Конспект НОД по развитию речи в старшей группе « Сказка». Тема: «Составление рассказа по картине Петровой Т. «Отлёт птиц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 9 Петродворцового района
Санкт- Петербурга
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе « Сказка»
Тема: «Составление рассказа по картине Петровой Т. «Отлёт птиц»
Автор методической
разработки конспекта:
Челпанова И.Ю.
Должность: воспитатель
Место работы: ГБДОУ детский сад №9
Петродворцового района Санкт-Петербург
Санкт-Петербург 2021
Вступление (преамбула)
Программа, по которой осуществляется образовательная деятельность:
Рабочая программа по развитию речи у детей старшей группы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учётом примерной основной образовательной программы « Развитие речи в детском саду» под редакцией В.В. Гербова « Мозаика- Синтез», 2020.
Индивидуальные и возрастные особенности детей:
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Тема мероприятия с детьми в рамках комплексно - тематического планирования:
«Перелётные птицы»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Формирование умение составлять описательный рассказ по картине с использованием мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные – Закрепить знание детей об осенних явлениях в природе, о перелётных птицах, расширять знания детей об изобразительном искусстве;
Развивающие – уточнить словарь по темам: «поздняя осень», «перелетные птицы: насекомоядные и водоплавающие», развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи; развивать художественное восприятие, развивать логическое мышление, зрительное внимание, творческое воображение; развивать знание о перелётных птицах.
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, ее значение для человека.
Методические приёмы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ картины.
Словесные: вопросы, речевые упражнения.
Практические: дидактические игры и упражнения.
Планируемый результат ( Рефлексия):
Научить детей составлять рассказ по мнемотаблицы. Отвечать на вопросы, воспитывать бережное отношение к природе и птицам.
Материал к занятию. Предметные картинки: перелётные птицы. Сюжетная картинка.
Предварительная работа:
- Рассматривание птиц на картинках и иллюстрациях.
- Составление описательных рассказов по предметным картинкам о перелётных птицах.
- Чтение сказки В.М.Гаршина “Серая шейка”.
- Наблюдение за состоянием природы, за перелётными птицами с воспитателем и родителями.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся . Круг радости!
Собрались все дети в круг!
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Молодцы, садитесь на свои места.
(Воспитатель показывает пёрышко и спрашивает откуда появилось оно)
Загадка:
Эта птица всем известна —
Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль что я её забыла (Лебедь)
( Воспитатель показывает лебедя на окне)
Основная часть.
В: Ой, ребята! Кто это к нам прилетел? ( посмотрите)
В: Ребята, только лебедь какой то грустный, наверно он отстал от своей стаи?.Как вы думаете?
Д: Ответы детей
В: Да ребята, наш лебедь отстал от стаи и ничего не знает, как готовятся к отлёту его друзья, куда ему лететь.
В: Ребята, поможем нашему лебедю?
Д: Поможем.
(В-ль снимает лист с картины и объявляет название картины «Отлет птиц» художник Т. П. Петрова).
В: Какое время года изображено на картине?
Д: Поздняя осень.
В: Какие краски использовал художник для того, чтобы изобразить осень?
Д: Холодные краски.
В: Какие птицы улетают первыми в теплые края?
Д:Ответы детей.
.В: Как вы думаете, где художник мог нарисовать эту картину?
Д: В лесу, у озера, у болота.
В:Ребята, наш лебедь что-то совсем устал, загрустил. Давайте сделаем зарядку.
Физминутка.
Лебеди летят
Крыльями машут - плавные движения руками с большой амплитудой
Метнулись над водой
Качают головой - наклоны вперёд
Прямо и гордо
Умеют держаться - стоят прямо вытянув шею
Очень бесшумно
На воду садятся - бесшумно приседают опустив руки.
В: Молодцы, ребята. Давайте рассмотрим картину повнимательнее. Что вы видите на переднем плане?
Д: На переднем плане мы видим стаю лебедей.
В: Как вы узнали, что это лебеди?
Д: Лебеди грациозные птицы с могучими крыльями, шея у них длинная, гибкая, лапы короткие с красными перепонками.
В: А кого вы видите у самой воды?
Д:У воды стоят журавли: это крупные и длинноногие птицы, стоят у воды.
В: Какие птицы плавают в озере?
Д: В озере плавают утки.
В: Каких птиц вы видите в небе?
Д: В небе мы видим стаи лебедей и журавлей.
В:Ребята, а как сказать утки, журавли, лебеди- это какие птицы?
Д: Ответы детей.
В: Ребята, а лебедь еще принес игру, давайте поиграем вместе.
Дидактическая игра «Кто лишний?»
В:Ребята,а теперь давайте попробуем составить рассказ по картине « Отлёт птиц» вместе, чтобы наш лебедь обрадовался и улетел со своей стаей в тёплые края.
В этом нам будет помогать вот такая схема (мнемотаблица).
В:Посмотрите, что нарисовано в первом квадрате? буква «О» - обозначающая осень и снежинку – «поздняя осень».
В: Смотрим на 2 квадрат, что нарисовано? деревья без листвы и засохшую траву. Значит мы можем с помощью этих символов описать состояние природы на картине. (Лес стоит обнаженный, трава пожелтела и засохла. Дует порывистый, холодный ветер. )
В: Дальше рассматриваем рисунок 3, что изображено? тучи и дождь со снегом. Эти символы описывают состояние неба осенью.
В: Рисунок 4 – Нарисована стая птиц. Что они делают? Куда собираются птицы осенью?
Д: Ответы детей ( улетают на юг)
В:Правельно.
В:Картинка 5- Нарисован лебедь, этот символ помогает нам рассказать о птицах на картине. Как они готовятся к отлёту.
В: Картинка 6, Нарисован грустный смаил. Какое настроение вызывает картина?
В: Молодцы, а теперь вы внимательно послушайте мой рассказ, по картине « Отлёт птиц».
«Отлет птиц».
Наступила поздняя осень. Лес стоит обнаженный, тёмный. Трава пожелтела и засохла. Небо покрыто тучами. Идет моросящий холодный дождь со снегом. Дует порывистый ветер.
Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края. На переднем плане мы видим белых лебедей. У воды собрались журавли. По озеру плавают утки. Высоко в небо поднялись стаи журавлей и лебедей. Птицы прощаются с озером и лесом. Картина вызывает грустное осеннее настроение.
В:После воспитатель предлагает одному ребенку описать картину полностью
.( Дети выходят и рассказывают свой рассказ по картине).
В: Ребята, какой замечательный рассказ у вас получился. Мы лебедя многому научили, но нам пора прощаться с лебедем, ему надо догонять своих друзей. Давайте с ним попрощаемся.
Рефлексия:
В: Молодцы, ребята. Вы хорошо составили рассказ по картине.
-Что вам запомнилось?,
-Что было трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»
учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».
Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и разными формами обще...
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»».
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»». Программное содержание:Продолжать учить детей рассматривать сюж...
Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Весна»
Развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам....
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему "Составление рассказа по картинке"
Цель: учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем.Задачи:Образовательные: - сформировать представление о разных игрушках.Развивающие:-развивать наблюдательность, внимани...