Конспект НОД по развитию речи в старшей группе « Сказка». Тема: «Составление рассказа по картине Петровой Т. «Отлёт птиц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Челпанова Ирина Юрьевна

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 9 Петродворцового района

Санкт- Петербурга

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе « Сказка»

Тема: «Составление рассказа по картине Петровой Т. «Отлёт птиц»

                                                                     

   Автор методической

разработки   конспекта:                                

                                                                                               

                                                                                          Челпанова И.Ю.

                                                                                      Должность: воспитатель

                                                                             

                                                                  Место работы: ГБДОУ детский сад №9

                                                           Петродворцового района Санкт-Петербург

                                             

                                           

Санкт-Петербург 2021

Вступление (преамбула)

Программа, по которой осуществляется образовательная деятельность:

Рабочая программа по развитию речи  у детей старшей группы разработана в соответствии  с ФГОС дошкольного образования,  с учётом примерной основной образовательной программы « Развитие речи в детском саду» под  редакцией В.В. Гербова « Мозаика- Синтез», 2020.

Индивидуальные и возрастные особенности  детей:

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Тема мероприятия с детьми в рамках комплексно - тематического планирования:

«Перелётные птицы»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Формирование умение составлять описательный рассказ по картине с использованием  мнемотаблицы.

Задачи:

 Образовательные – Закрепить знание детей об осенних явлениях в природе, о перелётных птицах, расширять знания детей об изобразительном искусстве;

Развивающие – уточнить словарь по темам: «поздняя осень», «перелетные птицы: насекомоядные и водоплавающие», развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи; развивать художественное восприятие, развивать логическое мышление, зрительное внимание, творческое воображение; развивать знание о перелётных птицах.

Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, ее значение для человека.

Методические приёмы:

Наглядные: рассматривание  иллюстраций, показ картины.

Словесные: вопросы, речевые упражнения.

Практические: дидактические игры и упражнения.

Планируемый результат ( Рефлексия):

Научить детей составлять рассказ по мнемотаблицы. Отвечать на вопросы, воспитывать бережное отношение к природе и птицам.

Материал к занятию. Предметные картинки: перелётные птицы. Сюжетная картинка.

Предварительная работа:

- Рассматривание птиц на картинках и иллюстрациях.

- Составление описательных рассказов по предметным картинкам о перелётных птицах.

- Чтение сказки В.М.Гаршина “Серая шейка”.

- Наблюдение за состоянием природы, за перелётными птицами с воспитателем и родителями.

Ход занятия: 

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята,  давайте поздороваемся . Круг радости!

Собрались все дети в круг!

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Молодцы, садитесь на свои места.

(Воспитатель показывает пёрышко и спрашивает откуда появилось оно)

Загадка:

 Эта птица всем известна —

Гадким он утёнком был.

 Да и сказка интересна.

Жаль что я её забыла (Лебедь)

( Воспитатель показывает лебедя на окне)

                                                       Основная часть.

В: Ой, ребята! Кто это к нам прилетел? ( посмотрите)

В: Ребята, только лебедь какой то грустный, наверно он отстал от своей стаи?.Как вы думаете?

Д: Ответы детей

В: Да ребята,  наш лебедь отстал от стаи и ничего не знает, как готовятся к отлёту его друзья, куда ему лететь.

В: Ребята, поможем нашему лебедю?

Д: Поможем.

(В-ль снимает лист с картины и объявляет название картины «Отлет птиц» художник Т. П. Петрова).

В: Какое время года изображено на картине?

Д: Поздняя осень.

В: Какие краски использовал художник для того, чтобы изобразить  осень?

Д: Холодные краски.

В: Какие птицы улетают первыми в теплые края?

Д:Ответы детей.

.В: Как вы думаете, где художник мог нарисовать эту картину?

Д: В лесу, у озера, у болота.

В:Ребята, наш лебедь что-то совсем устал, загрустил. Давайте сделаем зарядку.

 Физминутка.

Лебеди летят

Крыльями машут - плавные движения руками с большой амплитудой

Метнулись над водой

Качают головой         - наклоны вперёд

Прямо и гордо

Умеют держаться - стоят прямо вытянув шею

Очень бесшумно

На воду садятся         - бесшумно приседают опустив руки.

В: Молодцы, ребята. Давайте рассмотрим картину повнимательнее. Что вы видите на переднем плане?

Д: На переднем плане мы видим стаю лебедей.

В: Как вы узнали, что это лебеди?

Д: Лебеди грациозные птицы с могучими крыльями, шея у них длинная, гибкая, лапы короткие с красными перепонками.

В: А кого вы видите у самой воды?

Д:У воды стоят журавли: это крупные и длинноногие птицы, стоят у воды.

В: Какие птицы плавают в озере?

Д: В озере плавают утки.

В: Каких птиц вы видите в небе?

Д: В небе мы видим стаи лебедей и журавлей.

В:Ребята, а как сказать утки, журавли, лебеди- это какие птицы?

 Д: Ответы детей.

В: Ребята, а лебедь еще принес игру, давайте поиграем вместе.

Дидактическая игра «Кто лишний?»

В:Ребята,а теперь давайте попробуем составить рассказ по картине « Отлёт птиц»  вместе, чтобы наш лебедь обрадовался и улетел со своей стаей в тёплые края.

В этом нам будет помогать вот такая  схема (мнемотаблица). 

В:Посмотрите, что нарисовано в первом квадрате? буква «О» - обозначающая осень и снежинку – «поздняя осень».

В: Смотрим на  2 квадрат, что нарисовано? деревья без листвы и засохшую траву. Значит мы можем с помощью этих символов описать состояние природы на картине.  (Лес стоит обнаженный, трава пожелтела и засохла. Дует порывистый, холодный ветер. )

В: Дальше рассматриваем рисунок 3, что изображено? тучи и дождь со снегом. Эти символы описывают состояние неба осенью.

В: Рисунок 4 – Нарисована стая птиц. Что они делают? Куда собираются птицы осенью?

Д: Ответы детей ( улетают на юг)

В:Правельно.

В:Картинка 5- Нарисован лебедь, этот символ помогает нам рассказать о птицах на картине. Как они готовятся к отлёту.

В: Картинка 6, Нарисован грустный смаил. Какое настроение вызывает картина?

В: Молодцы, а теперь вы внимательно послушайте мой рассказ, по картине « Отлёт птиц».

«Отлет птиц».

Наступила поздняя осень. Лес стоит обнаженный, тёмный. Трава пожелтела и засохла. Небо покрыто тучами. Идет моросящий холодный дождь со снегом. Дует порывистый ветер.

Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края. На переднем плане мы видим белых лебедей. У воды собрались журавли. По озеру плавают утки. Высоко в небо поднялись стаи журавлей и лебедей. Птицы прощаются с озером и лесом.  Картина вызывает грустное осеннее настроение.

В:После воспитатель предлагает одному ребенку описать картину полностью

.( Дети выходят и рассказывают свой рассказ по картине).

В:  Ребята, какой замечательный рассказ у вас получился. Мы лебедя многому научили,  но  нам пора прощаться с лебедем, ему надо догонять своих друзей. Давайте с ним попрощаемся.

Рефлексия:

В: Молодцы, ребята. Вы хорошо составили рассказ по картине.

-Что вам запомнилось?,

-Что было трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»

учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».

Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и разными формами обще...

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»».

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»». Программное содержание:Продолжать учить детей рассматривать сюж...

Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Весна»

Развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам....

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему "Составление рассказа по картинке"

Цель: учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем.Задачи:Образовательные: - сформировать представление о разных игрушках.Развивающие:-развивать наблюдательность, внимани...