Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Медведева Людмила

Это занятие поможет воспитателям  

• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;

• упражнять в словообразовании и словоизменении;

• формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его;

• развивать мышление, зрительную память, наблюдательность;

• развивать мелкую моторику рук и движений;

• воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус;

• воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_r.r.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки»

Образовательная область: речевое развитие.

Тема«Сказки»

Возраст: старшая группа

Цель: обобщить представления детей о сказках.

Задачи:

• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;

• упражнять в словообразовании и словоизменении;

• формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его;

• развивать мышление, зрительную память, наблюдательность;

• развивать мелкую моторику рук и движений;

• воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус;

• воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, ларец, «письмо», книга, слайды по сказкам, разрезные картинки, иллюстрации сказок.

Предварительная работа:

• чтение детям сказок;

• обсуждение прочитанного материала;

• отгадывание загадок,

• собирание пазлов по сказкам,

• раскрашивание изображений к сказкам.

Предполагаемый результат:

- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.

- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.

- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (пазлы, , крупа).

Ход НОД

1. Организационный момент. Звучит музыка.

Подгруппа детей  входят в группу, останавливаются возле воспитателя, здороваются с гостями.

В: Сегодня у нас занятие развитие речи. Но о чем мы будем говорить с вами, вы мне скажите, отгадав мою загадку:

«Там волшебство, там чудеса,

Бывает бабушка Яга

Герои действуют умно,

И дружба побеждает зло!»

В: Так о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О сказках.

В: Правильно, у нас сегодня будет необычное занятие, оно будет у нас волшебное, сказочное. И поможет нам в этом  Веселый  Язычок

Сказка о Веселом Язычке

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.

В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.

А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами.

Язычку очень понравилось его новое жилище.

(Т.В. Мецлер)

В одном домике, дружок,

Живет Веселый Язычок,

Ох, и шустрый он

мальчишка

И немного шалунишка.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Распластался, как лопатка,

Полежал на губе

И опять ушел к себе.

Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит - маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали!

В.Первое знакомство со сказкой у нас произошло.

В: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! - Хотите отправиться со мной? (ответы детей)

- Как вы думаете, на чем мы сегодня отправимся в наше путешествие? (ответы детей)

В: А отправимся мы с вами на ………

Что за чудо  длинный  дом

Пассажиров много в нем

Носит обувь из резины

И питается бензином  (автобус)

В.Правильно.  На автобусе

Присаживайтесь, пожалуйста,  занимайте свои места.

Водителем у нас будет Гном.

В. Ну, что, ребята, удачи – и  в добрый путь!

Основная часть.

В: Ребята, а вы любите сказки(ответы детей). И я люблю.

- А какие сказки вы знаете(ответы детей)

В: Молодцы, много сказок знаете.

На нашем занятии поведем мы речь о сказках. Скажите ребята, а что такое сказка?

Д: сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных сил.

В: А какие жанры сказок вы знаете?

Д: волшебные – «Василиса прекрасная»«Царевна лягушка»сказки о животных - «Теремок»«Рукавичка»;  бытовые «Волшебный горшочек»

В: Кто придумывает сказки?

Д: автор, народ.

В: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

- есть волшебство, то. (волшебная);

- есть добро, то… (добрая);

- есть радость, то… (радостная);

- есть загадки, то. (загадочная);

- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)

В: Вы много сказок знаете?

Д: да.

В: Тогда сейчас я проверю, знаете или нет. Я загадаю вам сказочные загадки, вы должны их отгадать.

                                Сказочные загадки:

1. Сказку ты, дружок, послушай. Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять, сладких зерен поискать. Видит дом-домок, в чистом поле одинок.               («Теремок»)

2. Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей, доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки, в лес зеленый стали звать: грибы – ягоды сбирать …

(«Маша и медведь»)

3.. Жили-были дед да баба, жили  дома с птицей рядом. Баба птицу ту любила, ее зернами кормила.

(«Курочка Ряба»)

4. Жили-были семь ребят – белых маленьких козлят. Мама очень их любила, молоком детей поила. Тут, зубами щелк да щелк, появился серый волк. Шкурку белую надел, нежным голосом запел.

(«Волк и 7 козлят»)

5. Из муки его слепили, после в печку посадили, на окошке он студился, по дорожке он катился.

(«Колобок»)

6. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать?

(«Заюшкина избушка» – петух)

7. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

8. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю?

(«По щучьему велению»)

9. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли?

