
Ребята, а вы хотите быть сказочниками? Но чтобы стать сказочником и начать придумывать сказку надо одеть вам вот это колпак сказочника. Давайте вспомним, как сочиняют сказки.
Давайте я вам помогу придумать начало, для этого я надену колпак сказочника: «Жили-были дед и баба , и был у них колобок . Он был очень веселый, любопытный и непослушный. Дедушка и бабушка его не пускали в лес, а ему так хотелось туда, узнать и увидеть как там. И вот, однажды, он ослушался родителей и побежал в лес и встретился …»
Кого мог встретить колобок? Что может с ним случится? Кто ему поможет? Как он доберется домой?
Вы можете немного подумать пока играет музыка, выбрать картинки и поделиться новой сказкой.
Интересная сказка получилась у нас? Давайте придумаем ей название.
3. Заключительная часть.
Рефлексия. Играет музыка и включается телевизор
Физкультминутка
Будем пальчики считать.
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку Бурку,
Нашего вещего каурку.
Про Жар Птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы на тему «Придумывание загадок о литературном герое (козле из сказки Д. Каминяра «Притче об овце и козле» и козла из сказки «Лиса и козел»)
конспект занятия направленный на развитие связанной речи с использованием театрализованной деятельности...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Сказка в гости к нам приходит"
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературыЗадачи: Образовательные: -уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Сказки"
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор ( Айболит)...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе « Сказка». Тема: «Составление рассказа по картине Петровой Т. «Отлёт птиц»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки»Цель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:Образовательные: углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, п...