(«Репка»)

10.  Красна девица грустна, ей не нравится весна.
        Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка –

(«Снегурочка»)

11  Всех излечит, исцелит, добрый доктор –

(«Айболит»)

12  Она красива и мила, а имя её от слова зола? –

(« Золушка»)

13. Возле леса, на опушке

 Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?                 («Три медведя»)

Как вы догадались? (ответы детей)

- А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей)

- А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).

                                 Игра: “Забавные медведи

(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)

Когда медведям грустно - они делают так.

Когда медведи удивлены - делают вот так.

Когда они испуганы - они такие.

Когда мишки злятся - они уже другие.

Когда медведи радуются - делают вот так.

В: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя».

В: Ребята давайте вспомним, как сочиняют сказки. Как обычно начинаются сказки(жили-были,  много лет тому назад,  в некотором царстве).

Да, с  самого начала должно быть ясно и понятно, где и когда происходит событие. Придумайте начало сказки (Однажды, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве, давно это было)

Потом должен быть большой рассказ – что происходит. Встреча героев, они решают куда пойти и зачем. Потом главный герой сражается со злом.

А что самое интересное в сказках (чудеса, волшебство, приключения, происходит борьба добрых и злых сил)

А что в сказке побеждает всегда(добро побеждает зло).

И далее после большого рассказа должен быть конец. Как обычно заканчиваются сказки(И стали они жить –поживать, жили они долго и счастливо). В русских народных сказках – это присказка«Вот и сказке конец – а кто слушал – молодец»«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»

В:Ответьте на такой вопрос: Какие герои бывают в сказках?

Д: Добрые и злые.

В: Замечательно. Посмотрите на иллюстрации и определите, какие герои положительные, а какие отрицательные.

Физкультминутка:

Скачут, скачут во лесочку

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки_

Прыг-скок, прыг-скок

Встал зайченок на пенек

(Прыжки вперед-назад)

Всех построил на зарядку,

Стал показывать зарядку

Раз! Шагают все на месте

Два! Руками машут вместе

Три! Присели, дружно встали, все за ушком почесали

На четыре потянулись

Пять! Прогнулись и нагнулись

Шесть! Все стали снова вряд, зашагали как отряд.

Играет музыка, появляется сказочный ларец.

В: Посмотрите, какой чудесный сказочный ларец

Что за чудо из чудес

Здесь стоит большой ларец

В нем предметы не простые

А волшебные, какие!

Ребята давайте посмотрим что там? В ларце (сапоги-скароходы, волшебная палочка, шапка – невидимка, колпак и письмо).

В: Ребята, посмотрите письмо, давайте его прочитаем?

«Дорогие ребята! В сказках герои часто попадают в разные неприятности. Это происходит из-за незнания правил поведения, но вы друзья эти правило хорошо знаете. Я хочу попросить вас помочь этим героям и сделать для них книжку с правилами поведения, чтобы они больше не попадали в беду, поэтому и прислала вам это письмо с просьбой»

В: Ну что, ребята надо помочь бабушке Сказочнице, хотите помочь?

Д: Да.

В:, Ой, что это выпало:  какие-то картинки, наверно надо их посмотреть  и узнаем какую сказку надо сочинить.

Ребята, а вы хотите быть сказочниками? Но чтобы стать сказочником и начать придумывать сказку надо одеть вам вот это колпак сказочника. Давайте вспомним, как сочиняют сказки.

Давайте я вам помогу придумать начало, для этого я надену колпак сказочника: «Жили-были дед и баба , и был  у них колобок . Он был очень веселый, любопытный и непослушный. Дедушка и бабушка  его не пускали в лес, а ему так хотелось туда, узнать и увидеть как там. И вот, однажды, он ослушался родителей и побежал в лес и встретился …»

Кого мог встретить колобок? Что может с ним случится? Кто ему поможет? Как он доберется домой?

Вы можете немного подумать пока играет музыка, выбрать картинки  и поделиться новой сказкой.

Интересная сказка получилась у нас? Давайте придумаем ей название.

3. Заключительная часть.

Рефлексия. Играет музыка и включается телевизор

Физкультминутка

Будем пальчики считать.

Будем сказки называть:

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк, Лиса.

Не забудем Сивку Бурку,

Нашего вещего каурку.

Про Жар Птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем,

Знаем волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Сказка в гости к нам приходит"

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературыЗадачи: Образовательные:   -уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Сказки"

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор ( Айболит)...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе « Сказка». Тема: «Составление рассказа по картине Петровой Т. «Отлёт птиц»

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки»Цель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:Образовательные: углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, п...